«Умер перед выходом на сцену, любuл одну женщuну u всегда улыбался». Как жuл акmер Евгенuй Леонов
Вы знаете, что великий актер Евгений Леонов скоропостижно умер, когда переодевался к спектаклю? И зрители, уже сидевшие в зале, когда им сообщили эту скорбную новость, потом стояли у «Ленкома» со свечками в руках все время, пока должен был идти спектакль…
Толстый смешной мальчишка
В 30-е годы щекастого четвероклассника Женю Леонова высмотрел ассистент, которому поручили отыскать «пухленького и смешного» мальчика. Ребенок на студию не явился. Ассистент несколько опередил время – в школьный драмкружок Женя запишется лишь год спустя. Мальчик рос в семье, далёкой от искусства: папа авиаконструктор, мама занималась детьми:
Мама наша была невероятно добрым человеком. Не блистала образованием, но умела рассказать любую историю так, что вокруг все покатывались со смеху. Наверное, поэтому дома у нас всегда были люди…
От судьбы не уйдешь
Началась война и 14-летний мальчик пошел учеником на завод, где работал отец. Вскоре поступил в техникум авиационного приборостроения – продолжать семейное дело. Но самодеятельность не бросил, и любовь к сцене победила. Техникум закончен не был. Леонов пошел поступать в Московскую театральную студию. На экзамене читал стихи и прозу:
Мне сказали после того, как я закончил: «Еще что-нибудь можете прочитать?» Я сказал: «Да, но, боюсь, получится еще хуже»… Все заулыбались почему-то и стали настаивать, чтобы я продолжил.
Разумеется, его взяли – противиться его искреннему, лучащемуся добротой обаянию было невозможно. После учебы Леонов начал работать в театре.
Между сценой и кинематографом
Значимых ролей в театре у Леонова долгое время не было. Кино было способом заработать – молодой актер охотно брался за эпизодические роли. А начиная с «Полосатого рейса» он стал звездой экрана. И дело, конечно, не только в заработке – на сцене, или перед камерой, в главной роли, или в крошечном эпизоде Евгений Павлович всегда выкладывался на все сто. Поэтому все его образы стали незабываемыми.
В середине 70-х у него произошел конфликт с худруком Андреем Гончаровым. Тот и так был недоволен частными отлучками актера на съемки, но когда вдруг увидел по телевизору Леонова, рекламирующего рыбу, просто взбесился и при всей труппе издевательски отчитал артиста:
Вы что, голодаете, Евгений Павлович? Мы мало вам платим? Давайте шапку по кругу пустим, чтобы вам не пришлось позориться, пробавляясь рекламой!
А дело было совсем не в этом… Мягкий и добрый по природе Леонов просто не смог отказать знакомому директору «Океана», потому и встал за прилавок, надев колпак продавца – получился первый в СССР рекламный ролик. Леонов, всерьез обидевшись, ушел из театра Маяковского и до конца жизни работал в «Ленкоме». Тамошний худрук Марк Захаров и сам отдавал должное кинематографу, поэтому сложностей со съемками не возникало.
Даже тигры его не кусали…
Во время съемок «Полосатого рейса» произошла комичная, но почти библейская история. Подобно пророку Даниилу, которого не стали терзать дикие звери, запертый в клетке Леонов не вызвал у тигров никакой агрессии. Может, потому что и сам не испытывал перед ними страха? Буквально накануне, узнав о рождении сына, он так обрадовался, что «был готов обнять даже тигров». Вот как Евгений Павлович описывал съемку эпизода в своей книге «Письма к сыну»:
Тигры ушли заниматься своими делами, режиссер кричит: «В чем дело, дрессировщик, почему звери не бросаются на артиста?!!!» Дрессировщик сует мне в клетку поросенка и вилку: «Проколи поросенка, чтоб они кровь почувствовали». Я ему: «Не буду я! Сам коли, если нужно, это твоя профессия». А потом ой, что началось! Они почуяли, бросились , поросенка еще и оцарапали, он вырывается, тигры бесятся, я ору: «Где дрессировщик! Делай что-нибудь, сейчас вместе с кораблем сожрут всех!»
Кстати, автор «Полосатого рейса» В.Фетин первым снял Леонова в «серьезной» роли. Кинолента по рассказам Шолохова «Донская повесть» показала, что смешной человек с разлапистым лицом и хрипловатым голосом – мощный трагический актер способный создать на экране живой пронзительный образ неоднозначного героя. Впрочем, сочувствие и какую-то нежность вызывают даже комедийные персонажи Евгения Леонова.
Внутреннее и внешне
Доброта, отзывчивость, бережное отношению к людям вокруг были отличительной чертой Евгений Леонова. Он всю жизнь любил одну женщину. Всей душой был привязан к сыну. Помогал всем, кто просил о помощи. Был мягок и приветлив со всеми, невзирая на лица, чины, возраста, национальности. Никогда не страдал даже тенью «звездной болезни». И, как говорит народная мудрость, с возрастом «получил лицо, которое заслужил»: с первого взгляда на лицо зрелого Леонова становится понятно, насколько это хороший человек.
Может, именно это, в сочетании с большим талантом и сделало Евгения Леонова уникальным?