04.04.2024
587 просмотров

«Человек-амфибия» Юноша, у которого в глазах голубое море, и девушка, у которой в глазах небо: секреты создания фильма

4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».

В первый день снимали короткий эпизод разговора Ихтиандра с отцом. В котором юноша говорит доктору Сальватору, что должен повидаться с Гуттиэрой после того, как объявили о её помолвке с Педро Зурито.

Это эпизод по сценарию во второй половине картины. Но, как это обычно бывает, хронология съёмок не совпадает с хронологией самого фильма.

После месяца работы в Ленинграде, в самом начале мая съёмочная группа выехала в Крым, где в Ласпинской бухте, что примерно в сорока километрах от Ялты, была проведена значительная часть натурных съёмок.

Так же за лето и осень 1961 года съёмочная группа успела побывать в других районах Крыма и в Баку, где снимали городские эпизоды.

Интересная история о том, как режиссёр с оператором смогли добиться «моря в глазах Ихтиандра и небо в глазах Гуттиэры», как описал своих главных героев автор романа Александр Беляев.

И у Владимира Коренева, и у Насти Вертинской были большие красивые глаза. Цвет глаз актёров тоже позволял получить нужные оттенки. Оператор с помощью фильтров и установки света много экспериментировал на крупных планах, но режиссёру каждый раз хотелось более яркого эффекта.

Один из членов съёмочной группы попросил своего родственника, который работал в Центральном офтальмологическом институте им. Гельмгольца, помочь с вопросом усиления блеска глаз. И тот прислал глазные капли, которые были безвредны для здоровья, но при этом увлажняли глаза, что при направленном свете позволяло добиться заметного блеска. Ну а сине-бирюзовый оттенок оператор получил уже с помощью цветных светофильтров.

Это сегодня у кинематографистов нет проблем, чтобы на цифровом видео синтезировать всё, что душа пожелает. И цвет, и форму, и т.д. А в те годы о компьютерах и цифровых видеоформатах никто ничего не знал.

В этом фильме многое было впервые. Например, впервые в мире (!) были проведены масштабные подводные съёмки для художественного фильма. Для этого пригласили опытного кинооператора Владимира Чеботарёва, который ранее снимал под водой фото и киноматериалы для учёных и для научно-документальных фильмов.

Первоначально режиссёр мечтал снять фильм в Саргассовом море с богатым подводным миром. Но пришлось ограничиваться Чёрным морем, которое не имело достаточной прозрачности и богатой фауны. В связи с этим многие подводные эпизоды с дальними планами пришлось из сценария убрать. А чтобы «разнообразить» фауну Чёрного моря, кинооператор нашёл оригинальное решение. Перед объективом кинокамеры расположили специально изготовленный аквариум в виде раструба, в котором плавали экзотические рыбки. И подводные кадры сразу же оживились.

Позже многие методики, которые были впервые опробованы на съёмках этого фильма, вошли в учебники по кинематографии. А сам фильм в 1962 году стал безоговорочным лидером проката, обогнав более чем в полтора раза занявшую второй место «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова (65 и 43 млн. зрителей соответственно).


Оставь комментарий

Рекомендуем