Это было очень нереальное зрелище! Что же Георгий Данелия рассказал о съёмках Евгения Леонова в легендарном фильме «Афоня»
Известно, что на роль Коли-штукатура Евгений Леонов был утверждён одним из первых. Ещё до выбора Леонида Куравлева на главную роль. На кандидатуре Леонова на худсовете настаивал не только Георгий Данелия, но и автор сценария Александр Бородянский.
Позже Евгений Павлович рассказывал, что, прочитав сценарий, он не сразу понял характер своего героя. На первом обсуждении роли Данелия пояснил, что Коля-штукатур — это безобидный человек со своими достоинствами и недостатками. И по своей сути абсолютно беззлобный. Именно этим он приглянулся Афоне, и именно поэтому супруга с ним не разводится, хотя и выгоняет каждый раз из дома.
Внимательные зрители наверняка заметили, что на кармане пижамы у Коли-штукатура вышиты две буквы «Е Л». Дело в том. что Евгений Павлович снимался в фильме в своей настоящей домашней пижаме.
И Евгений Павлович сыграл роль именно так, как хотел режиссёр. Наверное, этим и отличается мастерство великого артиста от просто хорошего актёра.
Евгений Леонов очень любил дружеские и домашние застолья, хотя выпивал на них сам крайне мало. А после операции на сердце вообще не брал в рот ни капли спиртного.
Но он был наблюдательным человеком, поэтому сыграть пьяного мог очень достоверно. По воспоминаниям Данелии, когда играли эпизод возвращения пьяных друзей домой, Леонов творил настоящие чудеса! Причем это снимали несколько дней, и каждый раз актёр удивлял своим мастерством всех членов съёмочной группы.
Георгий Данелия:
«Когда Евгений Павлович погружался в образ пьяного Коли-штукатура, происходила настоящая магия. Это было фантастическое зрелище! Абсолютно трезвый человек прямо на глазах у всех в течение нескольких секунд преображался в пьяницу на каком то физиологическом уровне. У него набухало и краснело лицо, глаза становились мутными, взгляд осоловелым, а тело принимало такое неустойчивое положение пьяного человека, которое нарочно сыграть было невозможно. И если Куравлёву «пьянку» на лице рисовали гримёры, то Леонову гримеры были не нужны».
И при этом каждый новый дубль он вновь погружался в такое состояние, которое наверняка было очень затратным с точки зрения эмоций и сил.
Сделали несколько дублей. Довольный режиссёр говорит всем: «Всё! Отлично! Всем спасибо, сцена снята», а Леонов просит ещё один дубль. И играет ещё лучше!
После завершения съёмок этого эпизода, Нина Русланова, которая в то время уже сама была неслабой актрисой, подошла к Евгению Павловичу, чтобы выразить своё восхищение. Но тот лишь скромно отмахнулся.
Евгений Леонов, несмотря на награды и звания, почёт и славу, в жизни был скромным и спокойным человеком. Никто не мог вспомнить, когда бы он всерьёз с кем-то ругался или вообще повышал голос. Но при этом с режиссёрами и актёрами умел быть серьёзным и требовательным.
Георгий Данелия впервые пригласил Леонова на главную роль в фильме «Тридцать три» в 1965 году. Причем сценарий был написан под Юрия Никулина, и тот уже был утверждён на главную роль. Но когда до начала съёмок осталось всего две недели, вдруг выяснилось, что Никулин должен уехать с цирком на гастроли в Японию и Австралию. О гастролях всем знали заранее и надеялись, что цирковое начальство его отпустит. Но переговоры на самом высоком уровне между «Союзгосцирком» и «Госкино» закончились ничем. Никулина не отпустили, хотя у него на манеже был полноценный сменщик.
Надо было срочно найти нового актёра. Причем на кастинг и пробы времени уже не оставалось. И тогда автор сценария Виктор Конецкий предложил Евгения Леонова, которого знал по фильму «Полосатый рейс». На том и порешили.
И хоть фильм «Тридцать три» позже был запрещён, Данелия был очень доволен работой актёра. И в следующие тридцать лет Евгений Леонов снимался в каждом новом фильме Георгия Данелии. Не пропустил ни одного.