«Я лежал прu смерmu, а оmец валял дурака – нuкому не пожелаешь mакое пережumь». Сын Нuкулuна рассказал правду об оmце
Максиму Никулину, сыну Юрия Никулина, удалось в жизни то, что удается единицам. Он стал преемником, продолжателем дела своего выдающегося отца и одновременно избежал всякого сравнения с ним, обвинения в «сынковстве». Максим Юрьевич уже много лет, худрук и Гендиректор Московского цирка на Цветном бульваре. Человек, цирку всецело преданный, и при этом никогда не выходивший на арену в качестве артиста.
Как ему это удалось? Каково было быть «сыном артистов цирка» (жена Юрия Никулина тоже выступала на арене)? Чему они сумели научить своего сына?
Колхоз «Гигант»
Максим не «рос в опилках», как большинство детей цирковых артистом. Надобности таскать с собой ребенка по гастролям не было. В Москве с ним оставалась не просто бабушка – целая большая семья, живущая под одной крышей. Половину коммуналки в одном из арбатских переулков занимал просто-таки родственный клан:
Мы с родителями, мамина сестра, ее муж и дети, бабушка. Называлось это «Колхоз «Гигант» — так и над звонком было написано
Наверняка, Юрий Владимирович придумал… Всеобъемлющее чувство смешного было одной из его уникальных черт. А еще кристальная честность во всех жизненных проявлениях и мягкая, любящая натура:
Не было у меня комплекса «заброшенного ребенка». У родителей такая работа – это я рано понял. К тому же они постоянно писали, звонили – хотя из-за границы это бешеных денег стоило – передавали посылочки с оказией. Папа рисовал для меня забавные картинки в письмах, целые комиксы.
Что есть воспитание?
Максим Юрьевич вспоминает, что его «воспитанием» в смысле морализаторства и ругани за проступки отец практически не занимался:
Мама еще могла вести какие-то душеспасительные беседы. А папа не ругал никогда. Он вообще не умел этого делать. Ни на йоту жесткости в нем не было Я, уже когда с ним работал, умирал со смеху, когда он подчиненных распекал: «Как же у тебя так получилось? Ты уж не поступай так больше, пожалуйста…»
Воспитывал Юрий собственным примером. Как-то принес Максим отцу проект. Никулин взглянул, указал пальцем на одну фамилию и сказал:
«Если он здесь, значит меня там не будет». «Подожди, тебе же не водку с ним пить, ты даже с ним встречаться не будешь» – парировал Максим. «Ты не понял, мальчик, если он там, значит, меня там не будет».
А смысл был в том, что Юрий Никулин не прощал предательства и вычеркивал из жизни тех людей, которые когда-либо его использовали или предавали. Не менее показательный случай описан в книге «Юрий Никулин. Смешное и трагическое». Как-то в СССР приехал один знакомый артиста, которого нарекли агентом ЦРУ. Так Юрий Владимирович наплевал на «безопасность» и пригласил его к себе. Тут же раздался звонок:
Через несколько мгновений вновь раздается звонок – Никулину разрешили встречаться с тем, с кем захочет. Фронтовая закалка, принципиальность не раз спасали Никулина в трудные времена.
Вырасти, чтобы понять…
Вскоре после того, как Максим пошел в школу, он тяжело заболел. Несколько сложных операций, последняя из них – удаление почки. Ребенок балансировал между жизнью и смертью. А его отец был в длительной гастрольной поездке. Буквально умирая от страха за жизнь единственного сына, он ежедневно выходил на манеж, отыгрывая уморительно забавные репризы. Публика покатывалась со смеху. А клоун, едва скрывшись за кулисами, стремглав несся к телефону, чтобы узнать, жив ли еще его любимый малыш.
Злейшему врагу не пожелаешь такое пережить: валять дурака, смешить публику, когда дорогой тебе человек при смерти…
Максим Юрьевич вспоминает, что в юности у него был период, когда он обижался на отца, считая, что стоит в его жизни на последнем месте. Никулин вечно помогал другим, что-то для них делал, устраивал, а проблемы сына как бы все время оставались «на потом».
Это по скудоумию, свойственному молодости. Со временем я понял, что и так был у него под крылом. И ко мне он относился, как к себе – на что тут обижаться. Отец и квартиру-то получил случайно. Пришел за кого-то хлопотать, и у него поинтересовались, что у него самого с жильем. Узнав ответ, только руками всплеснули: «Вы сошли с ума! Уже полсотни человек получили квартиры Вашими стараниями, а сами в коммуналке живете?! В этом он был весь…
Подставленное плечо
В начале 80-х, перестав выступать на арене, Никулин стал сначала режиссером, а затем, директором цирка на Цветном. Его стараниями было построено новое здание. Которое в 90-х, когда начался «передел собственности». стало лакомым куском для всевозможных «бандитов», рвавшим на части государственную собственность. Коммерческий директор цирка Михаил Седов был убит…
Естественно все дела, что вел Седов, переместились в отцовский кабинет. А он был человек творческий, совершенно ничего не понимал во всех этих договорах, контрактах, проектах. Домой приходил черный от усталости, жутко ругался. Я, человек более практичный предложил ему помощь. Отец сказал: «Ну попробуй, только без зарплаты, на волонтерских началах». Год я так и работал.
Когда Максим официально перешел в Цирк, пресса стала писать, что Никулин взял своего сына на место убитого заместителя по финансовой части. Эльдар Рязанов вспоминал:
Я спросил: «Юра, а не страшно было тебе сажать своего сына на место человека, которого убили?» Отец ответил: «Страшно. А что я должен был чужого сына на него сажать?»
Максим Юрьевич с благодарностью вспоминает время совместной работы с отцом:
Я многое понял и переосмыслил в этот период. Мы очень сблизились. Нас объединяла работа, к тому же появилось время для общения друг с другом, которого раньше не было. Похоже, за последние 4 года я узнал отца больше, чем за всю нашу предыдущую жизнь.
Попытки «купить» Цирк продолжались и когда место финансового директора сел Максим:
Несколько раз приходили к отцу братки, спрашивали: «Сколько денег тебе нужно? Сейчас чемодан принесем». Он их ко мне отправлял для беседы. Я потом ему отчитывался. Он куда-то звонил, и эти люди больше в Цирке не появлялись
Власть всегда благоволила к Юрию Никулину. Его порядочность, бескорыстие, внутреннее достоинство вызывали адекватный отклик у всех нормальных людей
Папа в жизни абсолютно ни под кого не подстраивался. Одинаково, с одной тональностью и лексикой говорил с шофером и министром, униформистом и президентом, банкиром и вахтером. Просто не умел по-другому
Быть может, именно неподдельная и неповторимая искренность сделала Юрия Владимировича Никулина уникальной и неповторимой фигурой в культуре СССР? Как вы считаете?