Сын не пустил деревенскую мать на выпускной, пригласил модную жену отца
Тимофей с самого детства ненавидел деревенскую жизнь. Он всегда считал, что его предназначение совершенно в другом, хотя пока и не знал точно, в чём. Но одно было ясно: не для того он родился, чтобы крутить хвосты коровам.
Когда местную школу закрыли, а оставшихся учеников перевели в городскую, которая была всего в двадцати минутах ходьбы, Тимофей словно обезумел. Он ходил с рассеянным взглядом, всё время твердя, что город и деревня — это совсем разные вещи.
— Тимофей, ну в чём разница-то? Город рядом, скоро и наша деревня с ним сольётся. У нас тут дома просторные, не то что их бетонные коробки, — пыталась его успокоить мать.
— Что за бред ты несёшь? — презрительно ответил он. — Говоришь, что наша прогнившая деревня лучше города?
— Почему прогнившая? У нас тут всё неплохо. Что тебе не нравится?
Тимофей с сарказмом взглянул на неё:
— Потому что деревня — это не город. Ты ходишь в галошах и старом фартуке, а по вечерам в фуфайке.
— Так я по дому хлопочу, Тимош. Ты ведь и пальцем не пошевелишь помочь, а у нас хозяйство: курочки, поросята…
— Курочки и поросята! — скривился Тимофей, передразнивая её. — Вот и деревня твоя гнилая! В городе нет никакой этой грязи, только готовое мясо в магазине. Неудивительно, что отец сбежал — ты его этим навозом достала!
Мария Федотовна молча развернулась и вышла из дома. Это было далеко не в первый раз, когда Тимофей упрекал её в том, что рос без отца. Хотя назвать его «безотцовщиной» было бы неправильно. Отец, Константин, появлялся раз в полгода, а недавно даже забрал Тимофея к себе погостить. После этого визита у сына и вовсе крышу сорвало. Вернувшись, он заявлял матери, что у отца можно вечерами гулять по красивым местам, ужинать как в ресторане, а его новая жена даже дома ходит в каблуках и с макияжем.
Мария, облокотившись на перила, чувствовала лёгкое головокружение. «Господи, как он мог без отца вырасти — копия отец?» — думала она. Она трудится как лошадь, лишь бы у Тимофея было всё, чего ему нужно. У многих городских ребят нет и половины того, что есть у её сына. Но он только жалуется. Не помог, не поддержал, только ворчит.
Соседка утверждала, что Мария сама во всём виновата. Сначала мужа на себе тащила, одевала, обувала в новое и красивое, пока он в этом новом гардеробе не нашёл себе молодую городскую женщину. Теперь с сыном повторяется то же самое.
Но Мария считала, что её вины нет. Многие матери обожают своих детей и готовы на всё, чтобы им было хорошо. Иногда эти дети вырастают неблагодарными, а иногда — достойными людьми. Так что дело не в матерях, просто некоторые дети сами выбирают быть неблагодарными. Ей просто не повезло с сыном.
***
На следующий день Тимофей долго не возвращался из школы, и Мария начала волноваться. Хоть школа и близко, город есть город — мало ли что может случиться. Маршрутки ходили каждые 15 минут, и она присела на лавочку у ворот, чтобы сразу увидеть сына. Однако Тимофей вышел не из маршрутки, а из автомобиля, которым управлял Костя — его отец. Машина, кстати, была куплена за деньги, которые Мария сама когда-то накопила.
Костя вышел из машины, заметно похудевший за последние три года жизни в городе, что явно пошло ему на пользу — раньше он отрастил солидное пузо.
— Маш, я приехал за вещами Тимофея, — с улыбкой сказал Костя.
— Какими вещами? — растерянно спросила Мария, переводя взгляд на сына.
— За своими, мам, не переживай, отец всё объяснит, — крикнул Тимофей и побежал в дом.
Мария Федотовна глубоко вздохнула. Её бывший муж был, по сути, добрым человеком, но слабовольным. Однако если его разозлить, он мог устроить немалый скандал.
— Ну что уставилась? Я тут ни при чём. Он сам неделю ко мне ездил, всё просил, чтобы мы его забрали к себе. Не может он тут больше, да и мне тут тоже не нравится. Ты разве не видишь, что парню здесь тяжело? Могла бы всё продать и перебраться в город, но нет, только о себе и думаешь! — раздражённо произнёс Костя.
Мария усмехнулась с явным сарказмом:
— А ты думаешь, он смог бы так сытно жить на одну зарплату? Сейчас-то он не бедствует: мама то мясо продаст, то яйца, то молоко.
Костя моментально оживился:
— Кстати, он будет жить один, ты же понимаешь. Аня моя не потерпит иждивенцев.
Мария усмехнулась ещё шире:
— Ну ещё бы я не понимала, за три года ты и копейки алиментов не прислал.
— Сейчас надо думать о будущем сына, а не о прошлых обидах. Ты же понимаешь, у него скоро выпускной, экзамены, надо будет репетиторов нанимать, — с наигранной серьёзностью добавил Костя.
В этот момент из дома выбежал Тимофей с большой спортивной сумкой в руках:
— Мам, я не всё взял. По выходным буду заезжать, заберу остальное, если понадобится.
Мария молча смотрела, как её сын и бывший муж садятся в машину и неспешно уезжают. Её ноги подкашивались, и она медленно опустилась на лавку.
В глубине души она чувствовала огромное облегчение.
***
Тимофей приезжал всего дважды до конца учёбы. И оба раза исключительно за деньгами. Даже ночевать не оставался, а разговоры с матерью сводились к рассказам о том, какая у отца новая жена модная, какие духи она использует, в какие рестораны они ходят.
— Мам, в этот раз денег дай побольше. Нужно костюм на выпускной купить, — сказал Тимофей, не проявляя особых эмоций.
Мария пыталась промолчать, но не выдержала:
— А что же, твой папочка не может сыну костюм купить?
— Мама, ну зачем так? Им тоже нужно красиво одеться, они ведь тоже идут.
— Подожди, кто «они»? Его жена тоже собирается на выпускной? В каком статусе она собирается рядом с нами сидеть? — спросила Мария с явным удивлением.
Тимофей глянул на мать и расхохотался:
— Ты что, тоже собралась на мой выпускной? — но затем резко посерьёзнел. — Даже не вздумай там появляться, ты опозоришь меня. Выглядишь как бомжиха, все будут смеяться.
Мария хотела улыбнуться, но не смогла. Она поняла, что сын не шутит, что он абсолютно серьёзен.
— Тимофей, как так? Я же твоя мама! А ты вместо меня зовёшь чужую женщину…
Но сын не стал её слушать. Он схватил деньги со стола и быстро выбежал на улицу.
Мария Федотовна долго сидела, не включая свет в доме, не шевелясь, почти не мигая. Мысли её были мрачными.
— Вот до чего дожила… А ведь как радовалась, когда родился сын…
Она сделала огромную ошибку, когда связалась с Костей. Ещё одну — когда решила родить от мужчины, чьи недостатки уже тогда были заметны. Столько лет потрачено зря! Она могла быть счастлива с другим мужем, с другими детками…
Когда вечерние сумерки начали окутывать деревья, она встала и медленно пошла к реке. Жить ей больше не хотелось, совсем не хотелось. Над гладью воды она задумалась, вспоминая хоть что-то светлое.
И тут увидела знакомую мужскую фигуру.
Степан, её друг детства и когда-то лучший друг Кости, был совсем другим. Ей пришлось выбирать между спокойным, хоть и скучным, Степаном и весёлым красавцем Костей.
— Что ты здесь делаешь, Степан? Никогда бы не подумала снова тебя встретить.
— Здравствуй, Маша. Как ты? Как Костя? — поинтересовался Степан.
Степан уехал сразу после того, как Мария и Костя объявили о предстоящей свадьбе. Он вернулся лишь на похороны своей бабушки, а потом дом, где она жила, заколотили. Годы спустя кто-то купил его под дачу, и Мария больше не слышала о Степане.
— У нас с Костей был сын…
Степан внимательно посмотрел на неё.
— Садись, лицо у тебя бледное. Рассказывай всё…
***
Жизнь у юного Тимофея не задалась. После окончания школы пришлось попрощаться с мечтой о карьере программиста.
— В этом вузе нет общежития. Тебе нужно выбрать какой-то вуз, где можно жить самостоятельно. Мы будем рады, если ты будешь приезжать по воскресеньям, а так тебе ведь нужно общение со сверстниками, — говорила ему мать.
Разговор между ними получился крайне неприятным. Мария отказала сыну в деньгах, сказав, что лето можно провести и в деревне. Когда Аня, новая жена отца, узнала, что Тимофей не привёз деньги, начался скандал. Тимофей сильно поругался с матерью и наговорил ей жестоких слов. Мария просто встала и показала ему на дверь. Тимофей не стал спорить, на прощание бросив:
— Клуша деревенская! Когда тебя уже на кладбище отнесут, меньше навозом будет вонять!
И с твёрдым намерением никогда не возвращаться, он покинул дом.
После школы Тимофей пошёл учиться на специальность, которая ему не нравилась. Отец, Константин, арендовал для него квартиру, ведь своего жилья у сына не было. Со временем помощь прекратилась — отец запил и не мог удержаться на работе. Тимофей дважды приезжал в деревню, но дом был пуст, мать уехала и, похоже, не собиралась возвращаться. Но он всё ещё верил, что жизнь однажды изменится к лучшему.
Окончив учёбу, Тимофей пытался найти хорошую работу, но безуспешно. Специальность оказалась невостребованной, а у него не было ни опыта, ни стажа. В итоге он зарабатывал случайными подработками.
***
— Тимофей, почему ты опять опоздал? — строго спросила Оксана, девушка, которая ему очень нравилась.
Тимофей пытался оправдаться и произвести впечатление, ведь Оксана была красива, а главное — жила в своей квартире.
— Либо ты вовремя доставляешь заказы, либо я найду другого курьера.
Его настроение резко упало. Недавно кто-то из коллег намекнул Оксане, что Тимофей явно влюблён в неё. В ответ она якобы сказала, что такие неудачники, как он, для неё пустое место. Тимофей не поверил тогда, но сейчас всё становилось очевидным. Взяв пакет с документами, он молча вышел на улицу.
«Нет, пора всё бросать и идти на завод. Вернусь в деревню, буду работать посменно. Посажу огород, буду ездить в город на маршрутке».
Хотя мысль о жизни в деревне вызывала у него отвращение, но что ещё оставалось? За десять лет он добился только должности курьера.
Он старался не думать о матери. Верил, что у неё всё хорошо и рядом нет таких, как он или его отец. Если бы можно было вернуть время назад! Конечно, он бы не поступил, как тогда. Очень хотелось попросить у неё прощения, но сейчас было уже слишком поздно.
Теперь он прекрасно понимал, что чувствовала мать, когда он говорил ей те жестокие слова.
Тимофей посмотрел на адрес доставки:
— Чёрт, на другой конец города! И в час пик! Определённо, сегодня меня уволят. Ну и пусть, быстрее домой доберусь. Сколько ещё можно смешить всех вокруг? — пробормотал он, направляясь к месту назначения.
Когда Тимофей подъехал к месту назначения, его удивило, что он все же не опоздал. Перед ним открылся двор, словно сошедший с картинки: трава ярко-зелёная, цветы пестреют красками — всё казалось слишком идеальным, как на страницах глянцевого журнала. Навстречу ему вышел мужчина.
— Здравствуйте, вот ваша посылка.
— Проходите. Это для жены, сейчас её позову, — сказал хозяин, пропуская Тимофея внутрь.
Зайдя в дом, мужчина окликнул:
— Машуня, кажется, пришли твои семена!
В прихожей появилась женщина в спортивном костюме, явно собирающаяся на пробежку. Она выглядела спешащей:
— Ой, спасибо огромное, что так вовремя! Я уже думала, планы менять придётся, — сказала она, потянувшись за ручкой, чтобы расписаться.
Тимофей был ошеломлен:
— Мама? — произнёс он дрожащим голосом.
Мария застыла, уронив ручку на пол, и, глядя на него, с трудом выговорила:
— Тимоша?
Оба не смогли сдержать эмоций и расплакались. Они стояли, обнявшись, пока Степан, наблюдая за этой сценой, наконец сказал:
— Так, ну хватит уже.
Тимофей уже в пятый раз пытался извиниться, но Мария его прерывала:
— Перестань. Это всё в прошлом. Я пережила, заставила себя забыть. Ты выбрал, как и где жить, это твоё право. Не хочу к этому возвращаться. Ну и как, отец помог тебе получить то, о чем ты мечтал?
Тимофей грустно усмехнулся:
— Ага, как же. «Отец» называется. Его жена меня быстро научила жизни.
Степан, качая головой, сказал:
— Ты фрукт ещё тот, но всё равно не чужой. Давай устрою тебя к себе на работу, параллельно будешь учиться.
Тимофей твёрдо взглянул ему в глаза:
— Спасибо, Степан, за предложение. Но я не хочу, чтобы меня тянули на чужом горбу. Если мама не против, вернусь жить в её дом в деревню, на завод пойду работать.
— Время уже позднее, оставайся у нас на ночь, а завтра продолжим разговор, — предложил Степан.