Пuсаmь «правuльной» ручкой u нuкакuх серёжек: Суровые правuла воспumанuя в школах СССР
В СССР воспитанию детей и подростков уделялось большое внимание. И это воспринималось абсолютно нормально. По крайней мере, школьники не кричали о том, что их права ущемляют, а просто пытались соблюдать те правила и запреты, которые им предлагали.
Сегодня это покажется перегибом, но в советские времена об этом не особо задумывались, и в школе сложно было увидеть недовольную маму, которая протестовала против воспитания своего ребенка.
Доедай до конца и не балуйся с едой
Детей учили съедать все, что на тарелке.
СССР пережил немало периодов голода. Чего только стоят Поволжье, двадцатые годы и блокада Ленинграда. Но и в более-менее сытые времена в стране царил дефицит продуктов. Ассортимент в магазинах был достаточно бедным, постоянно толпились очереди, а многие товары доставали по блату. Люди, жившие в советские времена, наверняка помнят лозунги, висящие на предприятиях общественного питания и взывающие бережно относиться к хлебу.
Детям с малых лет внушали, что на тарелке не должно оставаться еды. Капризному ребенку, который не хотел есть, рассказывали про блокаду Ленинграда, говорили о голодающих малышах в африканских странах.
Поэтому детей с ранних лет приучали доедать все до последней крошки, оставляя донышко тарелки чистым. Аргументы, что каша не нравится или что больше не хочется, не принимались. Выбрасывать продукты не разрешалось, особенно хлеб. Их него делали сухарики, пускали на корм птицам и так далее. Что угодно, только не в мусор.
Детям внушали, что надо делиться с окружающими тем, что имеешь. Это же относилось и к еде. Принимать пишу, когда рядом кто-то не ест, считалось неприличным. В школе ученика, которые потихоньку ел конфету, могли поднять на смех. А когда родители привозили своему чаду лакомства в пионерский лагерь, то рассчитывали на то, что он поделится с товарищами. Такие привычки люди переносили и во взрослую жизнь. К примеру, в поездах всегда угощали попутчиков.
Когда в гости к ребенку приходил его друг, и заставал приятеля обедающим, родители всегда старались накормить и его. При этом отговорки «я уже поел дома» просто не принимались.
Писать «правильными» ручками и правой рукой
Школьникам разрешали писать только правой рукой.
Сегодня левшей иногда называют людьми с особыми талантами. А до восьмидесятых годов 20 века леворукость называли дефектом и всячески с ней боролись. Детей-левшей заставляли писать правой рукой. Они подвергались насильственному переучиванию, при том метод мог быть и очень жестким, к примеру, левую руку привязывали к стулу или же учитель мог хлопнуть по ней указкой. Разрабатывались методички для родителей и учителей по борьбе с леворукостью. Причины этого явления не очень понятны. Одна из них — использование в школах в период, когда ни шариковых, ни поршневых ручек еще не было, перьев и чернил. Левой рукой писать пером и не измазаться очень сложно.
Когда появились шариковые ручки, и школьникам разрешили им писать, и то только после 3 класса, (примерно семидесятые годы) стержни должны были быть только синими или фиолетовыми. Если ребенок сделал домашнее задание с использованием черной пасты, ему могли поставить двойку и велеть переписать всею тетрадь. А уж красной ручкой мог пользоваться только учитель.
Не быть экстравагантным
Школьная форма была единой по всей стране.
Сегодня в каждой школе своя форма, и она может сильно отличаться. А иногда требований к форме нет и дети ходят в школу в обычной одежде. В СССР ношение школьной формы было обязательным, и она была единой по всей стране. При этом оттенок должен был быть у всех одинаковым. Фартуки у девочек — белые по праздникам и черные в будни. То же самое и с бантами. Никаких ярких цветов, только белый, черный и коричневый. Девочкам запрещали ходить с распущенными волосами, если они были длинными. Даже привычный хвост не одобрялся, нужны были косы. Мальчишки, которые отращивали волосы, считались нарушителями, их могли вызвать к директору, а оттуда направить прямиком в парикмахерскую.
Пионерки и комсомолки не должны были использовать макияж, отращивать длинные ногти. Также не одобрялось ношение сережек. Если уж уши были проколоты, то разрешали использовать скромные «гвоздики». Все это делалось для того чтобы все дети выглядели примерно одинаково. Экстравагантность, старание выделить, не одобрялось.