Как можно было прожumь на совеmскую зарплаmу
Еврейский анекдот из советских времён:
— Абрам, где ты берёшь деньги на всю эту обстановку?
— Из шкапа.
— А в шкапе они откуда?
— Их туда кладёт Сара.
— А Сара откуда берёт деньги?
— А Саре даю я.
Иллюстрация из «Книги о вкусной и здоровой пище» 1952 года издания.
Ностальгия по СССР нынче стала модной. Обыватели и блогеры взахлёб рассказывают другу о молочных реках в кисельных берегах, основываясь в лучшем случае на воспоминаниях из детства, или при отсутствии оных на свои политические заблуждения убеждения. С противной стороны слышатся столь же эмоциональные описания ужасов советского быта в стиле перестроечного кино конца 1980-х.
На самом деле заглянуть в холодильники и шкафы советских граждан не такая уж невыполнимая задача, если воспользоваться простым и доступным, хотя и не всегда бесспорным средством — официально опубликованными материалами. Сейчас эти издания в отсканированном виде вполне доступны пользователю сети Интернет. Вместе с массой изданных исследований и воспоминаний о том времени. Так что же можно было купить на советскую зарплату?
Если оценивать уровень жизни в целом через уровень и качество потребления, то окажется, что какой-нибудь «упакованный» (очень хорошо материально обеспеченный) субъект, как правило, работник торговли и сферы услуг, либо номенклатурный деятель жил на зависть окружающим простым советским согражданам примерно также, как живут ныне те самые простые граждане, в том числе и работники торговли и сферы услуг (сейчас это действительно самые простые люди). Те самые простые граждане из среднего класса, многие из которых, имея опыт жизни в СССР пусть и детско-отроческий, странным образом уверены в своей нищете. Видимо, действительно всё познаётся в сравнении.
Советский плакат.
Самое близкое лично знакомое советское время большинству читателей — последнее десятилетие «эпохи застоя» и горбачёвская Перестройка. Перестройку как период всеобщего катаклизма стоит опустить, а взять для рассмотрения стабильные 1970-е и начало 1980-х. Так вот, советская статистика утверждала, что в 1970 году средняя зарплата рабочих и служащих была 122 рубля, а если прибавить льготы и выплаты из общественных фондов потребления (а это и есть дешёвые услуги ЖКХ, дешёвые обеды в школьных столовых и прочее), то все 164,5 рубля. А в 1976 году уже 151,4 рубля без общественных фондов потребления, и 206,3 рубля с таковыми.
Народное хозяйство СССР за 60 лет. М.: «Статистика», 1977. С. 472
Если взять такие категории работников, принятых в советской статистике, как «рабочие и служащие» и «колхозники», то получится устойчивая картина с довоенных времён, где у первой категории среднемесячная зарплата стабильно выше, чем у второй. Причём, в категории «рабочих и служащих» находились и работники совхозов, и сельская интеллигенция. Так вот, у колхозников в те же годы средние зарплаты были следующие: в 1970 году 74,9 рубля, в 1976 — 98,5 рубля. Это без общественных фондов потребления потому что колхозы как кооперативная форма должны были надеяться на собственные средства в большей степени. Потому как ни боролась Советская власть с подсобным хозяйством колхозников, вынуждена была всё время возвращаться к его необходимой неизбежности. Среди рабочих и служащих в промышленности показатель был равен 133,3 рубля в 1970 году и 169,5 рубля в 1976. У рабочих и служащих совхозов соответственно 101 и 134,6.
Понятно, что средняя она и есть средняя, это зарплата и академика, и космонавта, и колхозника, и уборщицы. Но, всё-таки, этот показатель более менее корректный и официально опубликованный. У подавляющего большинства работающих зарплаты были близки к среднемесячным. В статистическом сборнике «Труд в СССР» 1988 года издания, например, приведены достаточно подробные профессионально-отраслевые разделения.
Теперь вопрос потребления: что же на эти зарплаты было реально купить? Один из любимых аргументов в пользу тезиса о высоком уровне благосостояния в СССР — низкая стоимость квартплаты. Газета и довольно престижная в советские времена, а ныне интернет-издание «Аргументы и Факты» в мае этого года опубликовало сделанный по их просьбе в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова расчёт оплаты расходов ЖКХ в 1985 году. Получилось среднее значение 18,05 рубля для семьи из 3-х человек. То есть плюс-минус квартира (не нанятая, а «своя») обходилась в месяц в 15 — 20 рублей. С одной зарплаты это примерно 10%. Но, прежде чем перейти к сладостному потреблению, советские граждане тоже платили налоги. В СССР действовала прогрессивная шкала налогообложения для того, кого сейчас закон отличает как физические лица. Большинство трудящихся вписывалось в 12 — 13%, что вполне сопоставимо с нынешним НДФЛ. Холостые и женатые (замужние), но бездетные граждане платили 6% налога на бездетность, если их доход не был на уровне ниже 70 рублей в месяц. Счастливые обладатели автомобилей или садовых участков платили соответствующие налоги, а сельские жители своей недвижимостью пользовались тоже на условиях обязательного налогообложения.
Итак, если человек живёт один в своей квартире, то есть, не собственной, конечно, а выделенной ему скорее всего на работе (кооперативное жильё — отдельная тема), не семейный, с зарплатой, скажем, в 150 рублей может себе позволить тратить на потребительском рынке далеко не все эти деньги. После уплаты налогов по минимуму для холостяка без имущественных излишеств остаётся 123 рубля. Ещё минус квартплата, пусть даже 13 рублей. 110 в остатке. Что можно было купить на эти деньги.
Если целый месяц почти ничего не есть, то можно было купить одну пару индийских джинс Milton’s за 100 рублей, на итальянские Rifle пришлось бы полтора месяца поголодать, принципиальному пришлось бы поголодать месяца два — два с половиной ради Levi’s, Montana или Whrangler. Если есть знакомства и лейбл не принципиален в 1980-х за 80 рублей можно было приобрести советские «Тверь». Даже на обед в заводской столовой, проезд и сигареты без фильтра хватило бы…. наверное. 2 пары ботинок чешских или югославских, советские тоже можно, если всё равно в чём ходить, их пар 5 — 6 даже можно, но не стоит. Полтора — два месяца голодовки — цена нутриевой или ондатровой шапки, покупка почти исключительно на рынке у частника. Можно быть поскромнее и всего лишь пожертвовать от четверти до половины заработка на кроличью, но расплатой за скаредность будет скорость, с которой вылезает мех. Может и на сезон не хватить. Норковая шапка, конечно, вещь солидная, но это минимум 4 — 5 месяцев полного воздержания от еды и риск, что в первую же зиму её снимут, хорошо, если без риска телесных повреждений.
Цветной телевизор «Чайка-711», выпускавшийся Горьковским телевизионным заводом имени В. И. Ленина с 1975 года.
Если ничего не есть и на работу ходить пешком и без курева, то месяца за 3 в начале 1970-х можно было купить вполне приличный чёрно-белый телевизор с диагональю в переводе на современный стандарт дюймов 15. К концу 1970-х они подешевели и на смену им пришли цветные «Чайки», «Рубины», «Горизонты». Первые в цене доходили до 1000 рублей, потом тоже стали более доступные: «Чайки» 711, 714, уже на заре Перестройки ц-280д стоили в магазинах под 700 рублей. Как раз полгода с небольшим продержаться на подножном корме и можно было порадовать себя цветным телевизором с диагональю экрана почти 20 дюймов.
«Жигули» ВАЗ-2101, «копейка».
Если все оставшиеся после уплаты налогов и квартплаты деньги не тратить, а направить на покупку автомобиля, то в начале 1970-х можно было за 4 года приобрести ВАЗ-2101 «Жигули» («копейку») за 5150 рублей. «Запорожец» («бешеная табуретка») стоил раза в полтора дешевле. «Волга» ГАЗ-24, которую на Горьковском автозаводе стали выпускать с 1967 года, — почти в 2 раза дороже. Речь идёт по-прежнему о гипотетическом среднестатистическом холостом обитателе отдельной квартиры. И надо учитывать, что в реальности покупка автомобиля в 90 с лишним % случаев обошлась бы дороже госцены, потому что в Советском Союзе не получилось бы просто поехать в автосалон и купить то, что понравилось.
В гастрономе у прилавка хлебного отдела, иллюстрация к «Книге о вкусной и здоровой пище».
Ладно, промтовары в условиях необходимости «догнать и перегнать Америку» могли оставаться малодоступными и дорогими, это можно пережить в любую эпоху, хоть и чувствуя себя крайне некомфортно. Зато, есть такая версия, в СССР были чрезвычайно доступны для любого кошелька продукты питания. В СССР много потребляли хлеба и хлебо-булочных изделий, родители приучали детей есть с хлебом всё вплоть до макарон «для сытности». Хлеб мог несколько отличаться по разновидности и цене, но основной ассортимент оставался неизменным. Пшеничные батоны по 16 и по 24 копейки, рожок по 5 копеек и булочка по 3 копейки, ржаной хлеб по 16 копеек за буханку. На рассматриваемый доход гражданин мог приобрести 500 — 600 батонов или буханок. Мясо в брежневскую эпоху в магазинах превратилось в 2 основные вида: свинина по 1 рубль 20 копеек за 1 кг (почти сплошное сало) и говядина по 1 рубль 30 копеек (чаще жилистая и костлявая). То, что было изображено в знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище» и плакатах в мясных отделах старых магазинов, можно было увидеть и даже купить на рынке, но там уже по цене примерно 3 — 5 рублей за кило. В магазине зарплаты хватило бы на 92 кг свинины или 85 кг говядины низкого сорта, на рынке — от 22 до 37 кг.
В брежневские времена позабытое, а в нынешнее опять актуальное подразделение мяса по сортности. Иллюстрация к «Книге о вкусной и здоровой пище».
Самая обсуждаемая советская колбаса «Докторская» продавалась в ту же цену, как и гораздо чаще встречавшаяся «Любительская» — 2 рубля 90 копеек за кг. Значит оставшихся в распоряжении 110 рублей должно было хватать на 38 кило колбасы, если только ей одной и питаться. Можно, конечно, попробовать и питаться одним картофелем, который тогда в магазине стоил почти всегда 10 копеек за 1 кг. В рассматриваемом примере гражданину хватило бы на 1 тонну и 1 центнер картошки.
Много это или мало легче понять в сравнении. Например, в сравнении с современными данными. Росстат утверждает, что в 2023 году средний заработок за месяц по всей экономике составил 74854 рубля. Прогрессивной шкалы налогообложения в современной России пока нет, поэтому сократим эту сумму на 13%, получается 65123 рубля. Если опять предположить, что в своей квартире живёт одинокий человек, единственный доход которого составляет заработная плата. Одинокому человеку вряд ли понадобится просторное жильё, да и расходы его по электричеству, горячему и холодному водоснабжению будут меньше. Коммуналка ему может обойтись примерно в 5 — 7 тысяч рублей. Вычтем среднее, получим 59123 рубля. Конечно, научно-технологический прогресс удешевил всю бытовую технику. Но всё равно приятным бонусом то, что цветных телевизоров с диагональю экрана в 30 дюймов по цене в среднем 10 — 12 тысяч рублей можно приобрести 5 — 6 штук, если целый месяц ничего не есть. Пропорция, можно сказать, обратная: 6 месяцев голода ради одного телевизора. Джинсы, больная и сладостная одновременно тема в СССР. Сейчас в связи с санкционной чехардой брендовая продукция чаще всего достаточно дорогая, то есть 10 — 12 тысяч рублей за одну пару джинсов. Но можно и такой известный с советских времён бренд как «Montana» купить в пределах 3500 — 4500 рублей. Так что на среднюю зарплату выйдет от 5 до 17 пар джинс по меньшей мере не хуже «Milton’s» или «Rifle». Ради одной пары джинс месяц голодать точно не придётся.
Если перейти на продукты, то в любой из сетей на представленную зарплату выйдет где-то 140 — 150 кг высокосортной свинины (карбонат или окорок без кости, опять же язык) либо 84 кг хорошей говядины (без костей и жил). Колбаса «Докторская» у разных производителей стоит по-разному, но обычно не дороже 600 рублей за 1 кг, то есть при организации исключительно колбасной диеты хватает на 98 с половиной килограмм. Что касается картофеля, то осенью в сезон сбора урожая он в среднем по 15 рублей за 1 кг, а весной и в начале лета — по 30 рублей. К слову сказать, в государственных хранилищах эпохи «застоя» до поздней весны картофель почти не доживал. По максимуму цены расчёт получается в 1970 килограмм, при минимуме в 2 раза больше.
Откровенно говоря, жить на советскую зарплату, даже если это зарплата строителя или работника водного транспорта, было по нынешним меркам, мягко говоря, тяжело. Богатство или бедность — это, на самом деле, в первую очередь, ощущения. Ощущения могут быть обманчивы. Некоторые вот и живут по Пушкину Александру Сергеевичу: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».