Кошке, поmерявшей своuх коmяm, далu новорожденных muгряm. Их взаuмодейсmвuе удuвuло даже опыmных рабоmнuков зоопарка
Звезда зоопарка
Зоопарк одного крупного города славился не только содержащимися в нем животными. Их было действительно много и можно было встретить даже экзотических. В зоопарке был один питомец, который хотя и был обыкновенным, но очаровывал всех. Речь идет о кошке Ванде. Пушистая красавица с почти тигриным окрасом гуляла по дорожкам или спокойно отдыхала в тени. Не только дети, но и взрослые любили гладить ее и брать на руки.
Казалось, Ванда начинала мурлыкать от одного только взгляда на нее. Никто не мог устоять, глядя, как она блаженно щурит глазки.
Впервые питомицу принесла работница зоопарка Анна. Ванда была тогда еще маленькой, и хозяйка не хотела оставлять ласковую кошечку одну. Вскоре кошка освоилась, да так и осталась среди животных. Ей разрешалось ночевать везде – от помещения охранников до кабинетов администрации.
Поначалу кошка боялась всех. Но потом она освоилась и стала ходить везде. Работники не знали что делать: то ли переживать, наблюдая за прогулками Ванды, то ли смеяться. Она могла забрести и в вольер, в котором прогуливались страусы, все-таки эти «птицы» ей не по зубам. То на глазах у посетителей кошка проникла к скунсам. Дети долго смеялись, видя как Ванда спешно пыталась выбраться от них.
Ванда-мать
Ванда выросла в большую красивую кошку. В этом году все обрадовались, узнав, что у нее скоро будет потомство. Еще несколько таких же чудесных котят, как и их мама! Что же касается отца, то никто не знал, кто же из местных котов смог угодить своенравной Ванде. Это людей кошка любила, а по отношению к другим животным проявляла независимый характер.
Как бы то ни было, но все – и работники, и посетители ждали рождения котят. Все было подготовлено для рождения малышей. И однажды, рано утром, охранник нашел Ванду в окружении трех маленьких комочков. Один был похож на мать, другой черным, а третий – кремовый, очень светлого оттенка.
К молодой семье не подпускали никого из чужих. Только сами сотрудники зоопарка бегали смотреть с умилением на любимицу и ее крох. Но вскоре умиление на их лицах сменилось тревогой: котятки почти не двигались. Они были очень слабыми, и несмотря на усилия ветеринаров, один за другим погибли…
Зоологи объяснили это тем, что котята родились болезненными, возможно, это генетический сбой, потому что лечение не поддерживало их организмы. К тому же они были очень маленькими, питались только материнским молоком и им нельзя было вводить сильные препараты.
Ванда долго не отходила от бездыханных тел. Она не позволяла людям забрать их, словно надеялась, что малыши просто спят. А когда тела крох забрали, кошка так и осталась лежать не шелохнувшись. После этого она ходила грустной, мало ела и не радовала никого громким мурчанием. Вслед за ней опечалились все сотрудники и посетители.
Большие кошки – большие проблемы
Анна и другие сотрудники переживали за Ванду, но их внимание было приковано и к другим проблемам зоопарка. В загоне тигров происходило нечто странное.
Впервые об этом заговорили, как только разродилась тигрица Грета. Работники, кормящие тигров, говорили, что мать плохо кормит своих двух малышей. Более того, она их словно избегает. Зоологи не знали, в чем причина такого поведения. Грета не отличалась хорошим здоровьем, но все же ее организм мог вырабатывать молоко. Многие списывали это на стресс у животного, ведь биологи не раз говорили, что трудно размножать тигров в неволе.
Все сильно переживали, ведь на этом этапе трудно самостоятельно выкормить новорожденных тигрят. Детеныши слабели с каждым днем, и однажды раздражение Греты дошло до предела.
В тот день Анна, заходя в зоопарк, услышала жалобные звуки из вольера с тиграми. Одновременно с этим раздавался грозный, очень громкий рев. Посетителей не было, поэтому к тиграм поспешили только работники.
Грета, злобно виляя хвостом, рычала на своих тигрят. Те прижались к решетке. Стоять у них не было сил, до того малыши были ослаблены. Буквально на глазах у всех их лапки подогнулись, и тигрята упали. У них хватало сил только жалобно пищать. Глазки постепенно прикрывались, но тигрята вновь их открывали, будто боролись за жизнь из последних сил.
Измождённое состояние детенышей нисколько не трогало мать-тигрицу. Она подчистую была лишена хотя бы зачатков материнских чувств. Но если бы дело было бы только в равнодушии. Поза и рев тигрицы говорили о том, что тут недалеко и до агрессии. У людей появилось подозрение, что она может броситься на малышей.
Анна опасалась разъяренной тигрицы, но сострадание к бедным тигрятам пересилило страх. Она зашла в тигриный вольер и стала медленно приближаться к Грете с тигрятами. В это время тигрица ненадолго замолчала. Она развернулась и отошла от тигрят, продолжая неистово бить хвостом по бокам и лапам.
Анна воспользовалась моментом и быстро подбежала к тигрятам. Истощенные малыши поместились в ее руках. Не медля ни минуты, Анна бросилась к выходу, где ее поджидали другие и сразу перехватили тигрят. Малыши были спасены от агрессивной матери, но означало ли это спасение вообще, ведь их силы были на исходе?
Чужих детей не бывает
Тигрят перенесли в одно из свободных помещений. Все сгрудились вокруг них. Лежащие на подстилке малыши представляли собой жалкое зрелище. Сильно худые тела, выпирающие ребра, блеклая шерсть, которая сбилась в колтуны.
Глаза малышей были сильно увлажнены, со стороны казалось, будто они плакали. Что же с ними делать? Этот вопрос, хотя и не высказанный, озадачивал всех.
— У нас нет кормящих тигриц. На саму Грету больше нет никаких надежд, – сказал Александр, администратор зоопарка. – Получится ли выкормить их искусственно?
Этот вопрос он задал Яну, главному специалисту-зоологу.
– Это очень трудно. Пару дней назад мы уже пробовали подкармливать их специальной смесью. Но тигрята не то что не сосали из бутылочки, они даже не хотели брать соску в рот. – Ян развел руки в стороны. – Я не знаю, чем малышам можно помочь.
Пока люди, сгрудившись вокруг тигрят, обсуждали их дальнейшую судьбу, никто не заметил, что количество наблюдателей увеличилось. Между присевших на корточки людьми появилась рыже-пестрая мордочка. Ванда вновь начала обходить зоопарк, правда, без прежнего азарта, ведь котят похоронили только позавчера.
Ванда зашла сюда, привлеченная писком тигрят и голосами людей. Теперь она принюхивалась со стороны к самим малышам.
Кто-то отодвинул кошку и развернул ее к выходу со словами:
— Извини, Ванда, но сейчас не до тебя.
Но кошка снова развернулась и стала возвращаться к котятам. На все попытки перехватить ее она шипела и грозно виляла хвостом.
– Подождите, оставьте ее в покое, – попросила Анна. Ванду отпустили.
Кошка приблизилась к тигрятам вплотную и стала их обнюхивать. Тигрята тоже почувствовали присутствие кошки, открыли глаза и стали принюхиваться. Один из них слегка приподнялся, опираясь на лапки, и потянулся к кошке. К Ванде вновь потянулись руки, чтобы перехватить кошку, но вдруг произошло неожиданное.
Тигренок потянулся к кошке, ткнулся мордочкой в бок и потянулся туда, где должны быть соски. Они все еще были опухшими, потому что у Ванды еще не пропало молоко, оно продолжало потихоньку выделяться. Тигренок, видимо, почувствовал запах молока, поэтому потянулся к кошке.
Дальше произошло невероятное. Ванда не оттолкнула тигренка и не убежала. Она стерпела прикус, ведь челюсти тигренка, даже слабого, это далеко не ротик котенка. Ванда повернулась к нему и стала облизывать, как если бы это был ее котенок.
Ванда была довольно крупной кошкой, по размерам почти как порода мейнкун. Обычная кошка была бы просто сметена тигренком. Ванда сама легла на бок, чтобы было удобно. Тогда к ней потянулся второй тигренок. Его кошка тоже стала облизывать.
Люди не верили глазам. Они слышали разные истории, как самки одних видов животных выкармливали детенышей других. Но это было невероятно…
Зоолог Ян вспомнил случай:
— Было такое, что кошка выкормила даже ежат. Но они хотя и разные виды, но все же более подходят по размерам. Да и не каждая кошка примет чужих детенышей. Только около 30% кошек принимают других, как родных. Наша Ванда – удивительное животное!
— А это точно надо позволять? – с сомнением спросил администратор. – Тигрята все-таки не ежата.
— Щенков тоже кошки выкармливали. Но зависит, какие щенки.
— Вот-вот, а это же будущие тигры. Им столько молока надо, что нам потребуется много Ванд.
— Тихо! Подождите! – вмешалась Анна. — Вы слышите?
Пока люди препирались, Ванда кормила тигрят. Когда люди замолчали, то в тишине явственно раздалось мурлыкание кошки.
— Мне кажется, это не только Ванда мурлыкает, – произнес один из сотрудников.
Действительно, к мурлыканию кошки присоединилось урчание тигрят.
— Да им нравится! – рассмеялись все.
Потеряв одних котят, Ванда нашла других.
Момент расставания
Необыкновенная семья еще больше прославила местный зоопарк. Ванда не гуляла с малышами по дорожкам, как прежде. Теперь она жила с ними в одном помещении.
Специалисты разработали особое питание для кошки, чтобы молоко было более питательным и вырабатывалось в большом количестве. Да и самой новой маме требовалось постоянное поддержание сил. Но, казалось, Ванда не замечала никаких неудобств.
Котята-тигрята подросли, и вскоре они перешли на самостоятельное питание, но по-прежнему они оставались одной семьей. Тим и Том, так назвали тигрят, спали вместе, прижавшись к Ванде. Тигрята играли с ней. После таких игр кошка была вся взлохмаченная, растрепанная. Но малыши не причиняли никакого вреда ей.
Тим и Том уже давно обогнали по размерам приемную маму. Через некоторое время посетители зоопарка могли видеть удивительную семью в отдельном вольере. Кошка в обществе тигрят смотрелась восхитительно. Каждому посетителю рассказывали душевную историю спасения малышей кошкой.
Но рано или поздно должен быть наступить момент расставания. Тима и и Тома должны были разъединить с Вандой. Для них был сооружен отдельный просторный вольер. Его разместили так, чтобы подросших тигрят не видела Грета. Опасались, что тигрица может почувствовать запах Тима и Тома и разъяриться. После них у Греты не было тигрят, поэтому зоологи опасались неожиданной реакции, если она возникла бы.
Обычно Ванда не позволяла часто прикасаться к тигрятам, тем более брать из на руки. Поэтому чтобы забрать тигрят, пришлось воспользоваться дротиками со снотворным. Три дротика были пущены в вольер с кошкой и тигрятами.
Пока Ванда лежала, ее тигрят-котят забрали. Проснувшись, кошка стала метаться по углам и жалобно пищать. Она искала тигрят, как искала бы своих родных котят. Но их нигде не было, и это доводило мать до отчаяния.
Анна старалась успокоить кошку, как могла. Но Ванда не реагировали ни на ласку, ни на любимые лакомства. Вскоре она затихла и улеглась в углу. Следующие два-три дня Ванда не прикасалась к еде, она тихо бродила по помещению, где провела столько чудесных дней с тигрятами. Запахи напоминали ей о них.
Тима и Тома поместили в отдельном вольере, предназначенном для них.
Когда Ванда снова стала выходить и бродить по дорожкам зоопарка, то столкнулась с изменениями. Администрация зоопарка поменялась, и новый управляющий не хотел входить в курс всех кошачье-тигриных отношений. Территория с тиграми для безопасности была огорожена, и проникнуть туда не смогла бы и кошка.
Но Ванда продолжала вести себя беспокойно, потом хоть и подутихла, но стала замкнутой. Так прошло долгое время.
Воссоединение
Спустя три года на территории зоопарка была проведена реконструкция. Вольеры теперь были размещены так, что к тиграм был открыт доступ.
Однажды Ванда, прогуливаясь рядом, вдруг замерла, принюхалась и повернулась к вольерам. За кошкой наблюдала Анна: неужели Ванда ощутила запахи своих тигрят? Анна позволила кошке пройти на территорию.
Ванда безошибочно подошла к вольеру именно с Тимом и Томом. Те уже были достаточно большими. Было мало шансов, что они будут помнить кошку, ведь такая привязанность не заложена у тигров, которые не живут долго с матерью.
Но когда Ванда хотела проникнуть к ним в вольер, то столкнулась с препятствием. Прутья клетки были сделаны на таком минимальном расстоянии, что между ними не смогла бы протиснуться даже кошка.
Недовольная Ванда пищала рядом с клеткой. По ту сторону прутьев к ней принюхивались Тим и Том. Анна решила открыть дверцу, чтоб впустить кошку. Когда Ванда зашла, тигры сначала отнеслись к ней настороженно. Навострив уши, они замерли на месте. Вдруг Тим рванулся с места. От резкого движения Анна испугалась и хотела побыстрее схватить кошку, чтоб выбежать из вольера.
Но Тим был быстрее, он уже приблизился к Ванде. Та сжалась и присела. Но тут Тим остановился и тихонько ткнулся мордой в бок кошки. Он повторил то же движение, что и несколько лет назад , когда впервые увидел Ванду. Том тоже подбежал и прижал голову к кошке.
Анна с щемящим чувством в сердце смотрела на Ванду, ласково зажатую меж больших тигриных голов. Тигры обнимали свою маму. Они помнили ее, и теперь Анна не боялась пускать к ним Ванду.
Взрослые тигры нежно ластились к кошечке и мурчали как тракторы. Из глаз Анны покатились слезы. Она улыбалась и понимала, что Ванда — настоящая мама этим двум взрослым котикам, и никто из них не забыл ее любовь и ласку…