Полностью нeизвeстные мoменты о культoвом сeриале «17 мгнoвений вeсны»: рyки Штирлицa, шутка Дyрова и настoйчивость Фиделя Кaстрo…
Одна из самых знаменитых советских картин – сериал «Семнадцать мгновений весны». Впервые советским людям показали его в конце лета 1973 года. И с того времени сериал захватывает внимание многих.
В процессе съемок происходило немало неловких ситуаций и казусов, однако актеры выходили победителями из положения и сохранили качество картины. И благодаря их труду на знаменитого Штирлица смотрят на протяжении 50 лет.
Кандидаты на роль Штирлица, и почему руки не показали
Вячеслав Тихонов – актер, который сыграл главную роль. И сейчас на месте Штирлица в его исполнении тяжело представить другого человека. Однако сценарист сериала – Юлиан Семенов – хотел пригласить на роль Арчила Гомиашвили. Этого человека многие знают по роли Остапа Бендера в картине Гайдая «12 стульев».
Олег Стриженов – еще один популярный актер, который мог воплотить образ Штирлица. Но Олег не захотел прерывать деятельность во МХАТе и отказался от кинопроб. Согласиться не мог из-за длительного плана съемок, которые продолжались, как известно сейчас, 3 года.
Сам Вячеслав Тихонов на кинопробах оказался по чистой случайности. Его привел помощник Татьяны Лиозновой. Мужчину загримировали, из-за чего у него появились густые усы. Лиознова такой вид не одобрила, из-за чего актер практически получил отказ. Но спустя время она передумала и весьма удачно, как видно после стольких лет. Лиознова дала возможность Тихонову показать себя на съемках.
Интересно и то, что мужские руки, которые по картине принадлежат Штирлицу, вовсе не руки самого актера. Это кисти Ростоцкого Феликса, художника. Дело в том, что у мужчины на руке было набито слово «Слава». Татуировка была настолько большая и яркая, что ни один грим не смог ее перекрыть, хотя Тихонов сделал ее еще в юности. Поэтому съемочному составу пришлось прибегнуть к хитрости. Но это был не единственный трюк с руками. Шифровки писал совсем не Плейшнер, а все тот же Ростоцкий. Это было связано с плохим почерком Евгения Евстигнеева, который играл роль Плейшнера.
Кто мог исполнить известную песню «Не думай о секундах свысока»
Исполнить известную песню, написанную специально для киноленты, хотели многие. Но Лиознова без жалости отказывала всем кандидатам, даже Валерию Ободзинскому и Муслиму Магомаеву, которые на тот момент были на пике своей популярности. В итоге выбор Лиозновой пал на Иосифа Кобзона.
Но сложности начались уже при встрече с Кобзоном. Татьяне сообщили, что его стиль пения совершенно не подходит для фильма. Поэтому, если его кандидатуру одобрят и если самому Иосифу придется по вкусу песня, ему предстоит много работы с тембром. Так началась работа над песней. «Не думай о секундах свысока» сейчас звучит так, как и нужно, в привычном варианте. Но немногие знают, что Кобзон записывал ее не менее 10 раз. До тех пор, пока не достиг нужного результата.
Неудачная шутка Льва Дурова и выход Тихонова в костюме СС
Клаус – гестаповец в сериале, и его образ передал Лев Дуров. Сцену его смерти по заранее написанному сценарию должны были снимать в Германии, но Дурова отказались пускать за границу. И все это из-за того, что актер пошутил в слишком серьезной ситуации. В месте выдачи разрешения на выезд ему необходимо было ответить на несколько стандартных вопросов. И именно в этот момент актер захотел преподнести ответ в шуточной манере. Когда его спросили, как выглядит флаг СССР, он описал другой всем известный символ – пиратский флаг «Веселого Роджера». А столицами республик СССР в повествовании сделал города Европы. Его не выпустили из страны под предлогом «плохое поведение». А момент с Клаусом в итоге отсняли в подмосковном лесу.
Еще один казус произошел с самим Тихоновым. Уже находясь в Восточном Берлине, актер торопился на площадку. А Татьяна Лиознова не любила опозданий. Вячеслав Васильевич, чтобы не задерживаться, решил надеть съемочный костюм прямо в комнате отеля, и вышел на улицу в форме офицера СС. Естественно, среди прохожих нашлись недовольные – граждане хотели сдать его в полицию. Но этого не случилось. Предусмотрительная Татьяна Лиознова послала за ним помощника и не зря – Штирлица удалось увести от толпы.
Черно-белая лента с белоснежными рубашками Штирлица
Во время съемок картины цветные экраны уже использовались, как и сама возможность снимать. Но Лиознова была принципиальна. Она захотела ставить картину в черно-белом варианте, чтобы сериал был похож на документальный. Тем более что документальные вставки действительно присутствуют. И съемка в таком формате сделала всю картину логичной и целостной, чего бы, возможно, не было при цветных эпизодах. Зритель может почувствовать атмосферу и больше проникнуться тем временем.
Интересно, что для пошива костюмов приглашали бывшего разведчика – полковника Брауна – в качестве консультанта. Поэтому в картине продуманы даже самые, казалось бы, незначительные мелочи. От кроя до значков и штрихов – все выполнено соответственно историческим фактам. Для пошива задействовали специальное «генеральское» ателье.
Благодаря такой кропотливой работе одежды было очень много – она не поместилась и в 60-и ящиках. Ее перевозили в трех вагонах поезда. Даже статисты переодевались в форму, пошитую советскими мастерами. Это реалистичное зрелище повергло в шок местных жителей. В итоге в Германию для Штирлица привезли сотню белоснежных и безупречных рубашек – все должно было быть элегантно и эстетично.
Просмотр сериала на Кубе
Фидель Кастро – лидер Кубы, который обожал эту кинокартину. А узнал о ней он также случайно – из разговора с подчиненными. Кастро, после выхода сериала, начал замечать, что некоторые из членов правительства из раза в раз отпрашиваются с совещаний и быстро уходят домой. Вскоре Кастро выяснил, в чем дело. Ему рассказали, что показывают советскую ленту про разведчика, который проник в фашистскую Германию. Просмотр доступен только в короткий период времени, а повторения картины нет.
Лидер решил вопрос, воспользовавшись положением – он направил запрос в СССР с просьбой прислать копию сериала. Вскоре был устроен общий просмотр, который длился 14 часов без перерыва.