Почему uз школ убралu парmы времен СССР, коmорые былu просmы, очень удобны u пракmuчны? Много лu нас, кmо сuдел за mакuмu?
Согласно википедии, школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году, а через некоторое время принята на вооружение во всех учебных учреждениях России.
Однако, прежде чем претворить в жизнь свое изобретение, Фёдор Фёдорович Эрисман сначала провел множество исследований и экспериментов. Так, он внимательно изучал глазные заболевания у детей, с чем они связаны, причины ухудшения зрения, способы его восстановления или хотя бы замедления процесса падения зрения. Вскоре он пришел к выводу, что большинство случаев развития близорукости у подростков связано с неправильным положением ребенка за учебным столом. Позже, в 28 лет он опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости».
В итоге он Эрисман продумал все до мелочей, с определением оптимального расстояния читающего или пишущего от книги или тетради (30-40 см.), учел спинку стула и расстояние от груди ребенка до самой столешницы, на которой он пишет, глубину посадки, чтобы тот не сутулился и предложил свой новый школьный стол или правильную школьную парту, незамысловатое устройство которой создает комфортные условия ученику для письма, чтения, рисования и т.д. Парта была сделана так, чтобы ребенок всегда мог читать книгу или писать в тетраде только под прямым углом. При этом она не позволяла ученику полулежать или развалиться на сиденье, ибо спинка была ровной и жесткой.
У многих за данными партами учились наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы, тети и дяди, которые с любовью и нежностью до сих пор вспоминают о них. Из поколения в поколения парты служили верой и правдой, т.к. были крепкие, удобные, простые и практичные. Не случайно среди поколения детей 50-60-70-х годов редко у кого встречались сколиозы или искривления позвоночника, полученные за время учебы в школе. Впрочем, в те годы к окончанию 10 класса и очкариков, среди выпускников, было значительно меньше.
Спустя десятилетия, многие в мире признали, что с медицинской точки зрения это была и остается самой лучшей конструкцией школьной парты.
Я пошел в школу в 1969 году и мне посчастливилось восемь лет сидеть за такими партами. Как сейчас помню, в нашем первом классе парты были покрашены в коричневый цвет, а столешницы в черный. Я почему-то их сразу сравнил с повседневной школьной формой девочек — коричневое платье и черный фартук. Когда ученик вставал, чтобы ответить на вопрос учителя, он поднимал часть крышки столешницы и спокойно мог ровно стоять, при этом не мешая соседнему по парте ученику, т.к. крышка столешницы у каждого открывалась индивидуально.
Первая парта из моего школьного детства.
Парта была очень удобной, главное, не надо было двигать стул, так как все было сделано монолитно. Все дети сидели ровно, обязательно мальчик с девочкой, руки на столешнице положены одна на другую, спина у всех прямая и развалиться на стуле ученикам было просто нереально.
Первоклашки в начале 70-х.
Так как мой отец был военным, мы довольно часто переезжали с одного места на другое. В результате за 10 лет учебы я сменил 5 школ. Что характерно, в школах других городов парты были те же, но с другой цветовой гаммой. Например, в следующей школе, в которой я учился с 3 по 5 класс, столешницы наших парт были покрашены в зеленый цвет. Конечно, это было намного веселее и приятнее, чем мрачный черный.
Вторая парта из моего школьного детства.
Зато уже в следующих 2-х школах, в которых я учился с 5 по 7 класс и 8-й класс, парты были покрашены наоборот, столешницы были черными, а сами парты зелеными.
Очередные парты из моего школьного детства.
Причем цвет парт не был единым и обязательным для всех школ страны. Лишь бы в каждом классе они были одного цвета. Например, по воспоминаниям моей супруги, у них парты были синими, а у кого-то других цветов.
Разные цвета парт.
А вот в следующей школе (в другом городе), в которой я учился 9-й и10-й классы парт у нас уже не было. Вместо них стояли столы и стулья. Помню, мне было настолько непривычно это видеть. Я сразу посчитал себя взрослым, как будто уже студентом ВУЗа.
Школьные столы из моего детства.
Да и уборка у дежурных после окончания занятий занимала уже больше времени. Ведь сначала надо было стулья поставить на столы (как правило, это делали мальчики), а после того как девочки помоют полы, стулья ставили на место.
Уборка в классе.
Однако, уже в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века данные парты Эрисмана или времен СССР, как мы теперь их называем, во всех школах страны были заменены на столы со стульями. Честно говоря, не знаю почему было принято такое решение, да и не вникал я особо.
Однако, бытует версия, якобы, ученикам старших классов за ними сидеть было не совсем комфортно. У многих рост уже был высоким и ребята элементарно не помещались в данные габариты, а некоторые просто упирались коленями в переднюю доску парты. Плюс ко всему, у них не было шанса отодвинуться немного назад. Из-за данных неудобств ученики старших классов испытывали дискомфорт на уроках, отвлекались и не усваивали должным образом материал урока. В то время, как за обычным столом любой ученик мог сидеть так, как ему удобно, просто отодвинув или придвинув свой стул к столу.
Ну не знаю, в этом ли кроется основная причина отмен парт или нет. Просто в 50-е годы в СССР за данными партами сидели не только все ученики, но и многие студенты в разных ВУЗах. А вспомните фильм «Весна на Заречной улице». Так там вообще взрослые дяди и тети в вечерней школе сидят и учатся за такими же партами. И ничего, умещались. А ведь среди них были тоже высокие ребята. Возможно они тогда не понимали, что испытывают неудобства на лекциях или уроках.
Кадры из фильма «Весна на Заречной улице.
И все же, по моему мнению, парты из школ убрали по эстетическим соображениям. Все-таки прогресс семимильными шагами движется вперед, появляются новые современные технические сооружения, в конце концов, в кармане любого школьника уже лежит собственный телефон, а дома персональный компьютер. Во многих школах оборудованы компьютерные классы, применяются новые технологии в обучении. И вдруг на фоне всего этого современного, в классе стоят столетние парты…
Тем не менее, я согласен, что ребенок растет и возможно в старших классах ему действительно неудобно сидеть за подобными партами. Поэтому и пусть, начиная с 5 класса, все ученики переходят на другие столы, но началку-то (с 1 по 4 класс), как мне кажется, надо бы оставить заниматься за старыми партами времен СССР, ведь именно в этом возрасте формируется и почерк и осанка ребенка. Юный ученик или ученица привыкает сидеть ровно, писать без лишнего напряжения и держать голову под определенным наклоном, не слишком наклоняя ее вперед и не уставая при этом.
Однако это лишь мое, сугубо личное мнение, которое может не совпадать с мнением остальных. Ведь сколько людей, столько и мнений.
А что думаете Вы, уважаемые читатели, по данному вопросу? Интересно, остались ли еще те люди, кто не только помнит эти парты, но и просидел за ними с 1 по 10 класс, т.е. всю свою школьную жизнь?