Любuмый фuльм «Большая перемена». Фоmопробы u uнmересные факmы
Один из самых любимых советских школьных фильмов «Большая перемена» был снят режиссером Алексеем Кореневым в 1972 году на киностудии «Мосфильм». Изначально руководство Госкино планировало двухсерийную историю, но изучив отснятый режиссером материал одобрили пять серий. Правда на пятую серию не хватило денежных средств. Так фильм получился четырехсерийным, каким мы все его хорошо знаем и любим.
В основу фильма легла во многом автобиографическая повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», поэтому и актера на главного героя стали стали искать внешне похожего на молодого Садовникова. Изначально на роль Нестора Петровича пробовали нескольких актеров, в том числе Константина Райкина
и Евгения Карельских.
Но в результате осталось два фаворита, причем оба нравились и режиссеру и худсовету — это Андрей Мягков и Михаил Кононов. Мягкову понравился сценарий, и он был готов сниматься, а вот Кононов, напротив, посчитал роль несерьезной особенно после съемок в «Андрее Рублеве» (1966) Андрея Тарковского.
Но случилось так, что практически утвержденный на роль Андрей Мягков поставил условие: его жена актриса Анастасия Вознесенская должна играть жену Ганжи — Светлану Афанасьевну. Но ее кинопробы совершенно не понравились режиссеру. Тогда на роль Нестора был утвержден Михаил Кононов, кстати больше остальных похожий на автора истории в молодости.
Листайте галерею
На другие роли также было много претендентов. На роль Ганжи, помимо Александра Збруева, пробовался Станислав Садальский, но его чересчур хулиганский темперамент не понравился худсовету.
Проходили фотопробы и актер Александр Филиппенко, и будущий знаменитый оператор Юрий Векслер. Оба не были утверждены, зато благодаря Векслеру на пробы попала его жена — молодая актриса Светлана Крючкова.
Правда в начале она пробовалась на роль Светланы Афанасьевны, но в результате стала безответно влюбленной в учителя Нелли Ледневой.
Кстати на эту роль пробовались и другие известные актрисы — Ольга Науменко
и Наталья Гвоздикова.
В роли красавицы и умницы Полины режиссер изначально планировал снимать Наталью Гундареву, но та прочитав сценарий отказалась сама, сказав что ее габариты не соответствуют утонченной прелестнице Полине. Тогда эту роль предложили Наталье Гвоздиковой, которая мечтала о роли Ледневой, но не убедила режиссера.
Актриса Наталья Богунова в свою очередь проходила пробы на роль Полины, но в результате получила роль Светланы Афанасьевны. Кстати практически все актеры, проходившие пробы в фильм оказались в нем задействованы, пусть даже не в тех ролях, на которые претендовали изначально.
Так актриса Нина Маслова, пробовавшаяся на роль легкомысленной Люси в итоге сыграла не любившую работать Коровянскую, а Валерий Носик вместо разгильдяя Ляпишева стал добряком Фукиным.
Кстати на роль Люси, блестяще исполненную в картине Ириной Азер, пробовалась и младшая дочь режиссера начинающая актриса Елена Коренева, но отказалась сниматься. Зато старшая дочь Мария, выбравшая впоследствии карьеру художника, снялась в картине в небольшой роли одноклассницы главных героев с маленьким ребенком.
Оказывается, многие эпизоды, вошедшие в фильм, были совсем не актерской игрой. Так Михаил Кононов, действительно не умевший плавать постеснялся сказать об этом съемочной группе, поэтому тонул по-настоящему, а Ролан Быков, не подозревая того, его в реальности спасал. В сцене, где Люся в слезах уходит от Ляпишева, у актрисы Ирины Азер действительно сломался каблук, но она не растерялась и сбросила туфли. Потом именно этот дубль вошел в картину.
Знаменитый диалог Коровянской и Тимохина: «Что это ты мне глазки строишь? А что мне тебе кооператив строить?» Тоже был придуман актерами на ходу. В целом, на съемочной площадке царила атмосфера веселья и легкости, поэтому и фильм получился настолько добрым и настоящим, считают его создатели. А мы, простые зрители, готовы бесконечно пересматривать этот замечательный фильм и восхищаться игрой актеров, чтобы лишний раз убедиться, что каждый из них точно на своем месте.