Сmарuкu-разбойнuкu 52 года фuльму. Генuальный фuльм, генuальные акmеры u генuальный режжuсер!
В 2021 году исполняется 50 лет фильму Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». По годам он и сам уже старичок, но по духу это бессмертное произведение киноискусства. Из статьи вы узнаете интересные факты о создании фильма, истории и байки со съемок. Приятного чтения!
«Основано на реальных событиях»
- Вдохновением для фильма Эльдару Рязанову послужила история пенсионера, с которым он лежал в больнице. Старичок рассказал ему, как коллеги насильно спровадили его на пенсию. Эта история очень зацепила режиссёра. Он пересказал её своему другу и соавтору Эмилю Брагинскому. Вместе они написали сценарий о приключениях двух неугомонных пенсионеров.
Актёрский состав
- Сценарий Рязанов создавал специально под Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. В процессе работы он придумал звучные прозвища для своих героев: Мячикова он называл «Мямлик», а Воробьева — «Шустрик». Это идеально отражало характеры главных персонажей, один интеллигентный и нерешительный, другой — энергичный авантюрист.
- Сами актёры запомнились коллегам совершенно иными. По словам Ольги Аросевой, Никулин очень чуткий и заботливый партнер, а Евстигнеев был задумчив и тих. На съемочной площадке он получил прозвище «молчун».
«Он был страшный молчун. Вопросы задавал невпопад, как бы внезапно очнувшись, существовал где-то поодаль от людей. Кажется, и он сам, и его мысли блуждали далеко»
- Гримёрам пришлось основательно поработать над внешним видом Никулина и Евстигнеева, ведь на момент съемок им было 50 и 45 лет соответственно. А надо было выглядеть лет на пятнадцать старше.
- После съёмок Аросева признавалась, что Никулин ошеломил её своим серьезным и глубоким подходом к профессии. Артист красил волосы в темный цвет, и, хотя должен был играть старика, не стал отпускать седину, а пользовался седым париком. Недоумевающая актриса как-то спросила у него, зачем такие сложности, ведь можно не краситься, немного подождать и седые волосы сами отрастут. А Никулин ответил:
«Я в цирке работаю, клоуном. Если дети будут смеяться над старостью — это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех. Вот я и крашусь в брюнета»
- На пробах Ольга Аросева понравилась Рязанову, но он медлил с утверждением её на роль. Актриса тогда была очень популярна в шоу «Кабачок „13 стульев“» в образе пани Моники, и его это беспокоило. Режиссёр пригрозил Аросевой, что если хоть на мгновение в ней проступит пани Моника, он уберет из фильма.
- Чтобы доказать Рязанову, что она ответственно относится к роли, актриса с жаром приступила к тренировкам по стрельбе. Занятия были такими трудными, а Аросева так старалась, что потом ложку не могла поднять — так сильно от стрельбы болела рука.
- В роли блатного прохвоста Проскудина Рязанов видел Анатолия Кузнецова, в то время известного по роли товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Но актёр отказался:
«Я до этого уже сыграл несколько следователей, а тут опять такое предложение. Говорю Рязанову : «Я хочу одного из стариков». А он отвечает: «Да нет, я уже выбрал, ты будешь на своем месте…» Но я отказался. А когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе»
В итоге роль досталась Андрею Миронову.
- Яркие второстепенные роли в фильме исполнили Георгий Бурков, Лев Дуров, Александр Ширвиндт и Валентина Талызина, чьи бойкие реплики ушли в народ.
«Вообще-то, это не правильно, что пенсию выдают в старости. По-настоящему, ее нужно давать от 18 до 35 лет, когда и работать то грех — надо заниматься только личной жизнью. А потом и на службу можно. Все равно от жизни никакого толку»
- А выразительный голос за кадром принадлежит Юрию Яковлеву.
Ещё несколько интересных фактов
Слева — лестница в здании журфака МГУ, посередине — музей им. А. С. Пушкина, справа — декорации, созданные в павильоне
- Галерею, из которого герои выносили картину Рембрандта, на самом деле снимали в трех разных местах. В качестве музейной лестницы выступила лестница в здании журфака МГУ, видение Мячикова снимали в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а музейные залы полностью построили в павильоне киностудии.
- Из всех картин, использованных в съемках, только картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником» настоящая. Её копию для фильма написал художник Борис Щербаков, а оригинал хранится в Эрмитаже. Остальные произведения, например, «Танец» Анри Матисса, были написаны попроще, только для фона.
Картина «Танец» Анри Матисса на фоне героев — бутафория
- Почти все уличные кадры были сняты во Львове, а сцена ограбления Мячикова — в Москве по адресу Трубниковский переулок, 19. Позднее там же снимался фильм «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского.
- В процессе съемок Никулин решил разыграть Евстигнеева. Все знали, что Евгений Александрович не учит роли наизусть и даже сценарии читает через строчку. Никулин этим воспользовался. Однажды он спросил коллегу, готов ли он к завтрашней съемке. Евстигнеев был в недоумении и спросил: «А что у нас завтра?». Никулин и выдал — прыгаем с парашютом! И посоветовал предупредить близких, мол, мало ли что. Растерянный Евстигнеев поспешил к Рязанову и потребовал дублёра, а Рязанов слушал и не понимал, о чем толкует актёр.
- Удивительно, но Юрий Никулин был недоволен ролью Мячикова и считал её одной из самых неудачных в карьере. По его мнению, герой получился слишком прямолинейным. Отчасти он винил в этом сценарий, который не дал в полной мере раскрыться характеру следователя, а самому Никулину — проявить свой талант.
- После премьеры в 1972 году фильм стал одним из лидеров советского проката. Можно даже сказать, что «Старики-разбойники» сразу приобрели статус легендарного кино, поскольку картина тут же начала обрастать различными байками и легендами. Так, по слухам во время съемок из Львовского музея действительно украли картину, а воришки загримировались под Мячикова и Воробьёва. Привыкшие к киношникам работники музея ничего не заметили. Но эта история не более чем выдумка.
Картина «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи, похищенная из Третьяковской галереи в 2019 году
- И всё-таки настоящее преступление по мотивам рязановского фильма действительно произошло, но в 2019 году. Тогда в Третьяковской галерее проходила выставка картин Архипа Куинджи. 27 января на глазах посетителей и работников музея некий мужчина уверенным шагом подошел к пейзажу «Ай-Петри. Крым», снял со стены, вынул полотно из рамы и спокойно пошел к выходу. Присутствующие не почувствовали подвоха. Наблюдая за уверенными действиями вора, они были абсолютно уверены, что это сотрудник Третьяковской галереи. Только когда преступник скрылся, работники музея засомневались и подняли тревогу. Благодаря оперативным действиям полиции, картину вернули уже через несколько часов, а выставку ждал резкий скачок посещаемости.
- К сожалению, из всего блистательного актерского состава фильма на данный момент живы только Валентина Талызина и Александр Ширвиндт.