16.07.2023
497 просмотров

«Кавkазсkая пленнuца» — 56 леm. Жumь, kаk говорumся, хорошо! А хорошо жumь — еще лучше!

Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения  девушки, пришла после того,  как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском

Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения девушки, пришла после того, как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском обычае. По задумке это должна была быть веселая легкая комедия, но сколько же препон пришлось преодолеть авторам!

Для начала в Госкино зарубили первый сценарий. Чиновникам не понравилось то, что на экране зрители увидят похищение девушки и побоялись, что идея «уйдет в народ». Пришлось переписать часть сцен, а потом долго доказывать, что похитители не станут образцом для подражания, поскольку представлены в негативном свете. Сценарий был одобрен, деньги получены.

На роль Шурика рассматривали кандидатуры Виталия Соломина, Олега Видова, Андрея Миронова, Евгения Петросяна, Александра Збруева и еще несколько других артистов. В результате после прений с Худсоветом, который склонял Гайдая к кандидатуре Валерия Носика, Гайдай настоял на том, чтобы отдать роль Александру Демьяненко. С исполнительницей роли Нины (Гайдай назвал героиню в честь своей супруги) было еще сложнее. Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева, Жанна Болотова, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Марианна Вертинская побывали на пробах и не понравились режиссеру. По его представлению, Нина должна была воплощать в себе черты Бэлы, Кармен и Павлины. Наталью Варлей привел на пробы Георгий Юнгвальд-Хилькевич: он дружил со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым и как-то, зайдя в цирк проведать друга, увидел прелестную гимнастку и пригласил ее сняться в фильме.

Как оказалось, у Натальи уже был небольшой опыт съемок, но не это сыграло главную роль в ее утверждении, а то, что она безо всякого стеснения могла раздеться на камеру до купальника — неслыханное дело для советского кино. Но ведь она была гимнасткой, и показываться перед публикой в купальнике для нее было делом обычным.

Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения  девушки, пришла после того,  как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском-2

Двум положительным героям противостояла знаменитая и любимая зрителями троица «тунеядцев-алкоголиков», мелких нарушителей закона: Трус, Балбес и Бывалый. Это уже был седьмой фильм, в котором появлялась это компания.

Картину снимали в Алуште, к сожалению, процесс шел тяжело из-за пристрастия оператора к крепким напиткам. Бывало, что он являлся на площадку в таком состоянии, что не мог стоять за камерой. Попал под его влияние и Александр Демьяненко. Остановить его помогла только угроза увольнения. В то же время творческое начало работало на всю мощь, большое количество смешных сцен и фраз придумывали на ходу, например, знаменитое «Чей туфля? Мое.», качающийся шприц, застрявший в мягких частях Моргунова, «Шляпу сними» — все это было придумано самими актерами, что всячески поощрял Леонид Гайдай, потому что после правок комиссии сценарий утратил значительную часть шуток. Над некоторыми сценами хохотала вся площадка, и уже тогда было понятно, что фильм обречен на успех.

Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения  девушки, пришла после того,  как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском-3

В августе группа вернулась в Москву, чтобы провести павильонные съемки, и к ноябрю работа над фильмом была полностью завершена. 16 ноября 1966 года состоялся первый показ картины принимающей комиссии. И реакция членов совета была просто разгромной: фильм следует запретить, он антисоветский. Какая неслыханная дерзость показывать советским зрителям, как заведующий райкомхозом похищает девушку, да еще и имеет пособников в виде асоциальных элементов! Это же насмешка над социалистической реальностью! Ну и дальше посыпалось: Никулин, Вицин и Моргунов перекривлялись, Вицин раздражает, не чувствуется творческого роста режиссера, музыка устаревшая, песня пошловатая, сцены не несут смысловых и сюжетных нагрузок, фон инородный, крупные планы небрежные…

В декабре состоялась пересдача. Картину перемонтировали, но количество претензий не убавилось. Теперь в образе Саахова увидели намек на Сталина, в сцене суда — насмешку над советской судебной системой, и вообще, как заявил один из членов комиссии, «эта антисоветчина выйдет на экраны только через мой труп». Решение должна были вынести после выходных. Понятное дело, Гайдай не ждал ничего хорошего и готовился услышать вердикт о запрете картины. Но… Прошли выходные и… Картину выпускают в прокат да еще с присвоением высшей категории. Причина, по которой чинуши резко поменяли свое мнение, оказалась на удивление проста. На выходных дорогой товарищ Брежнев возжелал посмотреть что-нибудь новенькое, и ему привезли «Кавказскую пленницу». Говорят, что Генсек хохотал до слез, а по окончании просмотра просил передать режиссеру и все съемочной группе свою благодарность.

Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения  девушки, пришла после того,  как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском-4

Картина вышла на широкий экран в апреле 1967 года и мгновенно стала лидером советского проката. Только в первый год ее посмотрело более 76 с половиной миллионов зрителей, а многие фразы ушли в народ. На этом фильме выросло не одно поколение, а мы до сих пор смеемся, глядя на приключения персонажей.

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».

В «Кавказской пленнице» очкарик Шурик сражается не только с троицей мазуриков: Вицин, Никулин, Моргунов, – но и с кавказским руководителем районного масштаба. Сражается за честь студентки, комсомолки, спортсменки, наконец, просто красавицы. 

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».-2

Что на Кавказе не все хорошо – в фильме говорилось достаточно определенно. Белый китель-френч, еще много дум наводит он. Есть, прямо скажем, пережитки прошлого. И личная нескромность в быту.

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».-3

Хотя важнее, конечно, Гайдаевская эксцентрика и уморительные хохмы. В последний раз вместе играют, но как! Вицин, Никулин, Моргунов. 

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».-4

«Кавказская пленница» реабилитирует твист – танец десятилетия. Сначала его танцуют нетипичные мерзавцы, но потом твист очищают от скверны представители нашей славной молодежи. 

По мнению общественности – это лучшая роль Натальи Варлей, не считая роль панночки в фильме «Вий».

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».-5

Ее первое появление в фильме было ниоткуда. Она просто шла посередине шоссе. У нее не было даже сумочки. У нее не было вообще никакого имущества, и она спала в самой модной постели этих времен – в спальном мешке под открытым небом.

Этим фильмом режиссер Леонид Гайдай бьет в 67-ом году рекорд посещаемости, установленный его предыдущей комедией «Операция Ы».-6

Еще она танцевала, пела, носила все обтягивающее, она воплощала настоящий идеал девушек тех времен. Все время в пути, она появлялась ниоткуда и исчезала в никуда, садясь в финале фильма в автобус. И дальнейшая ее судьба в фильме остается неопределенной. 

Известно, что Леонид Гайдай задумал снять вторую картину о незадачливом студенте еще во время работы над комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965). Предполагалось, что продолжение тоже будет состоять из новелл. Идею для первого сюжета подсказала пресса. В какой-то заметке Леонид Иович прочитал, как в одном из районов Закавказья жених, следуя старинным обычаям, украл невесту. Вторая новелла должна была рассказать о похождениях экспедиции, отправившейся на поиски снежного человека. Однако редакционная коллегия «Мосфильма» вторую часть не утвердила. По другой версии, Гайдай сам отказался от этой части. В итоге режиссер остановился на одной сюжетной линии, а зрители получили неординарную комедийную киноисторию, полную приключений и ярких персонажей, – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). О которой сейчас немного напомним.

Кадр из кинофильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Кадр из кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо…

Аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово!

А ты не путай свою личную шерсть с государственной!

Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну! Ничего не сделал, да? Только вошел!

Шляпу сними.

Кадр из кинофильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Кадр из кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Не волнуйтесь, алкоголики – это наш профиль.

Ошибки надо не признавать. Их надо смывать. Кровью!

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

Будьте добры, помедленнее! Я записываю…

Птичку жалко!

Кадр из кинофильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Кадр из кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской, композитор Александр Зацепин (скриншот)

– Жить, как говорится, хорошо. – А хорошо жить еще лучше!

Бамбарбия! Киргуду!

Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

Чей туфля? А, мое! Спасибо!

Короче, Склифосовский!


Оставь комментарий

Рекомендуем