Сперва от него убежала дочка Райкина, затем — дочь маршала. Почему Михаил Державин молчаливо терпел вероломства и не боролся за свою любовь

После завершения гастрольной поездки супруга Михаила Державина, Екатерина Райкина, вернулась совершенно другим человеком. Дочь прославленного Аркадия Райкина с предельной честностью призналась мужу, что испытывает чувства к актёру Юрию Яковлеву. В этот самый мимолетный момент привычный мир молодого Миши Державина мог бы рассыпаться на глазах. Любой другой человек, оказавшись на его месте, вероятно, устроил бы громкий скандал, начал бы болезненные выяснения отношений, бил бы посуду и осыпал проклятиями. Однако Михаил Державин… он лишь молча выслушал признание и с невозмутимым спокойствием отпустил свою неверную жену. Всё обошлось без скандальных сцен, взаимных упрёков и раздела имущества, которого, впрочем, у молодой семейной пары на тот момент и не имелось.
Державин в принципе никогда не пытался удержать женщин, которые изъявляли желание уйти от него. Он просто разворачивался и уходил сам, сохраняя в душе не чувство обиды, а какое-то особенное, почти буддийское спокойствие.

Вообще, Михаил был истинным мастером тактичного и незаметного ухода. Андрей Миронов дал ему меткое прозвище «главный линяйщик» совсем не случайно — если Державину что-либо переставало нравиться, он мог попросту незаметно исчезнуть. «Какой смысл ссориться, если потом всё равно придётся мириться!» — часто говорил актёр, и эта фраза была не просто словами, а его реальным жизненным кредо. Возможно, именно эта черта характера и делала Михаила столь притягательным в глазах женщин и друзей, но она же, как ни парадоксально, не позволяла ему удерживать рядом тех, кто принимал решение уйти. Державин был абсолютно неспособен ко лжи, как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе. А если человек полюбил кого-то другого, то какой вообще смысл притворяться, что всё остаётся по-прежнему?
Роман между Державиным и Катей Райкиной зародился в годы их студенчества. Арбат, Щукинское училище, и они сами — двое талантливых и влюблённых студентов.
Аркадий Исаакович Райкин, вопреки ходившим слухам о его суровом и жёстком характере, к выбору дочери отнёсся с неожиданной благосклонностью. Вероятно, великий сатирик сумел разглядеть в этом худом пареньке с Арбата такие качества, как надёжность и порядочность. К тому же, Михаил Державин уже успел к тому времени заявить о себе, появившись на экране и сыграв свою первую главную роль — гимназиста в фильме «Они были первыми». Аркадий Райкин лично купил на собственные средства импортный свадебный костюм для Державина и в целом организовал свадебное торжество для него и своей любимой дочери за свой счёт.

Казалось, что молодую пару ожидает долгая и счастливая совместная жизнь. Однако судьба распорядилась иначе, и театр развёл их по разным дорогам. После окончания училища Михаил стал актёром Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»), а Екатерина Райкина — Театра имени Вахтангова. Началась активная работа, постоянные гастроли, их окружили разные компании. И вот наступили те самые летние гастроли, из которых Екатерина вернулась совершенно другим человеком. Она не смогла лгать о том, что в её сердце появился другой мужчина. А Михаил не стал её осуждать. Он просто принял её честность как данность, как непреложный факт.
Второй брак Державина со стороны выглядел как полная противоположность первому. Никакой студенческой романтики — лишь сплошной государственный статус. Его избранницей на этот раз стала Нина Будённая, дочь легендарного маршала. Познакомил их общий друг, переводчик Хрущёва и Брежнева Виктор Суходрев.

Нина, красавица, студентка журфака МГУ, и Михаил, уже известный к тому времени актёр. Свадебное торжество сыграли на даче у самого Семёна Михайловича Будённого. Спустя два года у молодожёнов родилась дочь, которую назвали Машей. Жизнь Державина круто переменилась. Из арбатских переулков он переехал на улицу Грановского, в дом, где по соседству проживали маршалы Рокоссовский и Тимошенко, а также Ворошилов и Молотов.
Михаил с мальчишеским, неподдельным восторгом наблюдал за этим миром, казавшимся ему миром небожителей. Как-то раз он стоял вместе с тестем у подъезда, ожидая служебную машину. Мимо них проходили прославленные военачальники, которые с ними здоровались. А на противоположной стороне улицы находился какой-то подвыпивший мужчина. Когда все высокопоставленные лица разъехались и Державин остался в одиночестве, тот мужчина подошёл к нему и с чувством выдохнул: «Ох, едрить, Державин! „Кабачок 13 стульев“!». Для простого человека пан Ведущий из популярной передачи оказался гораздо важнее и ближе, чем все эти влиятельные люди в лампасах.

Семён Михайлович Будённый, грозный маршал, относился к своему зятю-актёру с удивительной, отеческой теплотой. Когда-то в детстве, будучи ещё мальчишкой, Миша Державин, гуляя по Арбату, увидел правительственную машину и начал махать руками сидевшему в ней Будённому. Рассказав об этом случае тестю спустя много лет, Михаил услышал в ответ: «Сынок, вот ты и домахался». Эту шутливую фразу маршал впоследствии любил повторять.
В этой семье Державин прожил девятнадцать лет. Казалось, что он наконец обрёл надёжный и крепкий причал. Но и эта семейная лодка в итоге разбилась о быт. Нина Будённая также ушла от него к другому мужчине. И снова — никаких громких скандалов, никакой публичной грязи. Михаил опять же просто отступил, приняв ситуацию.

«У меня совершенно нет никакой обиды на своих жён. Более того, я сохранил с ними дружеские отношения», — говорил Державин впоследствии. На закономерный вопрос «почему?» Михаил давал ответ, который, пожалуй, мог бы дать только актёр. Человек, который на сцене проживает десятки чужих жизней, обретает способность лучше понимать мотивы поступков других людей. Державин не осуждал, а старался понять. В жизни, как известно, случается всякое. И в этом его подходе заключалась какая-то огромная внутренняя сила и мудрость, хотя люди из окружения актёра нередко называли это слабостью. Михаил не растрачивал свою душевную энергию на обиды, предпочитая сохранять светлые и добрые воспоминания.
Именно в тот период, когда за его плечами осталось два распавшихся брака, в жизни Михаила Державина появилась Роксана Бабаян. История их знакомства сама по себе напоминает сюжет для отдельной комедийной пьесы. Сестра Державина была замужем за Борисом Владимировым, той самой Авдотьей Никитичной из знаменитого эстрадного дуэта двух «бабушек». Михаил как-то по-родственному помог достать для него самое обычное сиденье для унитаза. А Борис Владимиров в знак благодарности пригласил его с собой на гастроли в Казахстан. В аэропорту Владимиров и представил Михаила певице Роксане Бабаян. Державин, который много раз объявлял её песни на радио в своей программе «После полуночи», в воображении рисовал себе монументальную, представительную армянскую женщину. Однако перед ним стояла стройная, изящная и очень женственная девушка.
Михаил Державин не планировал начинать новые романтические отношения после двух неудачных браков, однако его главный друг и советчик Александр Ширвиндт заставил его действовать. Он поговорил с Роксаной на балконе собственной квартиры, а потом, проходя мимо Державина, нарочито громко и чётко произнёс: «Надо брать! Никого лучше уже не будет!». И Державин взял. Они официально зарегистрировали свой брак 6 сентября 1980 года. Этот союз стал для Михаила тихой и надёжной гаванью на всю оставшуюся жизнь. Что удивительно, Роксане Бабаян удалось подружиться со всеми его бывшими жёнами, с дочерью Машей, а впоследствии и с внуками. Она не стала разрушать прошлое Державина, а органично вписалась в него, создав большую, пусть и немного необычную, но очень дружную семью.
Возможно, именно эта незлобивость, умение отпускать и прощать и являлась главным секретом обаяния Михаила Державина. Люди невольно тянулись к его внутреннему свету, к его доброте и полному отсутствию какой-либо душевной червоточины. Он, кстати, был большим мастером розыгрышей, однако его шутки никогда не несли в себе злого умысла. Михаил мог подложить Андрею Миронову в гримёрке осколок автомобильного номера, похожий на его собственный, и с наслаждением наблюдать, как тот, в костюме Чацкого, мчится на улицу проверять свою машину. Но в этом действе была не злость, а безобидная, почти детская шалость. Михаил разыгрывал только тех, у кого было хорошо развито чувство юмора, и поэтому на него никогда не обижались.
Театральная судьба Державина складывалась не менее извилисто, чем его личная жизнь. После ухода из «Ленкома», который последовал за удалением оттуда режиссёра Анатолия Эфроса, Михаил вместе с Ширвиндтом и ещё десятком актёров последовал за своим мастером в Театр на Малой Бронной. Однако там для Державина практически не находилось подходящих ролей, и он начал откровенно скучать. Спасение пришло с совершенно неожиданной стороны. Как-то раз мимо театра проходил Анатолий Папанов и, увидев своих друзей, сказал: «Да на кой чёрт вам этот театр нужен?! Приходите к нам — в Театр сатиры». Вскоре их стал активно зазывать и Андрей Миронов. Таким образом, благодаря друзьям, Державин обрёл свой главный творческий дом на долгие годы, а следом за ним перетянул туда и Ширвиндта.

Михаил Державин прожил практически всю свою жизнь на Арбате, в доме, где в соседнем подъезде располагалось знаменитое Театральное училище имени Щукина. Выбор его профессии был во многом предопределён самим местом жительства. «Вышел из своего подъезда, вошёл в соседний и выучился на артиста», — с лёгкой иронией шутил на этот счёт Державин.
Вся жизнь Михаила была глубоко пропитана атмосферой театра. В детстве он искренне верил, что все заводы, фабрики и булочные работают исключительно для того, чтобы обслуживать артистов и театры. А как же иначе, если твой собственный отец — народный артист, если в гостях постоянно бывают актёры-вахтанговцы, и даже великий Николай Черкасов, приезжая из Ленинграда, всегда заходит в гости?
Именно это существование в особом мире искусства и делало Державина таким уникальным и особенным. Михаил никогда не карабкался по карьерной лестнице, не строил интриг, не испытывал чувства зависти. Даже в их легендарном творческом дуэте с Александром Ширвиндтом он спокойно и с достоинством принимал роль второго плана. «Шура старше меня на целых два года! Он на два года талантливее меня!» — с улыбкой отшучивался Державин на вопросы о возможной творческой ревности. Михаил был тем человеком, который нашёл своё единственное место в жизни и чувствовал себя в нём абсолютно счастливым. Ему не требовалось никому и ничего доказывать.
Под конец своей жизни Державин высказывал, казалось бы, странное желание. «У меня есть лишь одна мечта — никому не мешать. И я не хочу, чтобы у человека, которого я, возможно, чем-то обидел, из-за этого возникла какая-то трагедия», — говорил артист. Он думал в первую очередь не о себе, а об окружающих его людях. И в этом заключалась вся сущность Державина.