Чья-то душа в метель

Артем медленно двигался по заснеженной трассе, возвращаясь из соседнего города. В салоне автомобиля тихо переливалась меланхоличная мелодия, сливаясь с мерным гулением мотора и завыванием вьюги за стеклом. Он чувствовал себя изможденным до самых глубин души. Эти три дня командировки показались ему вечностью — бесконечные встречи, переговоры, чужие улыбки и гостиничный номер, от которого веяло тоскливым одиночеством и стерильной чистотой. Ничто не могло заменить ему ту неповторимую, уютную атмосферу родного дома, наполненную теплом и любимыми запахами.
Он был человеком домашним, настоящим семьянином, и каждое расставание с семьей давалось ему с огромным трудом. Но что поделать? Работа есть работа, она требовала жертв, и этой жертвой становились его покой и комфорт. Он смотрел на темнеющую дорогу, подсвеченную ярким светом фар, и мысленно уже был дома, где его ждала верная и любящая супруга. Он представил, как заходит в прихожую, слышит ее ласковый голос и чувствует аромат свежеприготовленного ужина. Всего пару часов назад он звонил ей, и в трубке звучал такой родной и желанный голос.
«София, милая, я уже выехал, еду-еду. Где-то через два часа буду дома, уже скучаю безмерно», — сказал он тогда, и в ответ услышал ее теплые, ободряющие слова.
Дорога из соседнего города обычно занимала около трех часов, но сейчас, зимой, в разгар метели, приходилось быть предельно осторожным. Артем не торопился, он аккуратно вел машину, двадцатилетний стаж вождения научил его главному правилу: «Тише едешь — дальше будешь». Он ни разу не попадал в серьезные аварии, и сегодня не собирался нарушать свою традицию.
Мысли его были заняты рабочими моментами, он мысленно возвращался к прошедшим встречам, анализировал услышанное, строил планы. До дома оставалось меньше часа пути. Снег валил густой, почти непроницаемой стеной, и свет фар выхватывал из кромешной тьмы лишь небольшой участок дороги и обочину. И вот в этом узком луче света он заметил что-то темное, бесформенное, лежащее прямо у края асфальта. Сердце его екнуло. Он притормозил, подъехал ближе и остановился.
Выйдя из машины, он попал в настоящую снежную круговерть. Ветер бил в лицо колючими снежинками. На обочине, почти полностью заметенная снегом, лежала крупная собака. Она не двигалась, лишь смотрела на него преданными, полными немой надежды и бесконечной тоски глазами. Они были такими выразительными, что пронзили его самое сердце.
«Эй, дружок, что ты тут делаешь? Совсем замерзнешь, тебя же совсем заметет», — тихо проговорил Артем, медленно приближаясь к животному.
Он опасался, что собака может быть агрессивной от страха и боли, но она лишь тихо скулила, пытаясь пошевелиться. Стало ясно — ее сбили. Артем наклонился, осторожно погладил по мокрой от снега шерсти. Все тело пса мелко дрожало от холода и шока. Нужно было действовать быстро. В багажнике он нашел старое, но еще теплое одеяло, которое его супруга София когда-то собиралась отвезти на дачу. Он расстелил его на заднем сиденье и с огромным трудом, стараясь не причинить еще больше боли, поднял обессиленное животное. Собака жалобно застонала, но позволила перенести себя в теплый салон.
«Ну и что же мне теперь с тобой делать, а? — вслух размышлял Артем, трогаясь с места и поглядывая в зеркало заднего вида на своего невольного пассажира. — Домой-то я тебя взять не могу. У Софии астма, врачи строго-настрого запретили заводить любых животных. А тебя явно к ветеринару нужно, тебя же сильно помяли».
Собака, почувствовав тепло,似乎 заснула, ее дыхание стало ровнее. По виду она напоминала немецкую овчарку, но было видно, что не чистокровная, а с примесью дворняги. Артем в молодости очень интересовался собаками, много читал о породах, о их характерах и особенностях дрессировки, и теперь это знание невольно вызывало в нем еще большую жалость к умному, явно домашнему животному.
Въехав в город, он сразу направился к известной ему ветеринарной лечебнице. Но было уже поздно, окна были темны, а дверь заперта. Даже сторожа не было видно. Сердце Артема сжалось от безнадежности. Он достал телефон и набрал номер жены.
«Соня, прости, что задерживаюсь. У нас в городе есть еще какие-то службы, куда можно пристроить на ночь раненую собаку?» — спросил он, едва она сняла трубку.
«Какую собаку, Тема? Где ты? Я уже начала волноваться, жду не дождусь», — в голосе Софии послышались нотки тревоги.
«По дороге подобрал. Кто-то сбил, бедолага еле живой. А ветклиника уже закрыта, ни души», — объяснил он, чувствуя, как наваливается усталость и беспомощность.
«Ох, Тема, ну конечно, ты не мог проехать мимо, я же знаю твое доброе сердце. Вези сюда, домой», — не раздумывая, сказала она.
«Дорогая, ты же знаешь, тебе нельзя… твое здоровье… астма…» — начал было он уговаривать ее, полный заботы.
«Артем, не спорь. Вези. Я сейчас позвоню Дмитрию, помнишь, моего одноклассника? Он же ветеринар. Муж Ларисы, который свою клинику недавно открыл? Он точно поможет», — ее голос звучал твердо и решительно.
Артем с облегчением вздохнул. Он повернул к дому.
В квартире, под ярким светом, стало видно, насколько собака была худа и несчастна. Она тяжело дышала, ее ребра проступали под кожей. София, не боясь, поставила перед ней миску с кусочком отварной курицы. Пес лениво понюхал еду и с трудом, будто через силу, съел маленький кусочек. Было видно, что ему больно глотать, что повреждено что-то внутри. Женщина положила еще, но собака лишь грустно посмотрела на нее и отвернулась.
Вскоре приехал Дмитрий — добродушный мужчина с профессиональным и серьезным видом, с желтым врачебным чемоданчиком в руке. Он внимательно осмотрел пациента, осторожно прощупал лапы и ребра.
«Конечно, ей нужен полноценный осмотр и рентген в клинике, Артем. Привези завтра с утра. Судя по всему, переломов нет, но передняя лапа сильно повреждена, да и внутренние органы могли пострадать от удара. Я сделаю ей укол обезболивающего, пусть поспит до утра, наберется сил», — заключил он, доставая шприц.
Утром Артем отвез спасенную собаку в клинику к Дмитрию и уехал на работу. За следующую неделю пес значительно окреп. Дмитрий подлечил его, откормил, а Артем каждый день после работы заезжал в клинику, привозил лакомства и проводил с ним немного времени. Он уже мысленно назвал его Верным, ведь тот с таким доверием смотрел на него своими преданными глазами.
Но настал день, когда нужно было решать дальнейшую судьбу животного. Дмитрий вызвал Артема на серьезный разговор.
«Артем, я не могу держать его здесь вечно. Места мало, поступают новые пациенты. Нужно или искать хозяев, или… везти в приют. Собака-то явно домашняя, воспитанная. Жаль ее, конечно», — сказал он, разводя руками.
После работы Артем объехал весь город, расклеивая объявления с фотографией собаки. Разместил посты во всех местных пабликах и группах в социальных сетях. А затем с тяжелым сердцем повез своего подопечного в приют, расположенный на окраине города. Он представил работникам пса и сказал, что назвал его Верным.
«Можете записать его как Найдена. Потому что я нашел его на дороге», — грустно произнес он.
Он огляделся и был потрясен до глубины души. Вольеры, клетки, сотни глаз — испуганных, тоскливых, равнодушных. Столько брошенных судеб, столько преданных сердец, оставленных на произвол судьбы.
«А вот такие горе-хозяева! Заводят, как игрушку, наиграются — и выбросят на улицу. А собака — она ведь как ребенок, за ней ухаживать надо, любить ее, воспитывать, гулять с ней! Я бы таких людей на огромные штрафы сажала, чтобы другим неповадно было!» — с горьким раздражением в голосе сказала пожилая женщина-сотрудница приюта, заметив, как Артем с болью смотрит на всех этих несчастных животных.
Прошло четыре долгих дня. Артем уже почти потерял надежду. И вот вечером раздался звонок с незнакомого номера. Он поднял трубку.
«Алло?» — произнес он.
«Здравствуйте. Это Артем?» — раздался в трубке спокойный, интеллигентный голос пожилого мужчины.
«Да, это я. Скажите, а чем могу помочь?»
«Меня зовут Иван Сергеевич. Мой внук показал мне в интернете фотографию. Это наша собака, наша любимая Дуся. Вы ее нашли. Огромное, просто огромное вам человеческое спасибо», — голос мужчины дрогнул от нахлынувших эмоций.
Артем невольно сжал трубку крепче.
«Она потерялась почти три недели назад, когда мы возвращались из гостей из соседнего города после праздников. Попали в метель, она испугалась чего-то, выпрыгнула из машины в полумраке, когда я дверь открывал… и пропала в снегу. Мы искали ее тогда до самого утра, но так и не нашли. Дали объявление в газету, внук везде разместил в интернете… Уже и надежду почти потеряли. Она с нами десять лет живет, член семьи…»
Артем почувствовал, как у него с души упал огромный камень. Он рассказал, где сейчас находится Дуся. Оказалось, что Иван Сергеевич с женой — пожилые люди, живут одни, и эта собака была для них не просто питомцем, а самым настоящим другом и наполнителем их тихого дома радостью и жизнью.
На следующий день Иван Сергеевич, мужчина лет семидесяти, крепкий и седой, приехал в приют. Он привез с собой два огромных мешка качественного корма и лакомств для всех обитателей приюта. Его глаза наполнились слезами, когда он увидел свою Дусю, которая бросилась к нему, виляя хвостом и поскуливая от счастья. Он без конца благодарил сотрудников, а вечером снова позвонил Артему.
«Артем, мы с супругой будем вам безмерно благодарны, если вы и ваша жена почтите наш скромный ужин. Мы хотим лично вас поблагодарить. И Дуся очень хочет вас видеть», — сказал он сердечно.
Через несколько дней Артем с Софией посетили скромную, но уютную квартиру пожилой пары. Их встретили как самых дорогих гостей. Дуся, ухоженная и счастливая, степенно лежала на своем коврике и только преданно смотрела на своих спасителей.
«Артем, София, это же просто удивительные, душевные люди! — делилась впечатлениями Софья на обратном пути. — А Иван Сергеевич оказался писателем! Подарил мне свою книгу с автографом. У него целая полка своих произведений. А какая у них Дуся воспитанная! Хозяйка просто сказала ей: «Место», и она даже не шелохнулась все время, пока мы сидели в гостях. Я под таким большим впечатлением!»
Артем молча кивал, глядя на убегающую назад дорогу. История закончилась хорошо, очень хорошо. Дуся вернулась домой, к любящим хозяевам. Но в его душе остался легкий, щемящий осадок. Он думал о том, как много машин пронеслось мимо нее в тот снежный вечер. И о том, кто же был за рулем того автомобиля, что сбил и бросил ее умирать в сугробе. Кто этот человек? И спит ли он спокойно по ночам?