«Вашu глаза созданы для сказкu». Сума, mюрьма u гuбель «звезды» совеmскuх кuносказок Алексея Каmышева
17 марmа акmеру uз фuльмов нашего деmсmва Алексею Каmышеву могло uсполнumься 75. Но его жuзнь mрагuческu оборвалась в далеком 2006-ом
А. Катышев. Фото из открытых источников
Исmорuя Алексея Каmышева – почmu сказочная прumча о mом, как однажды добрый волшебнuк превраmuл Иванушку-дурачка в доброго молодца, дал ему сuлу богаmырскую, верного коня, меч-кладенец… А mоm нарубuл своuм мечом mакuх дров, чmо погубuл u себя, u коня, mак u не совершuв нu одного раmного подвuга.
Алексею судьба преподнесла роскошный подарок – всmречу с велuкuм совеmскuм кuнорежuссером Александром Роу u главную роль в сказке «Огонь, вода u… медные mрубы». Но еслu на экране он вышел победumелем, mо в жuзнu «медные mрубы» сmалu для молодого акmера непосuльным uспыmанuем.
А. Катышев
А. Катышев и его роли
«ТАКИЕ ГЛАЗА НЕЛЬЗЯ НЕ СНИМАТЬ»
Алексей родился 17 марта 1949 года в Сталинской (ныне Донецкой) области Украины в рабочей семье. Как он сам рассказывал в своих немногочисленных интервью, в Ялте его семья оказалась вынужденно — у его отца начались проблемы с легкими, и врачи порекомендовали ему сменить климат на более теплый, морской. Сказали: «Крым и особенно Ялта – идеальное место!» Там юноша окончил восемь классов средней школы, в 15 лет поступил на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии.
Тогда же впервые оказался на съемочной площадке – попался на глаза режиссерам детского киноальманаха «От семи до двенадцати», и те сняли симпатичного мальчишку в крошечном эпизоде. Кстати, этот состоящий из трех новелл фильм сегодня канул в лету, а ведь в нем играли, например, Олег Даль, Зоя Федорова, Ирина Мурзаева, Рина Зеленая, Валентин Зубков…
Алексей в юности.
В 1964 году Александр Роу снимал в Ялте сцены для фильма-сказки «Морозко». Алексей в это время работал микрофонщиком в звуковом цехе киностудии. Вот как описывал Катышев свою судьбоносную встречу с великим киносказочником.
«Мы случайно столкнулись в коридоре. Роу быстро окинул меня взглядом профессионала и сказал: «Молодой человек, вы даже не подозреваете, какие у вас чудные глаза. Такие глаза нельзя не снимать. Они созданы для сказки. Хотите у меня сняться?»
Алексей так растерялся, что потерял дар речи. Промямлил что-то про свою занятость как звуковика и ушел. Но Роу об этой встрече не забыл. И когда через полгода решил запускаться с фильмом «Огонь, вода и… медные трубы», вызвал голубоглазого красавца с волосами пепельного цвета на пробы.
«Отпробовался я в звенящей тишине, — вспоминал Катышев. — У худсовета — ноль реакции. Кожей чувствую, как терпеливо они ждут, чтобы я наконец-то покинул площадку. Через минуту разведка донесла, что все до единого проголосовали против моей кандидатуры. Все, кроме батюшки Роу. («Батюшка Роу» — прозвище режиссера на съемочной площадке, — авт.) Тот сказал, как отрезал: «Или буду снимать Катышева, или фильма вообще не будет».
Александр Артурович всегда знал, что он хочет. Поэтому сам искал исполнителей в свои фильмы, и для него не имело значения, профессиональный это актер или нет. Именно так он когда-то «откопал» «всесоюзную Бабу-Ягу» — Георгия Милляра, «подсмотрел» в «Аквалангах на дне» совсем юную «Варвару-красу» Таню Клюеву, утвердил в роли «упитанного, но невоспитанного царского сына» рабочего студии Горького Сергея Николаева… Алексей Катышев – из этого ряда. И чутье, наметанный режиссерский глаз никогда Роу не подводили.
«Огонь, вода и… медные трубы» (1968 год) имели бешеный успех и произвели фурор в детских сердцах. Хорошо помню, как сам несколько десятков раз (!) ездил в кинотеатр «Дружба» на Соколе – посмотреть волшебные приключения златокудрого доброго молодца Василия, которого играл Алексей Катышев. Его победа над Кощеем Бессмертным в финале вызывала бурю эмоций и сопровождалась искренними слезами счастья.
А. Катышев и Тамара Носова (в роли Первой красавицы) в фильме «Огонь, вода и… медные трубы», 1968 год
А. Катышев и «Аленушка» Наталья Седых в фильме «Огонь, вода и… медные трубы», 1968 год
КОРОВА ДЛЯ НАЗВАННОГО СЫНА
Так 19-летний звукорежиссер Ялтинской киностудии «проснулся» знаменитым на всю страну. Алексея узнавали на каждом шагу, охотились за его автографами, на киностудию письма от поклонников и поклонниц приходили мешками. Как потом признавался Катышев, бешеная популярность едва не сыграла с ним злую шутку.
«Появились друзья, соблазны… Чего греха таить, я мог неоднократно уйти в загул, переспать с половиной женщин страны. Выбор был колоссальный — девчонки на шею вешались».
Алексея тогда спасло то, что еще до начала съемок он по большой любви женился на телефонистке с междугородной телефонной станции по имени Ирина и их романтические отношения были на самом пике.
Впрочем, наслаждался семейной жизнью и своей умопомрачительной славой молодой человек недолго. Вскоре его призвали в армию — на Дальний Восток, в Приморский край, где в стриженном наголо новобранце никто не признал сказочного героя. Целый год он маршировал строем, ходил в наряды и караул – старался стать отличником боевой и политической подготовки.
В этот момент о нем вновь вспомнил Александр Роу. Режиссер сумел добиться, чтобы военное руководство командировало рядового Катышева проходить срочную службу по месту съемок фильма «Варвара-краса, длинная коса» — на киностудию Горького. Более того, он взял его под свой патронаж и вообще относился как к родному сыну. Смотрел сквозь пальцы на шероховатости в работе, прощал опоздания. Любопытный факт: узнав, что Алексей обожает парное молоко, Александр Артурович позаботился, чтобы при съемочной группе была корова… Катышев был одним из немногих, для кого двери его дома всегда были открыты.
А. Роу и А. Катышев во время съемок
Татьяна Клюева и А. Катышев в фильме «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
На съемочной площадке «Варвары-красы» Роу собрал целое созвездие своих любимых актеров – Анатолия Кубацкого, Александра Хвылю, Михаила Пуговкина, Веру Алтайскую, Анастасию Зуеву. Снял в роли Варвары юную Татьяну Клюеву. Ну и, разумеется, не мог обойтись без своего друга, «талисмана» и палочки-выручалочки – Георгия Милляра, которому, кстати, именно тогда нашел жену и верную спутницу жизни – Марью Васильевну.
В этой киносказке Алексей Катышев сыграл рыбацкого сына Андрея, победившего зло и оставившего Чудо-Юдо с носом. И снова успех – новый виток славы и народной любви. Следом он снялся еще в двух картинах – в «Весенней сказке» режиссера Юрия Цветкова и «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» Михаила Пташука. Казалось, его карьера только набирает ход. В 1973 году Александр Артурович и Лев Потемкин начали писать сценарий для фильма «Финист – ясный сокол», в котором роль богатыря Финиста предназначалась Катышеву. По совету своего учителя и наставника набравшийся уже опыта и заматеревший актер собирался получить профессиональное образование во ВГИКе.
А. Катышев в роли Леля в «Весенней сказке», 1971 год
А. Катышев в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», 1973 год
«ВАС СНИМАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ»
Но… В декабре 1973 года Роу неожиданно умер.
«В новогоднюю ночь позвонил партнер по «Варваре-красе» Сережа Николаев и сказал, что 28 декабря Александр Артурович скончался в больнице, завтра похороны, — вспоминала Татьяна Клюева. — Прощание организовали прямо на студии. В павильоне бутафоры сделали рощу из березок. Под одним из деревцев посадили маленькую плюшевую собачку, которая сопровождала Александра Артуровича во всех его поездках. Меня не покидало странное чувство: вот сейчас он, большой и добрый, выйдет из-за этих деревьев и все будет как обычно… Увы, великий сказочник ушел, и все рассыпалось, рухнуло. Этот режиссер открыл и поднял на пьедестал многих актеров. При нем наш кинематограф светился добротой».
«Все рассыпалось и рухнуло» в том числе и для Алексея Катышева. Режиссер Геннадий Васильев, взявшийся снимать «Финиста», открытым текстом сказал ему: «Вы были любимчиком Роу. Я вас снимать не собираюсь. Всего доброго!»
«Для меня это было не просто потрясение – шок, — рассказывал Алексей. — С Роу я связывал свою дальнейшую жизнь, карьеру. Знал, что у каждого режиссера есть так называемые «свои» актеры, и поэтому отдавал себе отчет, что в обойму к другим мастерам кино могу и не попасть. Так оно и получилось: когда Александр Артурович ушел из жизни, я оказался не у дел».
Катышеву было всего 24 года – вся жизнь впереди. Ему бы проявить характер, богатырскую хватку, ведь были в киномире знакомства, связи. Для начала – все-таки поступить во ВГИК… Так и не получив ни одного предложения от режиссеров, Алексей вернулся в Ялту, где продолжал купаться в лучах теперь уже былой славы. Год он провел в ожидании, что о его голубых глазах и сказочной фактуре кто-нибудь вспомнит, но тщетно.
Тем временем в семье подрастали три дочери, которых нужно было кормить, одевать. Жена постоянно требовала спуститься с небес на землю и грозила разводом. Чтобы содержать семью, в 1974 Алексей окончил автошколу и устроился водителем молоковоза на 62-ю автобазу. Когда по городу пронесся слух, что тот самый белокурый красавчик из сказок развозит молоко, многие его поклонницы приходили к молочному магазину, чтобы лично в этом убедиться. Вскоре Алексей «с горя» начал выпивать, появились компании, «друзья» и — дым коромыслом.
«Леша… Провинциальный мальчик с ясными голубыми глазами, — рассказывала партнерша Алексея по фильму «Огонь, вода и… медные трубы» Наталья Седых. — Романа на съемках у нас не было, хотя нам его активно приписывали. В последний раз мы виделись на программе Андрея Малахова «Большая стирка». Когда его увидела, то удивилась, как он плохо выглядит. Видать, его жизнь очень сильно побила».
А. Катышев.
«ОТКРОЕШЬ ГЛАЗА, И СЛОВНО ПАЛКОЙ ПО ЛИЦУ»
Вся дальнейшая жизнь Алексея Катышева – это история его падения. Не выдержав гулянок, жена указала ему на дверь. Потом его и с молокозавода «попросили».
«Все получилось как-то незаметно даже для меня самого, — оправдывался он в одном из интервью. — Восемнадцатилетним сопляком такой взлет — и все вдруг рухнуло: мечты о кино, творческие планы — все пошло насмарку, вразнос. Словом, допился до того, что рухнула в конце концов семья».
Он постоянно влипал в какие-то криминальные передряги. Однажды в состоянии алкогольного опьянения устроил пальбу на улице из пневматической винтовки. В другой раз по обвинению в групповом изнасиловании несколько месяцев провел на нарах следственного изолятора. И хотя на самом деле весь этот «сексуальный процесс» Алексей по пьяни проспал, ему и двум его подельникам грозило до 10 лет тюрьмы и веселая «петушиная» жизнь на зоне. Спасло то, что один из насильников пообещал жениться на жертве и девушка забрала свое заявление.
Последние годы Алексей Катышев бомжевал, подрабатывая грузчиком, а чаще собирая по помойкам пустые бутылки. Иногда его находили столичные журналисты, которым он жаловался на судьбу-злодейку. Опустившегося мужчину с испитым лицом, в котором невозможно было узнать прежнего победителя Кощея Бессмертного, провокационно спрашивали, мечтает ли он опять сниматься и снится ли ему съемочная площадка.
«Снится постоянно, — отвечал он. — Так же, как и команда «Мотор!», кадры из фильмов, незабвенный наш батюшка Роу, партнеры замечательные. И период тот киношный, пусть и кратковременный, но лучший в моей жизни, тоже снится… А откроешь глаза, и словно палкой по лицу — вот она, реальность. Аж искры из глаз!»
Жизнь Алексея Катышева оборвалась трагически. 28 ноября 2006 года сильно избитого его доставили в ялтинскую больницу. Выяснилось, что за две недели до этого его сильно избила пьяная компания. На фоне лёгочной и сердечной недостаточности началось развитие сепсиса. 30 ноября 2006 года в возрасте 57 лет Алексей Катышев умер всеми забытый, в полной нищете.
P.S. Интересно, что сыгравший в фильме «Варвара-краса,длинная коса» «упитанного, но невоспитанного царского сына» (и тоже непрофессиональный актер) Сергей Николаев после смерти Роу не потерялся. Он тоже больше не снимался, но продолжил заниматься кино и со временем стал заведующим актерским отделом киностудии имени Горького.
«Мне кажется, Леша не должен никого винить, он свою судьбу сделал сам, — как-то сказал Николаев, комментируя печальный финал своего коллеги. — Название сказки «Огонь, вода и медные трубы», в которой он сыграл главную роль, стало для него пророческим. Испытания медными трубами, а проще говоря, славой, Катышев не выдержал. Хотя Александр Артурович Роу действительно очень его любил…»
А. Катышев
Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса»