13.03.2024
116 просмотров

«В субботу 10 часов утра ЗАГСа моём платье жду встречи Гаврилов». Банальности, клише и сплошная несуразица в одном фильме

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов. А меня при просмотре фильма не оставляет чувство неловкости от натянутости, надуманности и искусственности сюжета. Ведь все они там, за исключением нескольких персонажей – ряженые.

Лидирует в этом плане Людмила Гурченко в роли работницы фотоателье и покинутой невесты механика Гаврилова Риты. Диссонанс начинается с первых минут: по сценарию главной героине 38 лет, но в кадре я вижу женщину крепко за 40 – ухоженную, стройную, моложавую, однако «моложавая» и «молодая» не одно и то же.

Драма с элементами комедии «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981. Киностудия	Мосфильм. Режиссёр Пётр Тодоровский, автор сценария Сергей Бодров. В роли работницы фотостудии Маргариты Сергеевны Соловьёвой (Риты) – Людмила Гурченко

Драма с элементами комедии «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981. Киностудия Мосфильм. Режиссёр Пётр Тодоровский, автор сценария Сергей Бодров. В роли работницы фотостудии Маргариты Сергеевны Соловьёвой (Риты) – Людмила Гурченко

Людмиле Марковне на момент съёмок было 46, и все эти 46 не только не нивелируются, но подчёркиваются крайне неудачной причёской с дурацкими букольками; нарядами – то слишком возрастными, то, наоборот, неуместно молодёжными, как та блузка с юбкой, в которую она облачилась, отдав своё свадебное платье глубоко беременной подруге бравого моряка. Наверное, актрисе хотелось блеснуть стройными ногами, и ноги действительно стройные, но фокус в том, что эта уловка явно читается в сюжетном повороте.

Главное же – мимика, повадки, жесты. И в моменты печали, грусти, разочарования, и в минуты радости, восторга, надежды я вижу не Риту – я вижу Людмилу Гурченко. Здесь она больше Гурченко, чем где бы то ни было ещё, поэтому название фильма можно смело заменить на «Бенефис Людмилы Гурченко», и тогда всё встанет на свои места.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-3
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-4

Дело даже не в том, что роль ей не органична – ведь в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» актриса прекрасна, естественна и очень убедительна в образе Тамары Васильевны: поблекшая, потерявшая надежду и вкус к жизни женщина, кажущаяся колючей и слишком категоричной, таит столько истинного тепла, трепетной нежности, искренности и доброты!

А у Тодоровского – не сложилось. Гурченко старательно отрабатывает сценарий, но получается ненатурально, натужно и неправдоподобно. Особенно режут глаз и ухо неистовые пляски в ресторане, больше похожие на истерические конвульсии, где выступают на первый план все характерные ужимки, странный, узнаваемый дробный смех – точно такой же, как у официантки Веры в «Вокзале для двоих», – да и в остальном две героини плюс-минус сёстры близнецы.

Парикмахерша, подруга Риты Люся – Наталья Назарова. Дядя Риты – Евгений Евстигнеев

Парикмахерша, подруга Риты Люся – Наталья Назарова. Дядя Риты – Евгений Евстигнеев

Театральный музыкант Виктор Михайлович – Михаил Светин. Адвокат, муж Люси Виктор – Станислав Соколов

Театральный музыкант Виктор Михайлович – Михаил Светин. Адвокат, муж Люси Виктор – Станислав Соколов

Со сценарием Сергей Бодров откровенно перемудрил, постаравшись уместить в одном фильме 24 часа из жизни женщины, её анамнез, встречу с бывшим, помощь молодой паре, кражу невесты грузинской диаспорой, месть Зорро злой тётке с бельевой верёвкой в виде меткого выстрела из рогатки; давнего поклонника, прочно увязнувшего во «френдзоне» и заблудившегося в трёх соснах (вернее, четырёх стенах) среди предметов антиквариата; нового почитателя в лице непризнанного гения и даже японский эмалированный таз, за которым пришлось отстоять большую очередь. Ну прямо как в другом фильме: «Валим всё в кучу: любовь, план, лесоповал…» Винегрет получился так себе, а логически концы с концами у сценариста и вовсе не сходятся.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-7
Фотограф Паша – Всеволод Шиловский

Фотограф Паша – Всеволод Шиловский

Врач призывной комиссии, бывший любовник Риты Слава – Анатолий Васильев

Врач призывной комиссии, бывший любовник Риты Слава – Анатолий Васильев

Получив телеграмму «Несмотря девятибалльный шторм железным курсом идём родным берегам. Любовь переполняет душу. В субботу 10 утра ЗАГСа моём платье жду встречи Гаврилов» счастливая невеста в окружении друзей занимает ключевые позиции у заветной двери. Но… Уж полночь близится, а Германа всё нет, гости приуныли и понемногу расползаются, неловко выразив сочувствие поникшей новобрачной.

Что делает новобрачная? Вместо того, чтобы мчаться к телефону и обзванивать больницы (мало ли что могло случиться с любимым человеком!) она слоняется в окрестностях Дворца бракосочетаний час, два, три, теряет время, вкушает на скамейке красное вино и сулугуни, галантно преподнесённые грузинами, потом ищет сочувствия у подруги-парикмахерши Люси, попутно обхамив её клиентку.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-10
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-11
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-12

Затем, надев всё лучшее сразу, дамы предпринимают марш-бросок по улицам Одессы, полагая, что встречные мужчины впадают в ажитацию при виде столь неотразимых красавиц (а мне показалось, кавалеры недоуменно хмыкали при виде двух эпатажных подруг, дефилирующих воинственным шагом и похожих на крайне возбуждённых куриц-несушек).

Наконец, исчерпав все попытки поправить покосившуюся уверенность в себе, Рита безжалостно подрывает остатки хлипкого самолюбия давно и безответно влюблённого в неё фотографа Паши, заявившись к нему домой и неосмотрительно дав надежду на взаимность.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-13
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-14

Вы спросите: а где тут про Гаврилова? Жених как в воду канул, почему невеста не мечется по различным профильным инстанциям в попытках найти дорогую пропажу?

Вопрос, конечно, интересный. «Про Гаврилова» совершено только одно действие: облава на судно, где возлюбленный служит механиком, с целью накрыть его там в компрометирующей ситуации. Кстати, никого не смущает, что любящая женщина, встретившая мужчину своей жизни, в первую очередь предполагает не то, что он попал в форс-мажор, и беспокоится не о его здоровье и жизни, а с ходу решает, что он её бросил: передумал жениться и прячется? «Паша! Знаешь, я полюбила одного человека. А он меня предал», – плача, говорит она. Пардон, из чего следует подобный вывод? И почему, собственно, именно такой, если Гаврилов безупречен и невообразимо хорош?

Вахтенный – Александр Голобородько

Вахтенный – Александр Голобородько

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-16

Теперь о Гаврилове. Портрет этого героя-любовника, предназначенного служить образцом чаяний и надежд всех женщин элегантного возраста и появляющегося только в финальном эпизоде, пишется, как на батальном полотне, крупными мазками. Но образ вырисовывается, мягко говоря, весьма спорный.

То он, значит, пригрозил администратору поджечь гостиницу, если она ещё раз явится с требованием к его любимой женщине освободить номер после 23-х часов (а сколько апломба, батюшки! «Слушайте меня внимательно. Мне 40 лет. Я никогда не вру. Если вы еще раз постучите в эту комнату, я сожгу всю вашу гостиницу вместе с вашими унизительными правилами!») То просит привязать его в каюте к койке, потому что у него, видите ли, в Марселе жуткая любовь произошла, и потом два дня воет.

Судовой механик, жених Риты Лев Гаврилов – Сергей Шакуров

Судовой механик, жених Риты Лев Гаврилов – Сергей Шакуров

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-18

Братцы, да ведь это диагноз! Вздорный, нервный, крайне неуравновешенный мужчина с непомерным самомнением, импульсивными поступками и неустойчивыми выборами – такое себе приобретение для женщины с дочерью-подростком.

Допустим, администратор гостиницы не стушевалась бы и взяла этого пижона на «слабо»: «Да ты что, болезный! Подожжёшь гостиницу? Ну давай, поджигай!» И? Поджёг бы? Если бы поджёг – это статья и срок. А не поджёг – значит, павиан ваш хвалёный Гаврилов. Не говорю уже о чисто технической стороне вопроса: за бензином этот поборник прав и свобод метнулся бы кабанчиком к себе на судно? «Мадам, руки прочь от моей женщины, я сейчас буквально на пять минут отлучусь – за спичками сбегаю и назад». Картина маслом!

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-19
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-20

Кстати, и в милицию в день свадьбы наш супермачо попал по той же причине: затеял драку, защищая честь девушки, итог – двое в больнице, благородный идальго в кутузке. Нет, что-то там не так с нейронными связями.

Неприятное чувство вызывает дочь главной героини – ненатуральная, ходульная, насквозь искусственная девочка, которая на протяжении всего фильма либо хамит (как она заявила «бывшему» матери: «Это что, та крашеная, с которой я вас встретила в булочной? Ну и вкус у вас!»), либо изрекает прописные истины с глубокомысленным видом. А уж сцена с объятиями плачущих матери и дочери в телефонной будке – полный провал. Всё насквозь фальшиво, неестественно, и невооружённым глазом видно, что «мать» с «дочерью» эмоционально абсолютно не монтируются.

Дочь Риты Танька – Светлана Пономарёва

Дочь Риты Танька – Светлана Пономарёва

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-22

Вызывают вопросы странные сцены, когда девочка стоит на улице под проливным дождём, почему-то не заходя в кафе, плачет, стучит в стекло и что-то кричит матери.

Или свидание Риты с Гавриловым – жениха привозит к фотоателье милицейская машина, невеста не выходит на улицу, жених не входит внутрь, и они смотрят друг на друга через стекло, а Рита что-то беззвучно и сбивчиво говорит Гаврилову. Патетики много, правдоподобности – ноль. О холёных маленьких руках так называемого «механика» даже и говорить неловко.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-23
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-24

Из часа с четвертью, которые длится фильм, гармоничны только улицы старой Одессы, тонущие в ласковых лучах неяркого осеннего солнца и запорошенные медными, словно кованными листьями; дядя в исполнении Евгения Евстигнеева, который так просто и так жизненно произносит: «Я вообще человек тяжёлый, а после войны совсем психованный стал. Со мной жить одно мучение. Но вас, баб, всегда жалел. На какую ни посмотришь – у каждой драма». Хорошо и по-настоящему красиво лицо грузинской женщины в чёрных одеждах. Правдоподобен Всеволод Шиловский в роли Паши.

Но для целого фильма этого удручающе мало, а основная любовная линия рассыпается на глазах, потому что завидный жених вовсе не вызывает зависти, а невеста, судя по её поступкам, не верит избраннику и ждёт от него подвоха в любой момент.

Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-25
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-26
Женщины очень любят это кино и сопереживают главной героине, которой повезло встретить такого эталонного мужика, как Гаврилов.-27

Оставь комментарий

Рекомендуем