Вещu, коmорые помнum почmu каждый совеmскuй ученuк uз 1980-х: Важные школьные аmрuбуmы времен СССР
Сегодня у школьников есть все: любые канцелярские и школьные принадлежности, телефоны и планшеты, компьютерные программы. Если в школе используется форма, она обычно подбирается с любовью и тщательностью. А вот те, чьи школьные годы пришли на восьмидесятые годы, не могут похвастаться такими воспоминаниями.
Коричневые платья и как школьницы старались их украшать
Для украшения школьной формы использовали кружевные воротнички и манжеты.
В советские времена девочки носили в школу коричневые платья из грубой шерсти, дополняя образ черным (или белым, по праздникам) передником. Не слишком удачное сочетание цветов, но оно было привычно всем школьникам. Форма была круглогодичной, независимо от температуры воздуха.
Конечно, девочкам было не слишком интересно носить ежедневно такую мрачноватую одежду. Помогали мамы и бабушки: они с любовью мастерили кружевные манжеты и воротнички, украшали платья оборками, а для фартуков делали «крылышки». Это немного примиряло школьниц с однообразием — ведь появлялась возможность посоревноваться между собой в стиле.
Девочки старались украсить школьную одежду как могли: в ход шли кожаные аппликации, броши, бусины, ленточки… Правда, обычно учителя не разрешали отходить от принятых стандартов. Даже длина платья была установлена инструкцией Минобразования.
Огромной популярностью пользовалась «прибалтийская» форма, которая имела нежный шоколадный цвет и изготавливалась из приятного материала. Моделей у платьев из Прибалтики было достаточно много, но вот достать одну из них могли не все.
Конечно, советская форма не была абсолютно одинаковой. Юбки могли иметь складки, защипы, очень востребованы были плиссированные модели. Воротники делали отложные и стоечки. Девочки, которые носили воротнички, должны были менять их как можно чаще, стирать и снова пришивать. То же и с манжетами. Утомительно? Немного, но ведь такие действия приучали школьниц к порядку и гигиене.
Это было у всех: подставки для учебников, одинаковые ранцы и другие вещи
Младшеклассники ходили в школу с ранцами и использовали подставку для учебников.
Многие вещи у школьников были одинаковыми. Например, подставки для учебников. В основном выпускались комбинированные модели из металла и пластика, которые весили немало. Достать облегченную подставочку удавалось не всем. Использовался такой девайс во время уроков и при приготовлении домашнего задания. На подставку ставили книгу, открывая на нужной странице и закрепляя ее при помощи рычажка. Это было очень правильно, так как угол зрения не изменялся, ребенок смотрел прямо, не портил глаза.
Носили тетради и учебники в портфелях. Но это относилось к старшеклассникам. А малыши все, как близнецы, шли в школу с ранцами. Делался этот предмет из кожзама (иногда с изображением мультипликационных героев) снабжался замочками и кнопками, которые имели свойство быстро ломаться. Зато сам ранец обычно был невероятно прочным: он заменял санки при катании с горок, им дрались и кидались, на нем сидели и так далее. И ничего — крепкий материал выдерживал все и порой служил несколько лет.
Для заточки карандашей использовались точилки. Нельзя сказать, что они были удобными. Самой распространенной моделью была точилка-рыбка с острым ножичком, но существовали и варианты, когда карандаш следовало поместить в отверстие и прокрутить несколько раз. Продавались карандаши в любом канцелярском магазинчике, но только отечественные. А вот мега популярные чехословацкие «Кох-и-Нор» приобрести удавалось не всем. Их покупали «по блату» и старались обращаться с карандашиками аккуратно.
Еще один гаджет, который заменял калькулятор и в некоторой степени компьютер — логарифмическая линейка. В зависимости от того, какая длина была у линейки (от 15 до 75 см), можно было говорить о точности вычислений. При помощи этого предмета можно было складывать и вычитать, умножать и делить, возводить числа в степень и извлекать корень, работать с логарифмами и осуществлять операции с тригонометрическими функциями. Невероятно, но факт.
Зеленые тетради, чернильные ручки и счастье учеников — замена их шариковыми
Школьные тетради комплектовались промокашками.
Советские школьные тетради не отличались разнообразием. Это были очень простые, без всяких надписей и рисунков изделия. Обычно на обороте тетради располагали различную справочную информацию. Это могла бы нужная всем таблица умножения или же школьные правила. Или клятва пионера.
Иногда слова знаменитых песен» «Орленок», «Взвейтесь кострами, синие ночи!», «То берёзка, то рябина». С точки зрения расцветок тетрадки были весьма скучными — в основном тускло-зелёными, редко встречались синие, розовые или жёлтые экземпляры. Тетрадочки в линейку имели поля, а вот в тетради в клеточку нужно было рисовать их самостоятельно, при этом в школе требовали, чтобы дети делали это при помощи красного карандаша.
Некоторое время советские школьники использовали чернила и перьевые ручки. Они макали перо в чернильницу, которая устанавливалась на каждой парте, и, стараясь не делать клякс, писали в тетрадках. Потом появились автоматические чернильные ручки, а в конце семидесятых прошло чудо: Министерство образования СССР разрешило использовать в школе шариковые ручки. Правда, это правило действовало для учащихся средних классов, то есть начиная с четвертого. Но сколько было счастья и радости! Никаких клякс, никакого царапания бумаги. Одно удовольствие.
Когда в школах писали чернилами, использовали промокашку. Такой розовый пористый листок клали в каждую тетрадь. Промокашки были разноцветные — фиолетовые, розовые (чаще всего) или голубые. Из них получились прекрасные самолётики. Школьные хулиганы использовали промокашки не для наведения лоск в тетради, а, чтобы сделать шарик и кинуть его в соседа. Нужно было пожевать кусочек промокашки и скатать круглую пульку.