Рыбаки на Чукотке не стали скрывать, почему они выбрасывают (тоннами) красную рыбу
Скармливают красную рыбу чайкам и собакам. Сама видела. На Дальнем Востоке и Камчатке, кстати, происходит тоже самое.
Удивительное расточительство при условии, что мороженая горбуша стоит в Москве в среднем 500 рублей за килограмм, а стейки семги (она же тоже красная) — больше тысячи. А на Чукотке уже даже чайки и собаки эту горбушу есть не могут, потому что не лезет больше.
Более того, иногда бывает, что весь берег усыпан рыбой, которая никому не нужна и только приманивает медведей. Или её вывозят за город и сваливают в ямы.
И такое происходит не только на Чукотке. Вот вам несколько газетных заголовков, которые попались мне на глаза, когда я начала выяснять что к чему:
«На Дальнем Востоке тонны рыбы гниют в лесу»;
«Красную рыбу вывозят на свалку»;
«Камчатка усыпана тоннами гниющего лосося».
Всё дело в том, что икра ценится намного больше, чем рыба. На рыбозаводах добывают икру, а туши просто не могут переработать. Особенно когда год «урожайный». Например, в 2018 году на Камчатке добывали по 15 тонн горбуши в сутки, и предприятия просто не справлялись с такими объёмами. А отправлять горбушу на «материк» с той же Камчатки или Чукотки очень дорого и нерентабельно. Вот и получается, что икру, как самое ценное, достают, а остальное пытаются утилизировать.
Ну а с браконьерами всё ещё проще: от рыбнадзора намного проще спрятать икру, чем мешки с рыбой. Да и денег за икру можно выручить больше. Вот и получается, что икру забирают, а рыбу просто выкидывают.
Но это большие корпорации, бизнес и браконьеры. У частных рыбаков есть ещё одна причина отправлять тушки горбуши на растопку печей или корм собакам.
«На Камчатке вырос и служил больше 15 лет. Естественно, рыбная тема близка и знакома. Действительно, горбушу за рыбу не считали, брали только икру. В хорошие года, когда рыбы во время путины было много, её самосвалами привозили в посёлок Советский (Приморский) к магазинам и вываливали на землю, народ брал столько, сколько хотел.»
Вернёмся на Чукотку. Тут рыбу ловят обычные люди. Часто — представители коренного малочисленного народа чукчи.
Рыбу тут ловят практически в черте города. Смотрите: широкая полоса песчаного пляжа, на берегу — пара чумов, в которых живут чукчи, тут же рядом — пятиэтажки с яркими фасадами. А по всему берегу стоят бочки и вагончики. Каждый вагончик — это своеобразный гараж и база рыбака.
Ну и местные жители заходят в воды Анадырского залива и просто руками берут рыбу из установленных сетей. Колотушка нужна для того, чтобы оглушить добычу.
Потом достают из туши икру, а саму рыбину либо скармливают собакам, либо разрезают на куски и бросают чайкам. Естественно, чайки и собаки много не съедят, поэтому много тушек отправляется просто обратно в море. Мне было просто удивительно видеть такое расточительство. Ведь это красная рыба!
Мы подошли к рыбакам и они с радостью рассказали, как ловят, даже угостили малосольной икрой. Ну и бесплатно отдали несколько рыбин нам с собой. Просто бесплатно.
Выяснилось, что во время нереста на несколько дней в неделю разрешают ловить рыбу сетями с берега. В другие дни рыбе «дают проходить», так что такой вылов вполне законен.
В день, когда вылов запрещен, на берегу совершенно безлюдно.
Плюс, горбушу, которая идёт на нерест, местные вообще считают несъедобной и подходящей только для корма чайкам или собакам. Дело в том, что происходят изменения, когда рыба идёт на метание икры. Чем выше по реке рыба поднялась, тем сильнее эти изменения. По сути рыба начинает усиленно стареть, и после нереста всё равно погибает. Мясо такой рыбы становится рыхлым и теряет свои качества. Чем лучше икра, тем хуже сама рыба.
Вот что говорят местные:
«Когда путина подходит к концу и рыба почти отметалась, то да, она уже лощавая, никто её не ест, разве что берут котам.»
«Рыба, которая отнерестилась, становится красной, затем она покрывается пятнами, похожими на плесень, и, закончив свой жизненный цикл, погибает. Её мясо также меняет цвет и качество, становится бледно-розовым или белым.»
Сами же местные жители горбуше предпочитают кижуча, кету и нерку. Считают, что они более вкусные.