«Калuна красная»: как Васuлuй Шукшuн снuмал свой последнuй фuльм, u чmо осmалось за кадром.
В основу сценария фильма легла одноименная повесть Шукшина «Калина красная». Произведение было написано по мотивам вполне реальных событий. Василий Макарович впечатлился историей одной из двоюродных сестер. Женщина переписывалась с заключенным, и они договорились встретиться после его освобождения. В честь двоюродной сестры он назвал и главную героиню – Люба Байкалова. Повесть же он решил назвать словами из песни, которую слышал в исполнении своей супруги.
Сам сценарий был готов за две недели. Но при его утверждении на Мосфильме возникли сложности. Чиновникам не нравилось, что главным положительным героем стал уголовник. Мол, что это еще за антисоветчина. Сделайте его нормальным законопослушным гражданином. Разгорелась дискуссия. Но Шукшину удалось своего героя отстоять. Иначе снимать фильм не имело бы смысла вообще.
Перед съемками Шукшин пересмотрел тонны документальной кинохроники о жизни заключенных. И в одном из материалов на него произвел сильное впечатление момент, как заключенный пел романс на стихи Сергея Есенина «Письмо матери». Черно-белую хронику с этим номером режиссер решил включить в фильм.
Основные съемки проходили на Вологодчине – в городе Белозерске и ближайших к нему полузаброшенных деревнях. Колония, из которой освободился Егор Прокудин, раньше была Кирилло-Новозерским монастырем. Теперь это колония строгого режима с особо опасными преступниками, отбывающими пожизненные сроки. Кабинет начальника колонии снимали отдельно – в Крюковской тюрьме под Москвой.
Роль матери главного героя Шукшин предлагал актрисе Вере Марецкой. Но та отказалась. Не пожелала играть сельскую старуху. «Посмотри на меня, я и сама теперь выгляжу как старуха», – сокрушалась актриса. Тогда мэтр решил снять в этой роли реальную местную жительницу Ефимью Быстрову. Тем более, что ее жизнь действительно была очень похожа на экранную историю матери Егора.
Шукшин попросил старушку рассказать о себе Лидии Федосеевой-Шукшиной. И их разговор снял на камеру, установленную на улице возле окна. Женщина даже не подозревала, что их в тот момент снимали. Получилась одна из самых пронзительных сцен в фильме. Почти документальная. Однако на этапе утверждения кинокартины эту сцену потребовали сократить. Оттуда, например, убрали жалобы старушки на плохую работу сельсовета и ее крохотную пенсию.
На роль Люсьен мэтр планировал пригласить Людмилу Гурченко. Образ криминальной подруги был во многом списан именно с нее. Однако оператор Анатолий Заболоцкий уговорил его попробовать Татьяну Гаврилову. Актриса тогда пристрастилась к алкоголю и оказалась на мели. Режиссеры перестали приглашать ее в свои проекты. Опасались проблем на съемках. Шукшин же не испугался. Отстоял ее перед чиновниками и постарался сделать так, чтобы она смогла доиграть роль. Работать с ней действительно оказалось нелегко. Гаврилова то и дело срывалась в штопор. Но Василий Макарович проявил твердость и не стал менять ее на другую актрису.
Помните эпизод, когда Егор падает на землю и начинает рыдать. Во время съемок одного из дублей к лежащему на земле Шукшину подбежала собака и прильнула к его лицу. Этого не было в сценарии. И оператор возьми да и выключи камеру. В итоге кадр с собакой не был снят. Когда об этом узнал Шукшин, то пришел в ярость. За псом потом бегали всей съемочной группой, пытались сделать еще один дубль. Но все было тщетно. Ту сцену повторить так и не удалось.
Отснятого материала с лихвой хватило бы на две полноценные серии. Но Шукшин все же решил ограничиться одной серией, как и задумывал изначально. А все лишние, по его мнению, сцены без всяких сантиментов удалил. Однако готовой кинокартиной остались недовольны киношные начальники. Говорят, комиссия потребовала внести такое количество правок, что проще было заново переснять весь фильм. Тем не менее, «Калину Красную» все равно выпустили в прокат.
По одной из версий, кинокартину отвезли на дачу Брежневу. Генсек посмотрел фильм и велел присвоить ему наивысшую прокатную категорию. По другой версии, чиновники просто испугались за жизнь Шукшина. Василий Макарович уже тогда серьезно болел. Мучился с язвой, часто ложился в больницу. К тому же, его уже утвердили в киноэпопею Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Распоряжение на съемки поступило с самого верху, а в роли Лопахина Бондарчук видел только Шукшина. Видать, это тоже сыграло свою роль.
Как бы то ни было, на «Калину Красную» дали добро. Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката – в год выхода его посмотрели более 62 миллионов зрителей. Получил множество престижных премий и наград. И до сих пор считается лучшей режиссерской работой Шукшина. А роль Егора Прокудина стала одной из его самых пронзительных актерских работ.
Как вспоминала его супруга Лидия Федоссева-Шукшина, работа над фильмом проходила тяжело. Ведь Шукшин был и автором сценария, и режиссером, и исполнителем главной роли. А на площадке он не играл, а буквально проживал судьбу своего героя по-настоящему. От того и герой его получился таким глубоким. К сожалению, «Калина Красная» стала последним фильмом Шукшина-режиссера. Зато Василий Макарович снял бессмертное кино, которое еще долго будут пересматривать несколько поколений зрителей.