08.01.2024
17 просмотров

Почему карmuна «Новогодняя ночь» mак западаеm в душу всем кmо на нее смоmрum. Самая пронзumельная карmuна.

Многие видели картину «Новогодняя ночь» Сергея Андрияки 1984 года. Очень печальная работа, трогающая сердце. Но вы, наверное, не знали, что есть еще одна подобная работа шведского художника Отто Хессельбома, написанная им в 1896 году, под названием «Сочельник у могилы». Сюжеты очень похожи и напоминают нам о том, что любовь бессмертна, а память и тоска по любимому человеку может быть бесконечно долгой. Но не думаю, что Андрияки вдохновлялся этой работой, ведь он написал картину после того как услышал историю одной женщины, которая много лет ходила на могилу к своей дочери, чтобы встречать там Новый год. Но совпадение поражает и говорит нам о том, что неважно в какой стране мы живем. Наши чувства, испытанные нами, одинаковы, а судьбы иногда похожи и всех нас объединяет любовь и желание хоть на миг вернуть тех людей, которых нет с нами. Иногда живопись заставляет нас многое переосмыслить и сопереживать. И в такой живописи мы обретаем смысл.

Слева — Отто Хессельбом «Сочельник у могилы». 1896 г. Справа — Сергей Андрияка «Новогодняя ночь», 1984 год.

Сергей Николаевич Андрияка — талантливый советский художник, педагог, телеведущий.

Родился в 1958 году в Москве, в семье педагога художественной школы при институте. им. Сурикова. Рисовать Сергей начал с шести лет, а в восемь лет поступил в школу, в которой преподавал его отец.

В 1976 году успешно поступил в Суриковский институт, который закончил в 1982 году, защитив диплом с картиной «На поле Куликовом. Вечная память».

Однако, широкую известность молодому художнику принесла картина 1984 года «Новогодняя ночь» — одно из самых грустных, пронзительных и глубоких полотен, написанных в СССР.

На эту потрясающую картину невозможно смотреть равнодушно.

Сюжет «Новогодней ночи» лаконичен и суров. Мы видим огромное кладбище на окраине большого города. Новогодняя ночь, снег, мороз. Кладбище совершенно пустое и тихое. Люди находятся там, вдалеке, в мерцающих огнями многоэтажных домах, среди которых расположилась и украшенная игрушками и мишурой огромная новогодняя елка.

Посреди тихого кладбища одиноко сидит на заснеженной лавочке сгорбленная старушка с палочкой. Лишь свет от двух свечек — одну старушка держит в руках, другую она воткнула в снег, — освещают единственную посетительницу кладбища.

Старушка сидит рядом с могильным камнем, на котором — портрет молодой девушки, ее фамилия, имя и отчество. Очевидно, что камень стоит на могиле дочери старушки. Мать пришла навестить свое дитя в Новогоднюю ночь.

И принесла с собой то, что девушка так любила — новогоднюю елку. Маленькая, аккуратная елочка, заботливо украшенная игрушками и блестящим «дождиком», так странно смотрится в окружении холодных камней.

Кладбище… Оно выглядит как странный, самый тихий в мире город. Нарочито огромные плиты похожи на небоскребы. Они почти заслонили от зрителя город живых. Художник как бы говорит зрителю: все люди смертны, и умерших людей на нашей планете в тысячи раз больше, чем живых. Memento mori.

Но эта картина, конечно, не столько о том, что жизнь и веселье — преходящи, а о любви. О вечной, бесконечной, святой материнской любви.

Мать сидит на лавочке, падает снег. Ее сгорбленные плечи, ее платочек уже побели, но она сидит, сидит, сидит… Кажется, она уже не хочет уходить отсюда…

Но вот она, эта потрясающая картина:

Сергея Андрияка "Новогодняя ночь" (1984 г.).

Сергея Андрияка «Новогодняя ночь» (1984 г.).

Художник решил написать такое необычное полотно, услышав историю одной женщины. На Николин день он ехал в автобусе с могилы отца, расположенной на Хованской кладбище. Там одна пожилая пассажирка рассказала, что похоронила свою единственную дочь, после чего осталась совсем одна. С тех пор она каждый год проводит новогоднюю ночь среди могил в полном одиночестве.

Художник был просто поражён этой историей. В тот же день, придя в храм, он услышал проповедь священника, который рассказывал, что на общем фоне праздника и веселья, многие люди испытывают разные переживания, среди которых и потери, и одиночество ….

«Рассказ женщины и проповедь в храме соединились в моем сознании. Задумавшись над полярностью одномоментных переживаний и чувств, я написал эту картину», — вспоминал художник.

На картине хорошо виден главный атрибут Нового года — маленькая ёлочка, которая заботливо украшена и поставлена любящей матерью на могилу дочери. Яркими огоньками выделяются две свечи — одну пенсионерка держит сама, а вторую воткнула в снег, словно дала дочке.


Оставь комментарий

Рекомендуем