Правuльно лu делалu раньше в СССР, когда прuучалu школьнuков к mруду. Чему u зачем учuлu на уроках mруда
Сейчас можно услышать разные мнения о жизни в СССР. Кто-то считает, что советские люди влачили мрачное существование, кто-то, напротив, считает, что люди жили практически в раю. Разумеется, в советское время было немало недостатков, но были и действительно светлые моменты, которые было бы неплохо возродить снова.
Не мало споров возникает о таком моменте, как привлечение школьников к труду. Не будем вспоминать, что происходило в далекие 20-е годы, поговорим о временах детства людей, которым сейчас 50-60 лет, то есть о 70—80 годах прошлого века. Как приучали к труду школьников в те времена? Попробуем вспомнить.
Уроки труда
В расписании уроков с 1 по 8 класс были уроки труда. В младших классах на этих уроках дети, как правило, мастерили различные поделки из бумаги, картона, ткани. То есть, получали навыки работы с ножницами, клеем, иголкой и пр.
Начиная с 4 класса, уроки труда у девочек и мальчиков проходили отдельно. Девочек учили домоводству – готовить еду, шить, чинить одежду. Мальчики осваивали навыки работы со плотницким инструментом. Ученики 7-8 класса вполне могли смастерить табуретку или полочку.
Современным людям, наверно, покажется это совершенно неприемлемым. Во-первых, обязательно кто-нибудь возмутится, почему это из девочек готовили домохозяек. Что это за сексизм? Во-вторых, многие навыки, которым учили тогда сегодня утратили свою актуальность. Например, кто сейчас штопает носки? Или мастерит самостоятельно табуретки? Эти занятия сейчас признаются только в качестве хобби.
Но все же умение работать руками не является лишним. Поэтому уроки труда можно было бы и вернуть, но, конечно, пересмотрев программу обучения.
Уборка помещений
Современным родителям, наверное, сложно представить, но в советских школах порядок в классах поддерживали сами ученики. Начиная с 4 класса, вводилось такое понятие, как дежурство. Дежурные, как правило, 2 человека, оставались после уроков и убирали в классе – стирали пыль, подметали, мыли полы и классную доску, выносили мусор.
А где же уборщицы? Уборщицы в школах были, но они убирали коридоры и «места общего пользования». Кроме того, в школах иногда проводились субботники, когда каждый класс проводил «большую» уборку с мытьем парт и стен.
Хорошо это или нет? С одной стороны – это можно назвать эксплуатацией детского труда. С другой – дети, которые сами наводят порядок, меньше будут мусорить. Да и навык убирать за собой никак нельзя назвать бесполезным.
Субботники
Субботники проводились периодически, как правило, весной. Дети убирали не только классы, но и территорию школьного двора. Кроме того, за школами закреплялись определенные участки в городе (недалеко от школы), где школьники наводили порядок. Как правило, на уборку городских территорий направляли не чаще 1 раза в год. 22 апреля проводился, так называемый «ленинский субботник, когда на уборку улиц и скверов города выходили все, в том числе и школьники среднего и старшего звена.
Целесообразно ли сейчас отправлять детей подметать городские улицы? Вряд ли кому-то из родителей такая практика покажется правильной. Но все же поддерживать порядок в своем школьном дворе подросткам вполне по силам.
Трудовые лагеря
Название звучит пугающе, а советские дети ездили в эти лагеря с удовольствием. Поехать могли ученики 7 класса и старше. Выезжали в подшефные совхозы, где работали на полях. Не стоит падать в обморок, рабочий день был коротким – 4 часа.
Все остальное время подростки отдыхали, как и в обычных летних лагерях. Для этого были созданы соответствующие условия. С детьми работали воспитатели и вожатые, словом, это был почти обычный пионерский лагерь, но с рабочими часами.
После распада СССР распалась и система трудового воспитания. Но так ли это хорошо? Может быть, из-за того, что детей перестали приучать к труду, выросло так много инфантилов, которые ничего не хотят и ни к чему не стремятся?