13.10.2023
219 просмотров

Евгенuй Леонов-Гладышев: «Снuмаясь в «Месmе всmречu…», я не знал, чmо Высоцкuй «сuдum на uгле»

Пять лет назад известного питерского актера Евгения Леонова-Гладышева нашли на улице недалеко от дома с серьезной черепно-мозговой травмой. В результате нападения неизвестных были сломаны ребра, пробита голова. Больница, кома… Даже близкие не думали, что он выкарабкается. Но Евгений выжил и даже оклемался. Правда, в профессию пока полноценно не вернулся. Верим, что это скоро случится, и — ждем.

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

А я вспомнил нашу встречу в 2001 году, когда Леонов-Гладышев был в зените славы, к тому же был действующим президентом Гильдии актеров кино Санкт-Петербурга.

Прелюдия вышла комичной.

…В фойе Дома кино стоял не совсем трезвый бритоголовый Михаил Кононов.

— Пресса? – увидев меня, бодро воскликнул бывший “начальник Чукотки”. — Напишите, что я навсегда ушел из кинематографа. Я теперь бизнесмен и… – он на мгновение задумался и добавил многозначительно: — и крупный бандит.

Комичность ситуации заключалась в том, что в Дом кино я пришел на интервью с замечательным «московским гостем» — питерским актером Евгением Леоновым-Гладышевым, киногерои которого частенько “брали за жабры” как раз бандитов и убийц.

Фойе Дома кино, 2001 год. Фото автора

Фойе Дома кино, 2001 год. Фото автора

Для сведения. Евгений Леонов-Гладышев родился в Вильнюсе. Сниматься начал с последнего курса ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Сыграл в семидесяти двух кинокартинах, в двадцати пяти главные роли. Самые известные фильмы с его участием — «Сибириада», «Место встречи изменить нельзя», «Сеанс одновременной игры», «Взлет и падение кондора», телесериал “Убойная сила”.

24 января 2023 года актеру исполняется 71 год.

ЧУТЬ НЕ СТАЛ ЕВГЕНИЕМ ЖЕМЧУЖНЫМ

— Евгений, откуда у вас такая “сложная” фамилия?

— Я же не мог прийти в кино, будучи однофамильцем великого Евгения Павловича, да еще тезкой! Поэтому к своей я приставил девичью фамилию мамы.

Сама идея “раздвоения” принадлежит Андрею Кончаловскому, когда я снимался у него в “Сибириаде”. (Правда, он предлагал другой вариант: Евгений Леонов-Жемчужный.) А то каких только комических случаев из-за “просто Леонова” на взлете моей карьеры не было! Например, лечу из Батуми в Ленинград на студенческий спектакль. Вдруг меня настойчиво приглашают в кабину пилотов. Командир самолета, заговорщицки улыбаясь, как старинному знакомому, спрашивает: “Как папа поживает?” “Нормально, — отвечаю, — на заводе вкалывает”. “А-а, производственную тему снимают?” Словом, они приняли меня за сына Евгения Павловича.

— Расскажите о своих родителях.

— Мои родители были далеки от искусства. Отец — летчик, во время войны бомбил Берлин. Мама работала лудильщицей на радиоламповом заводе. Я был маленьким, когда они с папой разошлись, и, чтобы поставить нас с братом на ноги, мама устроилась на вредное производство — там больше платили. Но денег все равно не хватало, и после первого класса меня отдали в школу-интернат номер 10 Нарвского района. Мы тогда уже жили в Питере.

В юности. Фото из открытых источников

В юности. Фото из открытых источников

— Считается, что интернат – классическая «фабрика» потенциальных уголовников. Или, как минимум, лоботрясов, драчунов, хулиганов… Вы к какой категории относились?

— Ни к какой. Я никогда не был хулиганом. Чтобы представить себе нашу интернатскую житуху, рекомендую посмотреть фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Учился я в младших классах очень хорошо, а в старших классах — так себе. В хулиганстве и бродяжничестве замечен не был, но не скажу, что я был примерный воспитанник. Помню, несколько раз мы с ребятами провернули одну и ту же операцию, которую сейчас бы назвали «бизнесом». Рядом с территорией интерната находился пункт приема стеклотары. После команда «отбой» мы с мальчишками перелезали через забор и ящиками (!) воровали бутылки, а утром туда же их и сдавали по 12 копеек за штуку. Выручку тратили на мороженое и сигареты — все мальчишки у нас курили лет с десяти.

Но это был так, эпизод из лучших лет моего детства, который сейчас вспоминается с усмешкой. А в остальном я был «до отвращения» очень серьезным мальчиком. Вместо того, чтобы шляться по двору, много читал и с детства твердо знал, кем хочу стать. С удовольствием посещал в интернате театральный кружок, позже попал на телевидение — вел детский литературный альманах, снимался в телеспектаклях. После десятилетки поступил в театральный институт. На последнем курсе снялся в кинофильме “Докер”. Мой дебют признали довольно удачным и вскоре пригласили на студию киноактера “Ленфильма”, где, кстати, я работаю до сих пор.

В фильме "Алые погоны", 1980 год. Фото из открытых источников

В фильме «Алые погоны», 1980 год. Фото из открытых источников

Леонов-Гладышев и Вячеслав Тихонов в военной драме "Фронт без флангов", 1975 год. Фото из открытых источников

Леонов-Гладышев и Вячеслав Тихонов в военной драме «Фронт без флангов», 1975 год. Фото из открытых источников

ПОСТРАДАЛ ЗА «БЮСТГАЛТЕРНЫЙ НАРЯД»

— Провокационный вопрос: в каком полку Советской Армии служили?

— Служба у меня получилась замечательная! Будучи студентом третьего курса, да еще киноактером «со стажем», я пел в хоре Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа. Там же играл на ударной установке. Во время службы даже снялся в трех картинах — «Одиннадцать надежд», «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта». Так что служил по полной. Все благополучно катилось к дембелю. Но концовку смазал: меня отправили в натуральную ссылку — в Кандалакшу. За плохое поведение.

— За что можно так покарать отличного солдата? Есть три армейских «кита» — пьянка, самоволка, женщины…

— Нет, спиртным я не увлекался, да и в «самоволки» бегать не было необходимости. В ансамбле служили женщины, вольнонаемные. Во время концертов нам, солдатам, приходилось даже помогать им переодеваться. Называлось это — «бюстгальтерный наряд». Девочка, исполнив номер, заскакивала за кулисы, и нужно было помочь ей быстренько сменить костюм. Вот я и увлекся одной балериной, женой офицера. Самое обидное, что, по большому счету, между нами ничего не было. А меня взяли и сослали. В Заполярье, в пехоту! От греха подальше!

Служить рядовым пехотинцем мне не хотелось, и я провернул небольшую авантюру. В горкинопрокате Кандалакши взял напрокат фильм «Докер». Собственноручно написал афишу. Военный городок — пространство замкнутое. Офицерам, их женам и детям деваться некуда. В общем, клуб был битком! Я вышел на сцену, чтобы представить картину. Присутствующие обалдели: «у нас в полку служит настоящий артист кино» Все! Дальнейшая моя служба была облегчена, я снова занимался художественной самодеятельностью.

В фильме "Место встречи изменить нельзя", 1979 год. Фото из открытых источников

В фильме «Место встречи изменить нельзя», 1979 год. Фото из открытых источников

ПРОБОВАЛСЯ «НА ШАРАПОВА»

— В картину “Место встречи изменить нельзя” я попал случайно.

— Расскажите.

— Снимался в главной роли в киноленте “Забудьте слово “смерть” по сценарию Эдуарда Володарского. Это был крутой боевик — по тем временам для Советского Союза очень редкий жанр. Тогда, если не изменяет память, даже “Белого солнца пустыни” в прокате не было. Я целыми днями не вылезал из седла, куда-то скакал, стрелял, падал… А поскольку оба фильма параллельно делались на “Одесской киностудии”, наши группы постоянно пересекались. И Говорухин предложил мне попробоваться на Шарапова. Но худсовет не утвердил. Потом я узнал, что многие, даже очень известные актеры пробовались. И не только на Шарапова. В тот момент однозначно утверждена была только кандидатура Высоцкого-Жеглова.

Я согласился сыграть эпизод — три минуты экранного времени, четыре съемочных дня. В первой же серии меня, вернее, моего героя — молодого опера Васю Векшина, закололи. Помните, иду блатной походкой, как сейчас говорят, на “стрелку” с бандитом, ем мороженое, сажусь на скамейку и получаю заточку в сердце. “Раскололи”, гады… Кстати, фраза Высоцкого «А Вася Векшин не зеленый пацан был» надолго потом ко мне приклеилась.

— Что еще запомнилось?

— Снимали эту сцену в Москве, на Цветном бульваре. Говорухину удалось создать удивительно органичную атмосферу на съемочной площадке. Конец семидесятых, вокруг носились современные автомобили, но все мы остро чувствовали дыхание послевоенного времени.

К Высоцкому я относился с большим пиететом, звал только по имени-отчеству, потому что для моего поколения он был кумиром. Что меня особенно поражало, Владимир Семенович был абсолютно готов к роли Жеглова. Он досконально знал послевоенную эпоху, хотя сам был в то время пацаном. Знал, как одевались тогда женщины, что означали воровские татуировки, знал блатной мир с его феней. И даже то, что курили тогда папиросы «Герцеговина флор» (потому что их курил Сталин), а не «Беломорканал», как показано во всех советских фильмах. Высоцкого я запомнил всегда безукоризненно одетым, элегантным, прекрасно пахнущим, в 1970-е курящим «Мальборо», а это о чем-то да говорит.

"Место встречи изменить нельзя", кадр со съемочной площадки. Фото из открытых источников

«Место встречи изменить нельзя», кадр со съемочной площадки. Фото из открытых источников

— Вы были в курсе, что Высоцкий последние годы “сидел на игле” и, по одной из версий, умер во время ломки, связанный друзьями?

— Конечно, нет. Уже потом прочитал книгу Марины Влади “Владимир, или Прерванный полет”, многочисленные откровения-воспоминания, касающиеся оборотной стороны его жизни, — о пьянстве, наркотиках… Я не был готов к восприятию такой информации. Поэтому лично для меня это была тяжелая душевная травма.

Я не был с ним дружен, как Борис Хмельницкий, Леонид Филатов или Валера Золотухин, относился к нему просто как к старшему коллеге. Но, скажу честно, у меня было ощущение, что он отвечает мне взаимной симпатией. В нем не было никакой амбициозности: я, мол, звезда, а тут какой-то парень, снявшийся всего в двух картинах. Помню, как-то он меня спрашивает: “Ты где остановился?” Отвечаю: в Реутово. “Да это же у черта на куличках! Поехали ко мне на Грузинскую, посидим, поужинаем”. Я не поехал… Несмотря ни на что, встречи с этим человеком — одно из самых запоминающихся событий в моей жизни.

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

Евгений Леонов-Гладышев. Фото из открытых источников

ЗАДЕРЖАЛ ПАРОЧКУ ОСОБО ОПАСНЫХ

— О вас много разного говорят, особенно в Питере. Мол, выбиваете деньги из должников – местных киномафиози, заодно в свободное от работы время помогаете обезвреживать особо опасных бандитов. Было дело?

— И откуда наша пресса все знает! Что касается «выбивания денег», то я действительно занимался этим как гражданин и как Президент питерской гильдии. Бился — ходил на приемы, на «стрелки», пока не вернули долги актерам.

А что до криминала, было в моей жизни такое «веселенькое» приключение. Несколько лет назад мы с друзьями как-то зашли в ресторан в центре Петербурга. Сидим, чудесно так общаемся. Вдруг подходит здоровенный бугай: «Ты ведь Васю Векшина играл? Пойдем, выпьем с нами». Я вежливо отказался: дескать, спасибо за приглашение, ребята, но я уже ухожу. Его аж перекосило! Без всякой задней мысли выхожу на улицу, а этот бугай со своим дружком-шкафом выскочили следом и как начали пинать меня. Среди бела дня! Меня буквально размазывали по асфальту, и помочь было некому — от друзей, которые ждали на другой стороне улицы, загородил остановившийся возле ресторана трамвай. Пришлось вытащить из кармана газовый пистолет и бить на поражение. А что оставалось делать? Не погибать же в самом расцвете сил. (Смеется.) Вскоре и милиция подоспела.

В сериале "Атаман", 2005 год. Фото из открытых источников

В сериале «Атаман», 2005 год. Фото из открытых источников

— Сразу представляю шапки утренних газет: «Подвыпивший президент Гильдии замочил авторитетных и уважаемых бизнесменов!»

— Ну, замочить-то не замочил (хотя стреляю я неплохо), но, скажем так, задержал. И, хотя разрешение на ношение оружия у меня было в порядке, я все равно четыре часа провел в отделении. «Уважаемым бизнесменам» повезло меньше. Оказалось, один из них — в розыске, другой только что вернулся из мест не столь отдаленных, а машина, на которой они приехали в ресторан, числится в угоне.
— Правда, что в начале девяностых, вы «предали» профессию и…

— (Перебивает.) Я понял, о чем вы говорите… Все обрушилось практически одновременно: перестали снимать и приглашать в кино, и как результат — безденежье, дома — не пойми что. И я не то, чтобы испугался, — растерялся! Потому что привык к тому, что каждый день телефон аж красный от звонков. Всем я был нужен. А тут — никто, ничего — тишина… Ну и что было делать? Я пошел мыть машины за сто долларов на платную ночную стоянку. Надвинешь кепчонку на глаза, и — вперед! Особо я об этом не распространялся, но и не скрывал. И не комплексовал! А чего комплексовать, когда деньги — честно заработанные. Надо же было как-то выкарабкиваться, семью кормить. Я потом ни разу не пожалел о сделанном.

— Как раз хотел спросить о семье и вообще о личной жизни.

— Стоп! Я категорически не люблю о ней говорить. Скажу только, что 23 года я прожил со своей первой женой – актрисой, и понял, что это катастрофа, когда актер и актриса находятся на одной кухне. Актриса тяжело переживает свой возраст, изменения во внешности, которая куда-то уходит — остаются комплексы… Сейчас у меня другая семья.

С третьей женой Еленой Скрипкиной. Фото из открытых источников

С третьей женой Еленой Скрипкиной. Фото из открытых источников

ЗВЕЗДИЗМОМ НИКОДА НЕ БОЛЕЛ

— Тогда поговорим о творчестве. Из семидесяти двух киноролей есть достойные особой актерской гордости?

— Очень люблю “Сибириаду”, где я сыграл Алексея Устюжанина в молодости. И хотя мое участие в картине было скромным, считаю ее настоящим произведением искусства. Фильм, получивший приз Каннского фестиваля, прошедший на Западе с оглушительным успехом…

Вы только представьте: на мой эпизод, который на экране длится всего 10 минут, ушло два месяца съемок! Это был рельефный, неоднозначный герой. Можно даже сказать — антигерой, который вызывал раздражение чиновников от кино. Он жил «неправильно»: колония, война. В 16 лет на войне совершил подвиг и потом погиб «не очень красиво», нелепо… Но в фильме мой герой говорит одну фразу, которая многого стоит, которую я запомнил на всю жизнь. Обращаясь к героине Гурченко и приглашая ее поехать с собой, он говорит: «Дура ты, Тайка! Счастья своего не понимаешь. Всю жизнь я не был никому нужен, кроме Родины». Вот о таких ролях я сегодня вспоминаю с ностальгией.

А вообще в отличие от многих коллег я очень иронично отношусь к своей персоне. Звездизмом никогда не болел. Люблю “Падение кондора” и “Санта эсперанса” чилийского режиссера Себастьяна Аларкона, где я сыграл главные роли. Еще — очень хороший, но, к сожалению, никому неизвестный фильм “Огни” по ранним рассказам Чехова, в котором мы снимались с замечательной Таней Догилевой. Не стыдно за комедию “Сеанс одновременной игры” Леши Лебедева.

"Сибириада", 1978 год. Фото из открытых источников

«Сибириада», 1978 год. Фото из открытых источников

ХВОСТ ЖАР-ПТИЦЫ

— Ваше мнение: можно научиться актерской профессии? Или все-таки еще нужна, что называется, искра божья?

— Я считаю, что научиться профессии актера — нельзя. Она требует определенных психофизических данных, эмоциональной возбудимости, тонкой нервной системы. Ведь каждый день перед зрителями приходится обнажать свое сердце, которое зачастую не выдерживает таких нагрузок. Поэтому актеры и рано уходят из жизни. Представьте, два часа идет пьеса. И за эти два часа актер должен пережить смерть матери, потерю любимой, предательство друга… Знаете, руки трясутся после спектакля.

Сегодня ситуация в кинематографе сложная. В год снимается 40-50 фильмов. А потому — мощная конкуренция. На одну роль пробуется 20, 30, 100 человек. И для того, чтобы схватить за хвост свою жар-птицу, требуется очень многое.

Кадр из сериала "Убойная сила", 2000-2003 гг. Фото из открытых источников

Кадр из сериала «Убойная сила», 2000-2003 гг. Фото из открытых источников

— Что же вы делаете, чтобы схватить за хвост жар-птицу?

— Ничего. Снимаются в основном сериалы. Мне не нравится в них работать. На съемку одной серии отводится восемь дней. Поэтому актер не способен глубоко проникнуть в образ, зачастую нет режиссерского замысла, съемка проводится вслепую… Для поддержания своей творческой формы я снялся в «Убойной силе», хотя не люблю этот сериал. Образ моего героя — майора Шишкина — из серии в серию постоянно нивелируется. Исчезли усы, растворилась где-то его присказка «ядрен-батон». И из острохарактерного персонажа он превратился просто в глуповатого. У нас в милиции очень много дураков. Продюсеры требуют: «Попроще надо!» И то, что зритель кушает всю эту пошлятину, ширпотреб, который идет со сцены, это ужасно. Но мы должны переболеть и этим. Раздражает, когда приезжает какая-нибудь девчушка из Урюпинска, продюсер вкладывает в нее бабки, и она уже звезда. А настоящие звезды — Олег Басилашвили в БДТ получает 650 рублей, несравненная Алиса Фрейндлих — 1200. Вот это ненормально.

– Чем же вы заполняете творческий вакуум?

– Еще в 1992 году я попробовал себя в режиссуре и снял фильм «Высшая мера». Тогда мне стало скучно в кино, потому что режиссеры постоянно эксплуатировали меня в одном и том же образе. И вот я подался в режиссуру. Снимаю только питерских артистов.

— Почему? Москву не любите?

– Не в этом дело. Мною руководит исключительно желание помочь моим землякам-актерам. Поверьте, им живется труднее, чем их коллегам-москвичам. Наше телевидение обладает весьма скромными мощностями. После того, как Пятый канал перешел в общероссийское ведение, у санкт-петербургского ТВ остался радиус действия всего 90 километров. Соответственно выделяются и средства. Недаром когда-то было точно сформулировано о нашем Питере: «Великий город с областной судьбой»…

А сколько прекрасных артистов уехало от нас в Москву: Олег Борисов, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Эммануил Виторган… Не избалованы наши артисты и сегодня деньгами, вниманием прессы. Все сосредотачивается на столичных звездах.

С Татьяной Догилевой в фильме "Огни", 1984 год. Фото из открытых источников

С Татьяной Догилевой в фильме «Огни», 1984 год. Фото из открытых источников

ОСОБЕННОСТИ ПОСТЕЛЬНЫХ СЦЕН

— И последний вопрос. Большинство актрис не любят сниматься в постельных сценах. А как к ним относятся актеры-мужчины?

— Все индивидуально. Не могу похвастаться, что я – герой любовник. Например, у меня была весьма откровенная постельная сцена с Танечкой Догилевой в “Огнях”, и я благодарен ей за то, что ко мне, как к партнеру, она отнеслась с пониманием. Это же вещи довольно щекотливые, тонкие, естественно, чтобы художественно выразить, нужно понравиться партнерше, ухаживать, куда-нибудь пригласить, взяв за руку, почувствовать, что эта женщина тебе не чужая. Не обязательно дальнейшее развитие отношений интимного характера.

— Но бывало?

— Практически нет. У меня была “любовь” с Женей Симоновой, Леночкой Цыплаковой в двух картинах, Светланой Рябовой. И никакого продолжения. Поймите: для меня это больше чем работа. Огромные эмоциональные затраты. Особенно, когда по сюжету актриса играет твою любимую женщину. Ведь я должен досконально знать о своей партнерше все — во всех аспектах. Семейное положение, подробности личной жизни. Если пригласит, приду в гости с бутылкой “шампанского”. Важно, какие у нее руки, ухожены ли ногти…

— Лично вас как мужчину постельная сцена возбуждает?

— (Длинная пауза.) Когда играешь любовную сцену, вокруг столько раздражителей. Начиная с пара изо рта, потому что в павильоне плюс три, а ты полуголый лежишь, и заканчивая посторонними людьми, которые то и дело меряют фокусное расстояние до камеры, ставят свет. Честное слово, не до возбуждения. Хотя иногда у меня появлялось желание… встретиться с партнершей в более подходящей обстановке. И встречались. Но не скажу с кем…

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников


Оставь комментарий

Рекомендуем