6-леmняя Анечка погуляла с друзьямu u оmправuлась домой, но uсчезла в собсmвенном подъезде.
8 мая 1994-го года для семьи Лариных из Ростова-на-Дону было обычным предпраздничным днем. После обеда Лена с мужем Андреем поехали в центр города пройтись по магазинам.
«Андрей получил премию, мы решили съездить за покупками. Анечка ждала нас дома, без присмотра мы ее никогда не оставляли. Тем более в нашем районе появился маньяк», – Елена Ларина, мать Ани.
В городе действительно объявился очередной маньяк, который нападал на детей в лифтах, его так и прозвали – Лифтер. И теперь каждый раз, отпуская 6-летнюю дочку гулять во двор с подружками, Лена предупреждала, чтобы в лифт она не заходила.
Исчезновение в подъезде
Вернувшись домой, Андрей отвел Анечку во двор, а сам отправился на огород. Лена осталась дома, разгрузила сумки и стала готовить на завтрашний день – 9 мая – праздничный обед.
В начале 7-го Лена вспомнила, что дочка попросила ее позвать, когда начнутся мультфильмы. Она включила телевизор и выглянула на улицу, Аня играла в песочнице. Лена позвала дочь, Аня тут же встала и побежала домой. Увидев, что дочь вошла в подъезд, Лена вернулась в кухню.
«Андрей вернулся с огорода, и я сказала ему, что Анечки все еще нет. Я сама видела, как она вошла в подъезд», – Елена Ларина, мать Ани.
«Мы тут же бросились искать Аню. Было 6:30. Я побежал с 9-го этажа вниз, а Лена пошла к подружке Анечки», – Андрей Ларин, отец Ани.
Мать подружки сообщила, что Аня была у них буквально 10 минут назад – забрала совочек и ведерко, которые давала поиграть ее дочке, и ушла. В общежитии на улице Орбитальной был только один вход, и женщины, сидевшие на лавке, подтвердили, что девочка вошла в подъезд и больше не выходила.
Самостоятельные поиски
Родители обошли все этажи, начиная с самого последнего, но дочери нигде не было. Придя домой, они тут же позвонили в милицию.
Дом 80, в котором жили Елена и Андрей Ларины, был семейным общежитием, в просторечии «Малосемейка». Люди здесь жили простые, все знали друг друга, вместе терпели «прелести» коммунального быта, вместе шумно отмечали праздники, ссорились и мирились.
«Общежитие семейное, общий двор. Дети всегда под присмотром. Оставляешь ребенка чьей-нибудь маме, всегда проследят», – Елена Ларина, мать Ани.
Поэтому когда буквально на глазах у матери бесследно пропала 6-летняя девочка, искать ее бросились всем миром.
Мальчишки обшарили всю округу, обошли все до единого гаражи, обследовали все щели, закутки и укромные места. Но без результата. К этому времени приехала милиция. Оперативники заблокировали единственный подъезд и выставили охрану по наружному периметру общежития. Если это действительно Лифтер, то он, скорее всего, скрывается где-то в доме.
Отсутствие свидетелей
Начался поквартирный обыск общежития. Тамара Танегина, проживающая на 6-ом этаже, на всю жизнь запомнила этот день.
«Милиция приехала, подняли шум. Ее сразу стали искать. Обходили все квартиры, ночью поднимали людей», – Тамара Танегина, жительница общежития.
Параллельно оперативники и сотрудники местного ОВД собирали информацию о жильцах – нет ли среди них лиц, замеченных в преступлениях, связанных с детьми. Сотрудники милиции обыскали всю округу, особенно тщательно осмотрели хаотично расположенные возле домов автомобильные гаражи.
«Мы буквально поминутно состыковали показания всех свидетелей. Также отрабатывались различные версии, мы пытались найти хотя бы одну спасительную для девочки, ведь она могла не пойти домой от подружки, а спуститься обратно на улицу», – оперативный сотрудник.
Оперативник Сергей Родин и его коллеги опросили всех жителей, находившихся в те часы во дворе. Многие знали веселую и жизнерадостную Анечку, но подтвердить они могли лишь одно – в начале 7-го девочка зашла в подъезд.
Родители в панике
Обезумевшие родители не могли найти себе места.
«Я знала, что ребенок где-то здесь, в этом проклятом доме. Но никто не мог помочь. Я чувствовала свое бессилие», – Елена Ларина, мать Ани.
Лариным хотелось иметь именно дочку. И когда родилась Анечка, это было огромное счастье. Им завидовали – такой ласковых, послушный, жизнерадостный ребенок.
«Где-то в час ночи раздался телефонный звонок из милиции, мол, найдена заблудившаяся 6-летняя девочка. После нескольких вопросов оказалось, что это не наша дочь. Лене стало совсем плохо, и я вызвал скорую помощь», – Андрей Ларинов, отец Ани.
Врачи сделали Лене успокаивающие уколы. Когда ей стало чуть легче, Андрей вновь пошел искать дочку. Уже не доверяя никому, он еще раз обежал все этажи, прошел сверху донизу забитую хламом и строительным мусором пожарную лестницу.
К 8-ми часам утра милиция обыскала все до единой квартиры. Девочку не нашли. Это была просто мистика. Не могла же она исчезнуть бесследно! Как выяснилось, не могла.
Страшная находка
«В 9 часов утра следующего дня ее обнаружил один из жильцов на пожарной лестнице. Потом экспертиза показала, что девочка подверглась половой близости и пострадала от асфиксии», – оперативный сотрудник.
Самым страшным было сообщить об этом матери.
«Я жить не хотела. Я поняла, что жизнь не нужна», – Елена Ларина, мать Ани.
Это было просто непостижимо: как тело девочки оказалось на пожарной лестнице, которую ни раз сверху донизу проверяли и сотрудники милиции, и Андрей?
«Я сам дважды спускался с 9-го этажа по этой пожарной лестнице, там никого не было!», – Андрей Ларин, отец Ани.
9-го мая город праздновал День Победы. Был яркий, солнечный день, отовсюду доносилась музыка. Но над домом 80 по Орбитальной улице словно сумерки сгустились. Стояла жуткая тишина, все разговаривали шепотом, родители не выпускали детей на улицу без взрослых. Сомнений не оставалось: маньяк-невидимка находился в общежитии. Мышеловка захлопнулась.
На фото: Ростов-на-Дону
Первая версия следствия
В это же утро старшему следователю по особо важным делам прокуратуры Ростовской области Абурхаму Яндиеву позвонил один из заместителей прокурора области.
«На это преступление направили меня, поскольку до этого я занимался расследованием «серийников»», – следователь прокуратуры.
И вот, новый маньяк вышел на охоту. Яндиев тут же выехал на Орбитальную, на месте выслушал короткие доклады подчиненных.
«Сразу стал ориентироваться по месту, поскольку полагал, что преступник где-то рядом», – следователь прокуратуры.
Яндиев не сомневался, что тело девочки прятали в одной из квартир, а утром незаметно вынесли на пожарную лестницу. Преступник, естественно, торопился. Он оставил тело прямо за дверью пожарки и тут же скрылся в квартире. Безусловно, он живет неподалеку – в этом, а не противоположном крыле здания.
«Поднял списки всех жильцов этого крыла, где была обнаружена девочка», – следователь прокуратуры.
Проверка каждого жильца: новый эпизод
Во дворе Абурхам первым делом собрал местных мальчишек. По опыту он знал, что пацаны гораздо наблюдательнее взрослых и о каждом жильце могут рассказать побольше, чем участковый. Но ребята и предположить не могли, кто совершил такое страшное преступление.
Методика поисков Яндиева в такой ситуации была одна: постепенно сужать круг подозреваемых. Во всем доме более 150-ти квартир, в левом крыле 70 с лишним. И хотя в каждой из них уже побывали сотрудники милиции, Яндиев вместе с помощником стал вновь отрабатывать жильцов.
Начал с семейных. Это были простые люди, измученные квартирным вопросом. Если кто и имел дело с милицией, то лишь за мелкое хулиганство – разбитые стекла, пьяную драку.
«Еще был один смешной случай, как раз под Новый Год. Несовершеннолетний парень срубил елку у Ворошиловского ОВД. Мамка потом штраф платила», – оперативный сотрудник.
Маньяк, затаившийся словно паук, следов не оставил. Не считая веревки, совочка и ведерка, которые оперативники нашли в мусорном контейнере у дома. Яндиев точно знал, что в ближайшее время изувер не осмелится на новые преступления. Но эти предположения буквально смела экстренная новость, которая окончательно добила жителей города. Никто из сотрудников милиции не мог себе представить, с каким зверем они столкнулись.
8 мая 1994-го года для семьи Лариных из Ростова-на-Дону было обычным предпраздничным днем. После обеда Лена с мужем Андреем поехали в центр города пройтись по магазинам.
«Андрей получил премию, мы решили съездить за покупками. Анечка ждала нас дома, без присмотра мы ее никогда не оставляли. Тем более в нашем районе появился маньяк», – Елена Ларина, мать Ани.
В городе действительно объявился очередной маньяк, который нападал на детей в лифтах, его так и прозвали – Лифтер. И теперь каждый раз, отпуская 6-летнюю дочку гулять во двор с подружками, Лена предупреждала, чтобы в лифт она не заходила.
Психопат на чердаке
На чердаке соседнего дома на Орбитальной 78 схвачен мужчина, весь с головы до ног вымазан бурыми пятнами. Задержанный признался оперативникам, что только что совершил очередное нападение, и потерпевшая Аня Ларина тоже его рук дело.
Яндиев сразу понял, что здесь что-то не так, а через час ему сообщили свежую информацию: задержанный признался также в нападении на братьев Кеннеди и Джона Леннона. «А пятна на теле откуда», – поинтересовался Яндиев. «С кошкой расправился», – ответили оперативники.
Киллера века отвезли давать показания в психиатрическую больницу.
Проверка подозреваемых
Утром, 11 мая, Яндиев снова отправился на Орбитальную. Он еще раз просмотрел списки жильцов, а также специально подготовленные для него данные о судимых и о приводах в милицию. Ясно было одно: тот, кто затаился в общежитии, – не Лифтер, не серийный маньяк, который держал в страхе город, а человек незаметный и тихий.
Стали выяснять, где каждый из жильцов левого крыла находился в период с 18-ти часов до 19:30. У каждого было алиби, кроме троих. Первый – 16-летний Иван Васильченко.
«Он создал алиби. Некоторые его друзья соврали, что он находился с ними», – оперативный сотрудник.
Но женщины во дворе видели, что парень куда-то уходил. В конце концов выяснилось: друзья послали Ваню в магазин за водкой, в чем он, естественно, не хотел сознаваться перед старшими.
«Еще отрабатывали некоего Сергея Григоряна, 59-го года рождения, ранее судимый. Со слов соседей, данный человек ведет замкнутый образ жизни, нелюдимый. Но в интересующее нас время он был в переговорном пункте, что подтвердилось», – оперативный сотрудник.
Тихий юноша
Круг тихих подозреваемых сужался, оставался всего один.
«Таким образом я вышел на одного молодого парня, 17-ти лет, по фамилии Кулешов. Оказалось, что он живет с матерью. Она работает официанткой, приходит под утро. Этот парнишка представлен сам себе, делает все, что захочет», – оперативный сотрудник.
Это и был тот самый «елочник», как прозвал Яндиев первокурсника Лицея водного транспорта, которого задерживали за срубленную у здания милиции елку. Живет в 107-ой квартире на том самом 6-ом этаже. Впрочем, соседке, Тамаре Танегиной, Кулешов особых забот не доставлял.
«Он был тихий. Если какую гадость и сделает, то втихаря», – Тамара Танегина, жительница общежития.
Но Яндиев, посадивший за решетку немало серийных маньяков, продолжал сомневаться: неужели мальчишка, хотя и делающий втихаря гадости, смог так профессионально и хладнокровно совершить нападение? Тем более так спрятать тело, что целый взвод милиции его не нашел. В голове не укладывалось! Но факты, как говорится, – вещь упрямая.
Провокационный допрос принес результаты
Яндиев установил, что в промежуток времени с 18:20 до 19:10 Кулешова никто не видел, и чтобы поставить все точки над и, следователь попросил вызвать парня на беседу.
«Я из тактических соображений полагаю, что к этому нападению имеет непосредственное отношение Кулешов. Говорю ему: «Ну-ка, снимай штаны». Он ничего не понимает и снимает штаны. Я сделал вид, будто все понятно. Говорю ему: «Все ясно, дорогой, одевайся». А он все думает, что я мог увидеть», – следователь прокуратуры.
И тут же, пока парень не пришел в себя, Яндиев задал еще более неожиданный вопрос.
«»Это у тебя первая или вторая?». Он удивленно на меня смотрит и говорит: «Нет». Я спросил: «А вот та девочка, с которой ты был, где она? Небось тоже избавился?». Он говорит:»Нет, мы с ней по согласию, она уехала жить в другое место»», – следователь прокуратуры.
Позже, вспоминая этот блиц-допрос, Яндиев так и не смог объяснить, почему ему пришло в голову расколоть Кулешова таким нелепым на первый взгляд образом. Блестящая импровизация Абурхама Яндиева стала потом легендой. А тогда, пока было горячо, Яндиев предложил юноше написать чистосердечное признание.
Что произошло в тот роковой день
Аню, возвращающуюся со двора, провожали не только глаза матери, но и липкий взгляд психопата. Мысленно Кулешов ни раз уже совершал это преступление.
«Она поднималась. Я ей сказал: «Хочешь посмотреть котят?». Она сказала: «Да»», – задержанный.
Излюбленная уловка маньяков сработала. Девочка доверчиво пошла за Димой, тем более она знала его. Никаких котят, конечно, не было. Дима сказал, что они убежали. Аня очень расстроилась, а Кулешов сел рядом с ней и предложил посмотреть мультики.
«Я ее положил на диван», – задержанный.
Теперь Кулешову, сделавшему невероятно тяжкое признание в нападении на ребенка, надо было дать паузу. По предложению Яндиева Кулешов нарисовал план комнаты, где все происходило, потом продолжил.
«Она кричала сначала, я ей закрыл рот рукой. Потом она замолчала, в ход пошла подушка», – задержанный.
Везучесть маньяка
Рассказал Кулешов и где прятал тело. Оказалось, все просто: на балконе, а сверху прикрыл резиновой лодкой.
В половине 4-го ночи к Кулешовым пришли сотрудники милиции.
«Ну, на балкон заглядывали, в туалет, в машинку. Под лодку не заглядывали. На мой испуг не обратили внимания», – задержанный.
Ему опять повезло. Ничего не заметила и мать. При повторном обыске 107-ой квартиры следователи обнаружили красные пятна на диване, простыне и подушке, а также на балконе – под той самой резиновой лодкой, на которую Кулешов для отвода глаз положил два ведра и тазик.
«Я вышел, посмотрел – никого нет. Взял ее одной рукой и понес», – задержанный.
И вновь ему повезло – никто в эту минуту не вышел в коридор. Совершив нападение, Кулешов ничего не упустил: белье с пятнами аккуратно положил в стиральную машину, а совочек, ведерко и веревку выбросил в мусорный бак. И обрел полное душевное спокойствие.
Допрос малолетнего изувера
11-го мая общежитие на Орбитальной провожало Аню в последний путь.
«Когда ее вынесли во двор, народу было очень много», – очевидец.
А Дима в этот день пригласил к себе сокурсников. Праздники у него продолжались.
«Это настолько дико! До сих пор вспоминаю, и не укладывается в голове! Когда он по-хамски стоит и говорит: «Смотри, какое представление устроили!»», – очевидец.
И друзья Кулешова, слышавшие эту реплику, тоже тогда не поняли, что он имел ввиду. А у самодовольного маньяка и в мыслях не было, что буквально через несколько часов он попадет на другое представление, которое устроит ему прокурор-постановщик Яндиев.
Абурхама, уже тогда собиравшего материалы для книги о серийных преступлениях, естественно, интересовали мотивы преступления.
Из допроса задержанного:
— Почему ты не оставил ее в живых?
— Она говорила: «Я расскажу все равно».
— Как долго уговаривал ее?
— Ну, я несколько раз спросил ее и все.
Но Яндиев, хорошо изучив своих клиентов, знал, что бывали и другие, скрытые мотивы.
Из допроса задержанного:
— Ну, там пацаны ко мне придирались…
— Придирались?
— Да.
— А чего?
— Ну, деньги вымогали все.
— У кого?
— У меня.
— У тебя вымогали?
— Да.
— Ну, а это тут причем?
— В голове чего-то помутилось.
Действовал Кулешов, конечно, расчетливо и сознательно. Чтобы отыграться за обиды, тайно самоутвердиться, выбрал самую беззащитную жертву. Примитивная сущность примитивного существа.
Возможно, возьмись за это дело неопытный следователь, трагедия Ани так и осталась бы нераскрытой. И кто знает, сколько еще жертв было бы на счету юного маньяка.
На фото: Ростов-на-Дону
Смешной приговор для преступника
Ростовский областной суд приговорил Дмитрия Кулешова к 10-ти годам лишения свободы – максимальному по закону сроку для несовершеннолетних. Позже, по амнистии, срок ему сократили до 9-ти лет.
На зоне Кулешов «для крутизны» выколол на плече дракона, а зэки насильно сделали для него другую татуировку – отличительный знак тех, кто осужден за нападения на детей.
в 2002-ом году, отбывая последние месяцы своего заключения, повзрослевший Дмитрий Кулешов, рассказывая о себе, убеждал, что осознал ошибки молодости.
А для Елены и Андрея Лариных время с тех пор остановилось. Анечка как была для них единственной дочерью, так и осталась.