Рumа Сергеечева, чудо с косuчкамu u с басовumым голосом, в совеmское время была одной uз самых восmребованных юных акmрuс.
Рита Сергеечева, чудо с косичками и с басовитым голосом, в советское время была одной из самых востребованных юных актрис. Пиком её детской популярности стали 70-е годы прошлого века. Она снималась без остановки, и очень активно продолжала это делать в 80-е, но потом решила уйти из профессии.
Её отец был военврач. Врачом была и мама. Семья долгое время переезжала из города в город, пока в конце 60-х годов не осела наконец в Стрельне.
Маленькой Рите было 6 лет, когда она впервые оказалась в театре. И не где-нибудь, а в самом БДТ. Любопытная девочка умудрилась потеряться в театре, долго шастала по его внутренним коридорам, пока не была обнаружена в гримёрке Ефима Захаровича Копеляна. Бойкая и шустрая на язык Рита впечатлила Копеляна и его коллег. Её, что называется, взяли на заметку. Ефим Захарович, часто работавший на дубляже картин на Ленфильме, пригласил Риту на дубляж немецкого детского фильма «Мы покупаем пожарную машину». Низковатый ритин голос как нельзя лучше подошёл для озвучивания главного героя, мальчика. Рита блестяще отдублировала свою роль, поразив Копеляна и режиссёра тем, как она быстро освоила технологию процесса и как умело попадала в чужую артикуляцию. Около пяти фильмов Рита отработала на дубляже («Я вырос у моря», «Полуночник» и др.) прежде чем попала в кино как актриса.
А в кино она попала в экранизацию знаменитых историй про Дениску Кораблёва Виктора Драгунского. Дети семидесятых помнят эти короткометражки. Особенно про то, как рыжий Дениска пел «Где это видано, где это слыхано?», про господина Гадюкина, который ни за что не получит план секретного аэродрома. Рита играла девочку, в самый ответственный момент потерявшую велосипедный звонок, который должен был сымитировать звонок телефона, и провалившую спектакль. Эта роль была сыграна ей великолепно. После Риту позвали еще в 3 короткометражки про Дениску и Мишку Слонова: «Капитан», «Подзорная труба», «Пожар во флигеле или подвиг во льдах».
«Где это видано?» Рита Сергеечева и злосчастный звонок.
А настоящий час её всесоюзной славы пришел через год, когда режиссёр Аят Шахмалиева сняла её в главной роли в своем великолепном фильме «Странные взрослые». Рита Сергеечева сыграла роль не по-детски сильно. С этого фильма многие поняли что в СССР появилась настоящая юная звезда кинематографа. Любопытная Джульетта из детского дома очень полюбилась всем зрителям.
«Странные взрослые». Джульетта — Тоня. Чудо с косичками. «Здрасьте — я нашлась!»
Через несколько лет Аят Шахмалиева сняла Риту в картине «Дети как дети». И эта роль была сыграна ею просто потрясающе. Впрочем и её юный напарник Никита Михайловский сыграл в картине отлично. Этот фильм получил приз «Интервидения» на 15-ом кинофестивале в Праге.
«Дети как дети». М. Сергеечева и Н. Михайловский
А между этими двумя звёздными ролями была запоминающаяся роль Гули Королёвой в экранизации знаменитой книги Е. Ильиной «Четвертая высота». В эту картину Риту Сергеечеву позвали не только за талант. Она была невероятно похожа на настоящую Гулю Королёву в детстве. Причём и внешне и своим твёрдым характером.
На фото легендарная Гуля Королёва. Юная артистка и герой Сталинградской битвы в возрасте 8 лет.
А еще была работа в фильме «Пока бьют часы», где Рита Сергеечева сыграла главную роль Маши. Была небольшая роль в картине «Ещё не вечер». И завершением детского периода съёмок Риты стал фильм Аят Шахмалиевой, психологическая драма»Свет в окне», где она играла в дуэте с Ю. Соломиным. Играла на равных. Эта картина чем-то перекликалась и со «Странными взрослыми» и с фильмом «Дети как дети». Рита очень глубоко раскрыла характер подростка. потерявшего мать, которому приходится обретать себя в новых реалиях жизни в новой семье.
М. Сергеечева. «Свет в окне»
После этой картины перед Маргаритой Сергеечевой уже не стоял вопрос, куда поступать после школы. Она вполне осознанно пошла в ЛГИТМИК на актрису. А окончив институт, переехала в 1984 году жить в Москву. Учась в институте Рита снялась в главной роли в фильме «Без году неделя»студии им. Довженко, где она составила прекрасный тандем с Николаем Крючковым, а так же в роли Золушки в картине «Сказки старого волшебника».
«Сказки старого волшебника». Золушка. Слева на фото Л. Аринина.
В Москву Рита переехала потому, что во второй раз вышла замуж. Первым её избранником был начинающий театральный режиссёр Эрик Горошевский. Но этот брак был скоротечным, не принесшим ей счастья. А вот брак с кинорежиссёром Рудольфом Фрунтовым для Маргариты был намного удачней, даже несмотря на то, что у супругов была разница более чем в 20 лет.
Рудольф Фрунтов снял свою жену в трех кинофильмах, и все три роли были главными. В картине «Жил отважный капитан» очень правдиво показана война. Вообще этот фильм как-то обошли вниманием, хотя он получился очень достойным. Особенно батальные сцены. Они не слабее чем в «Торпедоносцах». Маргарита Сергеечева играет трагичную роль на одном дыхании.
Еще более трагичная роль получилась у нее в следующей картине Р. Фрунтова «Про любовь, дружбу и судьбу». Опять военная тема. Опять любовь и смерть. Треугольник героев Сергеечевой, Никоненко и Андросова получился полным драматизма.
«Про любовь, дружбу и судьбу». Маша.
Третий фильм — «Дураки умирают по пятницам» — обычный детектив. Сюжет там весьма запутанный, с элементами эротики и хаоса, царившего в начале 90-х годов. Съёмки были сложными. Актёры постоянно ругались, Оксана Фандера бежала со съёмок, и её пришлось озвучивать Марине Неёловой. Этот фильм стал предпоследним в карьере М. Сергеечевой.
А последним — фильм «Блондинка за 30 копеек» — еще один типичный фильм конца перестройки, когда фактически мог снимать кто хотел и что хотел, без особой цензуры, равняясь на конъюнктуру новых понятий гибнущей империи: доллары, проститутки, бандиты в пиджаках и пр. В этом фильме Маргарита опять сыграла Золушку. Незадолго до этого она сыграла в фильме А. Эйрамджана «За прекрасных дам!». Роль хоть и получилась неплохая, но похоже такое кино её не особо привлекало. После Гули Королёвой играть проституток и челночниц ей не хотелось.
Наевшись подобных низкопробных фильмов, она стала понимать, что пора что-то менять в жизни. К тому же годы шли, маленькая ростом Маргарита (150 см) уже не могла конкурировать с длинноногими артистками, у которых на первом месте был не талант и внутренний стержень, а только внешность. Уйти в театр, чтобы стать травести, она, видно, тоже не хотела.
Маргарита Сергеечева решила оставить актёрскую профессию и круто изменить вектор своей судьбы. Она, дочь врачей, поступает в медицинский институт им. Пирогова, который оканчивает в середине 90-х годов и устраивается работать врачом «Скорой помощи».
Последующее двенадцатилетие Маргарита Сергеечева посвятила спасению жизней людей и была очень довольна своей профессией.
Всё закончилось летом 2007 года. Она собиралась ехать на юг, уже уложила свой чемодан и вдруг резко почувствовала себя плохо. Она даже не подумала, что с ней что-то серьёзное и не стала обременять своих коллег со «Скорой». Сама дошла до больницы. А на следующий день её разбил паралич, и она оказалась прикованной к постели. Что стало причиной болезни, так и осталось неясно. В результате инсульта у бывшей актрисы оказалась парализована правая часть тела, она почти не двигалась и не разговаривала.
Спустя год Маргарита Владимировна Сергеечева перенесла сложную операцию на головном мозге, после которой предстояло пройти долгий путь реабилитации. Коллеги Маргариты Владимировны буквально спасли ей жизнь, но теперь ей нужно было учиться жить заново.
Маргарита Владимировна Сергеечева на передаче «Пусть говорят». 2011 год.
Она вышла на пенсию по инвалидности и стала вести обычную жизнь. Впрочем характер у Маргариты Владимировны всегда был сильный. Она не пала духом. Освоила компьютер, которому уделяет много времени. Выращивает орхидеи, практически профессионально занимается разведением аквариумных рыбок. На жизнь не жалуется. В доме у неё чистота и порядок, и много домашних животных. И несмотря на то, что правая рука у нее плохо работает, многое делает в доме сама.
Ну а у нас в памяти остались её великолепные роли в кино. На которых мы выросли и которые были частью нашего солнечного детства. Мы помним и любим Маргариту Сергеечеву. И желаем ей здоровья и долгих лет жизни.