18.07.2023
4343 просмотров

«Белое солнце пусmынu» Я мзду не беру. Мне за державу обuдно. Фuльм замечаmельный.

Культовый статус появился у «Белого солнца пустыни» моментально. Советский истерн (в отличие от западного «вестерна») стал легендой уже в 70-х. Его премьера состоялась в 1969 году. Сухов превратился в народного героя, идеального мужчину, олицетворяя собой русский национальный архетип.

Культовый статус появился у «Белого солнца пустыни» моментально. Советский истерн (в отличие от западного «вестерна») стал легендой уже в 70-х. Его премьера состоялась в 1969 году.

Создание сценария

История создания культового фильма началась с того, что Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн написали сценарий, которому дали рабочее название «Басмачи». Но он не понравился заказавшему его руководству Экспериментальной творческой киностудии. Кончаловский должен был переписать сценарий с другими соавторами – Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым.

Начался сбор материала. Кинодраматургом удалось растревожить память ветерана Гражданской войны, который рассказал им о гареме, брошенном посреди пустыни сбежавшим басмачом. Обреченные на смерть женщины были спасены доблестными красноармейцами, которые довели их до ближайшего кишлака.

Этот сюжет привлек кинодраматургов, которые решили создать на его основе новый сценарий. У проекта появилось рабочее название «Спасите гарем».

После переработки драматургической канвы восточный национальный колорит отошел на второй план, а русские герои (Сухов и Верещагин) стали задавать настроение всей истории. Первый зампред Госкино Владимир Баскаков предложил назвать фильм «Белое солнце пустыни».

Культовый статус появился у «Белого солнца пустыни» моментально. Советский истерн (в отличие от западного «вестерна») стал легендой уже в 70-х. Его премьера состоялась в 1969 году.-2

Сюжет

Средняя Азия. Гражданская война подходит к концу. После демобилизации красноармейца Сухова ждет долгий путь домой. Впереди на много километров раскинулись бескрайние пески – прикаспийская пустыня. Зеленая, березовая, разнотравная Россия снится Сухову во время короткого привала. На родине он должен завершить свой долгий военный поход, который начался на Амуре, а завершается в Туркестане.

На пути красноармейца встретился Саид, которого моджахеды закопали в раскаленном песке, оставив сверху только голову. Обреченный мужчина готовился к мучительной смерти, но был спасен Суховым. Саид хочет отомстить своему главному врагу – басмачу Джавдету.

Красноармеец пошел дальше и неожиданно встретился со своим бывшим сослуживцем, товарищем Рахимовым, который спас девушек из гарема. Их оставил на верную гибель бывший контрабандист и нынешний басмач Черный Абдулла. Он собирался добраться до Ирана по морю.

Сухову нужно доставить девушек в безопасное место. В качестве поддержки ему выделили юного красноармейца Петруху. Вместе они пришли в приморский городок, где разместились в здании музея, куда за женщинами должен прибыть Рахимов.

Сухов узнал, что скоро здесь появится банда Абдуллы, которому нужен баркас, чтобы добраться до Ирана. Басмачу стало известно, что его жены перешли к другому мужчине. Он хочет смыть с себя позор их убийством. Сухову и Петрухе придется защищать девушек. Красноармеец рассчитывал на помощь Саида, но тот хочет остаться живым, иначе Джавдет, который убил его родителя, не будет наказан.

В приморском городке живет бывший таможенник Верещагин. Здесь у него есть свой уединенный домик, а по двору гуляют павлины. Он не хочет участвовать в чужой войне, но после знакомства с Петрухой Верещагин изменил свое мнение…

Культовый статус появился у «Белого солнца пустыни» моментально. Советский истерн (в отличие от западного «вестерна») стал легендой уже в 70-х. Его премьера состоялась в 1969 году.-3

Сухов – почти сказочный герой

Сухова можно назвать русским народным сказочным персонажем, неунывающим и сноровистым солдатом с одной стороны и героем, совершающим реальные подвиги во время войны. Нет сомнений, что он одолеет бандитов, извергов, эксплуататоров и примет участие в освобождении порабощенных народов. Героизм Сухова в фильме показан просто. И в подвигах нужно знать меру.

В «Белом солнце пустыни» восточная традиционная культура столкнулась с русским фольклором. Добавьте к этому героико-приключенческий сюжет (традиционные погони и перестрелки) и выйдет яркое зрелище.

Возвращающийся на родину, завершивший войну солдат или направляющийся на фронт отпускник — это русский былинный или сказочный герой, неунывающий, находчивый человек, который преодолел много жизненных тягот, после чего стал сдержанным, терпеливым и смекалистым мужчиной.

Русский народ издавна ценит такие образы, которые при Петре I пользовались особой популярностью, так как были описаны в притчах и байках. При императоре-реформаторе вышли сборники «Русские народные сказки» и «Находчивый солдат».

Все помнят знаменитую «Кашу из топора». В этой сказке голодный военный пришел к старой бабке, которая встретила его негостеприимно. Хитрый солдат в итоге наелся сам, угостил хозяйку дома и ушел от нее с полученным в подарок топором. Это сказка о русских народных ценностях – справедливости и великодушии (гостеприимстве, неравнодушии, эмпатическом отношении к чужим невзгодам).

Архетипы

В культовом фильме мы имеем дело с тремя интересными и мощными архетипами, которые воплощены в красноармейце Сухове, басмаче Абдулле и таможеннике Верещагине. Давайте подробно в них разберемся.

Сухов

Товарищ Сухов – находчивый и бывалый солдат. Под его защитой находятся «освобожденные женщины Востока». Он любит свою жену – «незабвенную Катерину Матвеевну», с которой после возвращения домой хочет взращивать их совместное семейное древо. Умелому и опытному солдату под силу выполнить почти любое задание благодаря его наблюдательности, уму, фантазии, смекалке, гибкому мышлению и нестандартным решениям.

Сухов – воплощение народной души, глубиной сущности русских людей. Он – настоящий мужчина: верный и заботливый, романтичный и великодушный, хозяйственный и справедливый, оригинальный и хитрый, непредсказуемый и бесстрашный.

Абдулла

Черного Абдуллу в «Белом солнце пустыни» можно назвать разрушителем, а не созидателем, но при этом он проявляет черты умелого воина, коварного и беспощадного к своим врагам.

Если жена Верещагина влияет на мужа, а Сухов обожает свою «разлюбезную Катерину Матвеевну», которую сравнивает с «чистым лебедем», то жестокость Абдуллы к предавшему его гарему не знает пределов. Юная Гюльчатай становится символической жертвой этого злодея.

Басмач олицетворяет сохранение памяти о старом порядке – «архаичном» среднеазиатском. Ему безразлично государство. Надвигается новый большой порядок, который не подходит Абдулле. Его банда – это кучка анархистов, которая собирается сбежать в Иран вместе со своим предводителем.

Культовый статус появился у «Белого солнца пустыни» моментально. Советский истерн (в отличие от западного «вестерна») стал легендой уже в 70-х. Его премьера состоялась в 1969 году.-4

Верещагин

Таможенника Верещагина также можно назвать олицетворением «старого порядка». Его родословная неразрывно связана с Российской империей. У консервативного мужчины осталась честь, поэтому он не пускает Абдуллу на свое заминированное красноармейцем таможенное судно и не слышит крик Сухова с берега: «Уходи с баркаса!».

Верещагин привык к оседлому образу жизни в большом доме, с любимой женой, павлинами, осетрами. После многих лет счастливой жизни происходит исчезновение его мира, куда вдруг врывается юный красноармеец Петруха, с которым Верещагин с удовольствием выпивает. Но сильный таможенник может и схватить за грудки, по-дружески. А какую душевную песню он исполняет… «Эх, не везет мне в смерти, повезет в любви…».

Таможенник привык к старым порядкам. Сейчас Верещагина все забыли. Его не уважает даже собственная жена, хотя и сильно любит. Пьянство таможенника – от безысходности.

После убийства Петрухи Верещагин как будто проснулся и понял, что его держава уже не существует. Её демонтировали (по сути, уничтожили) такие большевики, как Сухов. Для таможенника наступил период безвременья, в котором Петруха был светлым лучиком, но теперь и его нет. Тогда зачем жить?

Петруху в этом контексте можно назвать «агнцем Божьим», наивным и невинным, христианским мучеником, хоть он и неверующий. Создатели фильма пожертвовали Петрухой, чтобы пришел красный аналог Царствия Небесного – мировой коммунизм, материализовавшийся Рай, светлое будущее. Верещагина они сделали жертвой нового порядка. В коммунистическом будущем ему нет места.

Чем отличаются Верещагин и Сухов?

Верещагин не является носителем «светлого будущего». Где бы теперь ни проходила граница его державы, таможенник не готов отказаться от осетров, павлинов, самогона и грустных песен под гитару. Его последней надеждой является «Ваше благородие Госпожа Удача».

Сухова можно считать олицетворением нового советского порядка. Зрители относятся к нему, как к герою, воину-созидателю, который борется с произволом и хаосом. Аскетичный образ жизни Сухова нравится простому народу. Он никого не обкладывает данью, как таможенник.

У хозяйственного и рукастого солдата есть свои принципы. Он не поддается на соблазны, отказываясь вступать в отношения с женщинами из гарема. Сухов идет к Верещагину и пьет с ним по делу, но не напивается, как Петруха. В голове солдата сохраняется трезвость мысли. Сухов приносит пользу обществу. Он занят благородным делом, поэтому ему не нужна водка и он не участвует в бессмысленных авантюрах.

На таких героях, как Сухов, держался советский миф. Мировая революция для красноармейца не просто сочетание слов, а цель его жизни. Себя он называет «бойцом за счастье трудового народа всей Земли».

Сухов давно покинул родной дом ради реализации глобальной мечты. Но новый, лучший мир так и не был создан. Вокруг лишь горячие пески. Дом где-то очень далеко. Для исполнения своего революционного долга Сухов готов спасать хоть закопанного в песок Саида, хоть целый гарем. Но сны у него лирические и созидательные.

Судьба забросила соцреалистического героя куда-то далеко от дома, где зыбучие пески все больше втягивают его в дела мировой революции. Сухов увяз в них и не может выбраться, хотя и очень старается. Но именно он заменит в новом мире народного, «позитивного» имперского типажа Верещагина.

«Белое солнце пустыни» — один из самых кассовых фильмов в СССР. Картина разошлась на цитаты, а песня «Госпожа удача» превратилась в народный хит, как и сама кинолента. Сегодня выложенный в интернет культовый фильм – это цифровой памятник  целой эпохи, который помогает лучше понять русских людей, особенности национального характера.

Как снимали «Белое солнце пустыни», почему режиссеру пришлось изменить финал картины, и кто из актеров жив до сих пор

В середине 1960-х годов в Москве было создано «Экспериментальное творческое объединение», которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера). В своем «ЭТО» они старались снимать кино по новым экономическим принципам, не «освоить бюджет», а создавать хорошие фильмы, грамотно расходуя средства, без фиктивной отчетности. Пару лет спустя Чухрай и Познер, вдохновившись успехом «Неуловимых Мстителей», задумали снять фильм в духе американских «вестернов», но чтобы действие происходило на востоке. Предполагалось, что снимать фильм будет Андрей Кончаловский, при участии которого был написан первый вариант сценария. Однако, этот вариант не понравился Познеру и Чухраю, а сам Кончаловский вскоре бросил проект ради экранизации «Дворянского гнезда». Начались поиски нового режиссера, в числе кандидатов были Андрей Тарковский (!) и Юрий Чулюкин («Девчата»). К тому времени уже был сценарий под рабочим названием «Спасите гарем», основанный на воспоминаниях участников гражданской войны. Его написали Валентин Ежов и Руслан Ибрагимбеков. Наконец, на должность режиссера был утвержден Владимир Мотыль, который тоже сначала отказывался, не веря, что фильм по такому неоднозначному сценарию вообще разрешат снимать. Однако, бедственное материальное положение заставило его все-таки решиться.

В середине 1960-х годов в Москве было создано "Экспериментальное творческое объединение", которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера).

Подобрать актеров, как и режиссера, тоже было непросто. На роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Накануне первого же съемочного дня он напился, и подрался. Похожая история повторилась пару лет спустя, во время съемок «Офицеров». Тогда Юматова все-таки оставили, но Мотыль поступил по-другому. Пускать актера в кадр с синяками на лице было невозможно. На съемки срочно вызвали Анатолия Кузнецова, который пробовался, но сначала не был утвержден. На роль жены Сухова Мотыль пригласил телевизионного редактора Галину Лучай. Она сначала отказывалась, но потом согласилась. Петруху могли сыграть Савелий Крамаров, Юрий Чернов (Сыромятников из «Доживем до понедельника»), но выбрали Николая Годовикова, который был даже совсем не актером (но снялся у Мотыля в «Жене, Женечке и «катюше»). Абдуллу должен был играть Отар Коберидзе (он был старше и опытнее), но Кахи Кавсадзе на пробах так отважно сел на коня, хотя делал это первый раз в жизни, что Мотыль утвердил его. Роль Абдуллы озвучивал Михаил Волков, так как у самого Кавсадзе грузинский акцент. На роль Саида Мотыль позвал Спартака Мишулина, которого знал по работе в Омском драмтеатре. Что же касается жен Абдуллы, их играли самые разные женщины, далекие от кинематографии, кроме Татьяны Ткач (возлюбленная Фокса из «Места встречи изменить нельзя») — искусствовед, инженер. А в паранджах вообще во многих эпизодах были задействованы местные солдаты, так как бегать в жару по пустыне женщинам было тяжело. Татьяну Федотову на роль Гюльчатай нашли в балетном училище. Ни до, ни после она не снималась в кино.

Татьяна Ткач - Зухра

Татьяна Ткач — Зухра

Снимать фильм было очень тяжело. Бюджет был небольшим — 650 000 рублей. Ассистенты режиссера были людьми неопытными, не хватало техники, оборудования. «Белое солнце пустыни» снимали в Ленинградской области (сцены с Екатериной Матвеевной), Дагестане, Таджикистане и Туркмении. Труднее всего пришлось Павлу Луспекаеву, игравшему Верещагина без пальцев обеих ступней. Но он мужественно решил играть без трости, без дублеров, а его роль была существенно расширена, и даже имя таможенника изменили на Павел вместо Александра. К сожалению, съемки подорвали и без того хрупкое здоровье Луспекаева. Меньше чем через 2 года он скоропостижно скончался.

В середине 1960-х годов в Москве было создано "Экспериментальное творческое объединение", которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера).-3

И все-таки главные трудности поджидали картину на стадии монтажа. По требованию цензуры, в нее было внесено множество правок. Финал «Белого солнца пустыни» по задумке режиссера выглядел совсем иначе. Сухов и Абдулла сначала пытались убить друг друга на баркасе, затем упали в воду и продолжили борьбу там. В схватке оба были ранены: но Сухова ранило в плечо, а Абдуллу смертельно. Из последних сил Абдулла доплыл до берега, вставал на ноги, шатаясь, шел на Сухова, не доходил всего лишь нескольких метров до красноармейца и замертво падал на землю. Сухов тоже выбирался на берег, раненый. И жены, вместо того чтобы помочь раненому Сухову, бегут оплакивать мертвого мужа, который несколько часов назад готов был их всех перестрелять. Ну, а жена Верещагина сходит с ума от горя, пытаясь расчистить заброшенные железнодорожные рельсы от песка, чтобы пришел поезд и увез ее отюда.

В середине 1960-х годов в Москве было создано "Экспериментальное творческое объединение", которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера).-4

Мотыль все это порезал, но комиссия не успокоилась. Кромсать фильм дальше режиссер отказался, и его положили на полку. Ну, а дальше вы знаете. «Белое солнце пустыни» случайно посмотрел Леонид Ильич Брежнев, и очень удивился, почему кино еще не на экранах. Правда, генсека смутило, что в песне Удача — «госпожа», а не «товарищ», но это детали. Впрочем, фильм получил только вторую прокатную категорию, его не показывали во многих центральных кинотеатрах. Поэтому и занял только 7-е место в советском кинопрокате 1969 года. На первом оказалась «Бриллиантовая рука».

К сожалению, многих актеров, игравших в «Белом солнце пустыни», с нами уже нет.


Оставь комментарий

Рекомендуем