20.07.2023
1620 просмотров

Карнавальная ночь. Умелu раньше снuмаmь кuно u не кому не подражалu, а mеперь фuльмы с однuм сюжеmом, mолько uмена меняюm.

29 декабря 1956 года на экраны впервые вышел фильм «Карнавальная ночь», на долгие годы ставший одной из любимых новогодних комедий страны. Эльдару Рязанову же картина позволила сделать имя, хотя снимать ее он категорически не хотел, боясь поставить крест на своей карьере режиссера.

29 декабря 1956 года на экраны впервые вышел фильм «Карнавальная ночь», на долгие годы ставший одной из любимых новогодних комедий страны.

«Насильно загнал в комедийный жанр»

Так отзывался Рязанов в одном из интервью 90-х о положении, в котором он оказался во время съемок картины. Ранее режиссер работал в документальном жанре. его единственной работой на «Мосфильме» стал фильм-ревю «Счастливая юность», поставленный совместно с Сергеем Гуровым. Да и то, картина не была полностью художественной, ограничившись лишь игровыми вставками.

В отличие от Рязанова, Пырьев был уверен в успехе картины.

В отличие от Рязанова, Пырьев был уверен в успехе картины.

Решение о назначении Рязанова режиссером «Карнавальной ночи» принял лично директор «Мосфильма» Иван Пырьев, снявший «Трактористов», «Свинарку и пастуха», «Кубанских казаков». Он же подобрал основных актеров и серьезно поработал над сценарием. Говоря современным языком, Пырьев стал продюсером картины, а сама «Карнавальная ночь» была в полном смысле этого слова продюсерским проектом.

Мягкий характер Рязанова

В том, что он все-таки согласился взяться за съемки музыкальной комедии, Рязанов винил свою слабохарактерность. Впоследствии он вспоминал, что Пырьев склонял к этому жанру, в котором и сам преуспел, многих молодых режиссеров, но «прокатило» лишь с Рязановым. Впрочем, и тот, и второй тогда четко понимали, что другого шанса закрепиться на «Мосфильме» у молодого режиссера, скорее всего, не будет. Поэтому Пырьев уверенно настаивал, а Рязанов лишь вяло возражал, чтобы потом согласиться.

Роль Ильинского стала одной из наиболее запоминающихся в фильме, хотя сам актер оказался ей не очень доволен.

Роль Ильинского стала одной из наиболее запоминающихся в фильме, хотя сам актер оказался ей не очень доволен.

Так вышло, например, и с жанром. Молодой режиссер мечтал снять жесткую сатиру, представив Огурцова зловещим «сталинским держимордой, тупым и ограниченным». Но Пырьев не хотел, чтобы картина легла на полку, поэтому сразу предупредил — никакой сатиры и политики, только юмор, песни, праздник. И актера на роль Огурцова — поменять!

Актерский состав

Рязанов выбрал Петра Константинова, но Пырьев решил по-другому, пригласив звезду фильма «Волга—Волга» Игоря Ильинского. Пока тот читал сценарий, молодой режиссер молился, чтобы история актеру не понравилась. Работать со знаменитостью ему было крайне боязно и неудобно, но все получилось на ура. Ильинский оказался человеком доброжелательным и вежливым. Он беспрекословно подчинялся Рязанову и не «давил авторитетом», чем подал пример и другим актерам.

А вот с главной героиней определились не сразу. Из-за неудачно взятого оператором ракурса, кандидатура Гурченко на пробах была отвергнута — режиссеру она показалась «Уродцем. Обезьянкой». Попробовали еще нескольких актрис и даже начали съемки с Людмилой Касьяновой, но оказалась, что девушка на пробах показала свой потолок, выше которого «прыгнуть» была не способна. Случайная встреча Пырьева и Гурченко в коридоре «Мосфильма» решила судьбу главной роли — актрисе дали еще один шанс, и она его не упустила.

У Касьяновой был дефект речи, из-за которого под девушку даже переписали сценарий.

У Касьяновой был дефект речи, из-за которого под девушку даже переписали сценарий.

Шквал критики и любовь зрителей

По воспоминаниям самого Рязанова, сценарий зиял сюжетными дырами и ставил в тупик непрописанностью характеров героев. Поэтому многое приходилось придумывать на ходу — на съемочной площадке. Молодой режиссер решил сделать акцент на бешенной для тех времен динамике картины, чтобы у зрителя попросту не было времени думать и искать сюжетные нестыковки. Спасло и то, что Ильинский оказался прекрасным импровизатором и много подсказывал молодым актерам.

В ходе съемок Рязанов делал много дублей, из-за чего выбился из графика и перерасходовал выделенную пленку. «Карнавальную ночь» хотели отдать другому режиссеру. Но на худсовете «Мосфильма» метр советского кино Сергей Юткевич назвал картину «чудовищной пошлостью», которую никакой уважающий себя режиссер не согласите доделывать.

Не сними Рязанов «Карнавальную ночь», наверное, так бы и остался документалистом…

Не сними Рязанов «Карнавальную ночь», наверное, так бы и остался документалистом…

В конце 1956 года стараниями Рязанова фильм все-таки был закончен и вышел в прокат. После о перерасходе пленки и срыве графика уже никто не вспоминал — кассовые сборы превзошли все затраты, установив рекорд по посещаемости сеансов…


Оставь комментарий

Рекомендуем