26.03.2025

Чучело огородное, а не женишок…

Мама растила Татьяну в строгих рамках. Даже в старших классах школы она не позволяла ей гулять допоздна. «Где поздние прогулки, там и до беды недалеко», – частенько повторяла она.

Таня была возмущена. У её подруг родители разрешали вечерами встречаться с друзьями, а она вынуждена была сидеть дома. Однако мать всё же слушалась. Когда девушка поступила в институт, мама продолжала держать ухо востро. А ну как влюбится и выскочит замуж? Одна из её одногруппниц забеременела на втором курсе и родила ребёнка. К счастью, парень взял ответственность на себя и женился.

– Надолго ли это? И что хорошего? – сетовала мама. – Учёба в самом разгаре, а она уже не знает, куда пристроить малыша, с кем оставить. Студентам декрет не дают. Приходит с занятий – нужно следить за ребёнком, стирать, гладить, готовить. Плюс готовиться к лекциям. Родители молодые, до пенсии далеко. Все лучшие годы уходят на заботы…

Мама разгорячённо говорила о трудностях материнства, её слова звенели в ушах Татьяны.

– Мам, я не собираюсь ни замуж, ни рожать. Успокойся, – попыталась остановить поток слов дочь.

– Это дело такое. Влюбишься – и не заметишь, как окажешься в положении. У моей подруги так было. Знаю, о чём говорю.

– Подожди, ты всегда говорила, что твоя единственная подруга – это Роза. Это про неё ты сейчас рассказываешь? – ухватилась за оговорку Татьяна.

Мать смутилась, начала что-то бормотать, мол, и другие подруги у неё были, просто с Розой они дружили со школы.

– Я помню, как ты однажды сказала, что она сама виновата в своих бедах. У неё ещё ребёнок родился слабым.

– Не слабым, а хилым. Да мало ли что я могла сказать в сердцах. Напутала ты что-то, сама додумала, фантазёрка, – сбивчиво оправдывалась мама.

– А вот и помню. Я уже в школу ходила. Он несколько дней жил у нас, когда Розу положили в больницу. Худенький такой, с шеей, замотанной шарфом.

– Неужели запомнила? Да, такое было. Она одна росла, без мужа. Живот заболел, врачи решили, что аппендицит, и увезли её в больницу. Мы хоть тогда и не общались, но она позвонила, попросила приглядеть за сыном. Вот я и привезла его к нам. Ребёнок ведь за мать не отвечает.

– Что ты имеешь в виду? Она сделала тебе что-то плохое? Почему вы с ней перестали общаться, если она была твоей единственной подругой? – Татьяна тут же ухватилась за возможность перевести разговор на Розу.

– Зачем эти вопросы? – смутилась мама.

– Просто интересно. Ты никогда не рассказывала про Розу.

– Прошлое лучше не тревожить. Подруги иногда ссорятся, ничего удивительного. Не пытайся меня запутать. Я тебе это говорю, чтобы ты не наделала ошибок. Ребёнок – это не игрушка, это на всю жизнь. А мужчины не любят проблем, они от них бегут. Чувства отцовские у них просыпаются гораздо позже, да и то не всегда. Твой отец был из таких. Что-то я разговорилась.

– А он сказал, что ты его не любила, поэтому и ушёл, – задумчиво произнесла Татьяна.

– Он скажет, лишь бы оправдать себя. Постой, когда это он тебе такое говорил? – удивилась мама.

– Я встречалась с ним. Ещё когда училась в школе. Ты же ничего про него не рассказывала. Вот я и нашла его. Он едва меня вспомнил.

– Почему мне не сказала?

– Мам, ты всегда воспринимаешь всё в штыки.

– И как он? Женат? – спросила мама, делая вид, что ей всё равно.

– Нет, жена ушла от него. Пьёт.

– Ну… Так ему и надо. Заслужил, – сказала мама с досадой. – Не любила бы, не выходила бы за него. Может, не так сильно, как надо, но любила. Он испугался сложностей, ушёл. Хотя, если честно, я даже рада была. Хоть одной растить тяжело, – вздохнула она.

Рассказ матери оставил впечатление на Татьяну. Из случайных фраз она узнала многое, о чём раньше только догадывалась. Никогда прежде они так не разговаривали. Но лезть в душу матери она не стала. Рано или поздно все тайны сами всплывают. Да и не её это дело.

Татьяна окончила институт с отличием и устроилась работать в одну из лучших больниц города.

Однажды мама вернулась из магазина и сообщила, что встретила соседку. Та раньше преподавала математику у Тани.

– У Веры Фёдоровны внучка родилась. Встретила её в магазине. Счастливая вся, светится от радости. А ты, моя дочка, до сих пор не замужем. Пора бы уже, двадцать шесть лет. Мне скоро на пенсию, с внуками бы сидела…

– Тебя не понять. То пугаешь меня ранними браками и детьми, то упрекаешь, что я не выхожу замуж. Оказывается, тебе нужны внуки, – укорила её Татьяна.

– Я мать, я хотела тебя уберечь от ошибок. Сама будешь такой же.

– Ладно, давай закроем эту тему, – попыталась прекратить разговор Таня.

– Не сердись, дочка. Разве никто не нравится? У моей подруги есть сын…

– Уж не тот ли хилый и больной? Мам, не надо знакомить меня с больными сыновьями своих подруг, – раздражённо отозвалась Татьяна.

– Он здоровый. Работает программистом.

– Если он такой хороший, почему до сих пор холостой? – съязвила дочь.

– Целыми днями за компьютером сидит, некогда гулять и знакомиться. И вообще, я их пригласила к нам, – вдруг выпалила мама и виновато посмотрела на дочь.

– Что ты сделала? А можно было спросить, хочу ли я с ним знакомиться? И когда они придут свататься? Завтра? Отлично. Меня как раз пригласили на день рождения на работе, так что без меня обойдётесь, – воскликнула Татьяна.

– Танечка, я хотела как лучше. Они просто в гости зайдут, чай попьём, поговорим. Пожалуйста, не уходи, – мама схватила дочь за руку, словно боясь, что та сбежит.

– Ладно, но без сводничества. Иначе уйду. Он мне уже не нравится, – пробурчала Таня.

С самого утра в субботу мама замесила тесто для пирогов. К обеду пришли гости. Таня приподняла бровь, увидев высокого нескладного парня в очках, совсем не похожего на того хилого мальчика с шарфом на шее. Он сутулился, словно стесняясь своего роста, то и дело поправлял очки. Провёл рукой по волосам, отчего те стали ещё более растрёпанными.

– Как на отца стал похож, – всплеснула руками мама. – Танечка, это Георгий. А это моя дочь, работает врачом в больнице, – представила их друг другу мама, не сводя глаз с сына Розы.

– Что мы стоим? Проходите, – нарушила паузу Роза. – Давно у вас не была.

– Да-да, проходите, – засуетилась мама.

Они сразу сели за стол. Георгий набросился на пироги.

– Пироги такие же, как у моей мамы. У меня такие не получаются, – сказала Роза.

– Так она меня и научила их печь, – довольно улыбнулась мама.

– А Таня умеет готовить? – спросила Роза.

– Не называйте меня Таней. Нет, не умею. Мне пора, я обещала заехать к знакомой. У неё муж второй день с температурой лежит, просила посмотреть, – встала из-за стола Татьяна.

– Так Георгий вас отвезёт, куда скажете, – ничуть не обидевшись на грубость, предложила Роза.

Георгий поднялся из-за стола, доедая последний кусочек пирога, и едва не опрокинул чашку с чаем.

– Не нужно, я сама дойду, – покачала головой Татьяна.

– Георгий, отвези Таню. Заодно и поговорите, – Роза пристально посмотрела на сына.

Татьяна скривилась, но спорить не стала.

Когда они оказались на улице, она остановилась напротив Георгия.

– Я хочу сразу всё прояснить. Никакого продолжения нашего знакомства не будет.

– Почему? – удивился он, поправляя очки.

– Потому что ты мне не интересен. Прости за прямоту.

– Почему? – повторил он свой вопрос.

«Да он ещё и тупой!» – мелькнуло в голове у Татьяны.

– Мужчина, который в таком возрасте живёт с мамой… Сделай что-нибудь с собой: постригись, избавься от этих очков, купи нормальную одежду… – безжалостно перечислила она. – Извини, если задела. Я пошла. – Она развернулась и направилась прочь.

– Постой. Я не обиделся. Я и сам понимаю свои недостатки. Садись в машину, – сказал Георгий.

Татьяна замерла и посмотрела на внедорожник, припаркованный у подъезда.

– Это твоя машина? – спросила она.

– Да. Я хорошо вожу, можешь не волноваться.

Она молча села на пассажирское сиденье. Весь путь она смотрела вперёд, ощущая на себе взгляды Георгия.

– Сверни на светофоре направо, – произнесла она первые слова за всю поездку. – Останови у третьего подъезда. Спасибо. – Как только автомобиль остановился, она быстро вышла.

– Подождать тебя?

Татьяна не ответила и зашла в подъезд. На самом деле никто ей не звонил. Она просто сбежала из дома. Подруга была рада её видеть, хоть и удивилась внезапному визиту. Через какое-то время Татьяна выглянула в окно. Внедорожника уже не было. К вечеру она вернулась домой и получила порцию упрёков от мамы.

– Мама, ты же сама его видела. Он похож на чучело огородное. Даже говорить об этом не хочу, – заявила Татьяна и ушла в свою комнату.

Через некоторое время к ней заглянула мама и села рядом на диван.

– Я хотела объяснить тебе… – начала она.

– Если это снова про сына Розы, то не надо.

– Твой отец был прав. Я любила совсем другого человека. У нас на курсе учился Виктор – красавец, весельчак. Все девушки были от него без ума, а он ухаживал за мной. Я ведь в молодости была красивой, такой же, как ты сейчас. А Роза…

Я заболела ангиной перед самым Новым годом, слегла с температурой. Роза этим воспользовалась. Потом узнала, что беременна. Виктор женился, но их брак не сложился. Он гулял, и они развелись через год после рождения ребёнка. Сын родился слабым, врачи даже опасались за его жизнь. Роза взяла академический отпуск и больше не вернулась к учёбе. Устроилась работать, чтобы растить сына.

Татьяна заметила, как голос матери становился всё тише, будто каждое слово давалось ей с трудом.

– Мы тогда сильно поссорились. Но потом она позвонила, когда её положили в больницу. Георгий – сын того человека, которого я любила. Первая любовь не забывается. Он очень похож на своего отца.

– Ничего себе. И ты её простила?

– Не сразу, но простила. Уже нечего было делить. Я вышла замуж за твоего отца, но и там не сложилось.

– Поэтому ты решила познакомить меня с Георгием? Решила исправить прошлое? Мама, у меня своя жизнь. Я не могу осуществить то, что не получилось у тебя.

– Прости. Понимаю, это была глупая затея…

– Именно, глупая. Давай договоримся: никаких больше встреч, знакомств или сыновей твоих подруг. Поняла?

– Хорошо.

С тех пор мама больше не заводила разговоры о замужестве дочери.

Прошло несколько месяцев. Однажды вечером мама вошла в комнату Татьяны.

– Розе плохо. Она просит, чтобы ты приехала, – сказала она взволнованно.

– Пусть вызывает скорую помощь, – ответила Татьяна.

– Она боится, что её положат в больницу. Георгий ждёт тебя в машине у подъезда.

– Мама, ты снова за своё? Ты обещала больше не сводить нас! – возмутилась Татьяна.

– Я тут ни при чём. Ей действительно плохо. Пожалуйста, съезди к ней.

– Ладно. Но если окажется, что она здорова…

Татьяна вышла из подъезда и увидела машину Георгия. Он вышел ей навстречу. Высокий, в стильном пальто, с короткой стрижкой и без очков.

– Георгий? Тебя не узнать, – удивилась она.

Молодой человек открыл перед ней дверцу, обошёл машину и сел за руль.

– После нашего разговора я многое переосмыслил, – начал он, выезжая со двора. – Я купил квартиру в соседнем доме, чтобы быть рядом с мамой. Постригся, выбрал линзы, обновил гардероб. Знаешь, я благодарен тебе за ту откровенность. Она помогла мне стать увереннее.

– Заметно. А что с мамой? – спросила Татьяна.

– У неё сердечный приступ. Она выпила таблетки, но я переживаю. Это уже не первый случай. Во время пандемии она чуть не умерла в больнице. Теперь отказывается вызывать скорую, хочет остаться дома.

Татьяна осмотрела Розу и настояла на госпитализации.

– Я не поеду, – замахала руками Роза. – Мне уже лучше.

– Тогда завтра утром Георгий привезёт вас ко мне в отделение. Позвоните, когда подъедете. Возьмите с собой всё необходимое.

– Спасибо, Таня, – поблагодарила Роза.

На следующий день, когда Татьяна вышла из больницы после дежурства, её ждал Георгий.

– С твоей мамой всё в порядке, ей ставят капельницы. Но приёмные часы уже закончились…

– Я приехал к тебе. Хотел пригласить поужинать. – Он смотрел на неё, ожидая ответа.

Татьяна внимательно разглядывала его. Куда подевался тот неуклюжий парень? Перед ней стоял уверенный мужчина в стильной одежде.

– Не уверена, что это хорошая идея. Я уже говорила…

– Что я тебе не нравлюсь, помню. Прошло полгода, и я сделал всё, чтобы изменить твоё мнение. Возможно, мама рассказала тебе, кто я сын. Если это для тебя важно, я пойму.

– То, что было между нашими матерями, нас не касается. Как я поняла, ничего серьёзного у них и не было. Ладно, я проголодалась, – улыбнулась она.

Нельзя предугадать, когда и к кому придёт любовь. Иногда объектом чувств становится даже сын несостоявшейся любви твоей матери. А если он готов меняться ради тебя, это многое говорит о его характере.


Оставь комментарий

Рекомендуем