Бездомный парень от безденежья украл сумку у пожилой женщины.
Кирилл осторожно выглянул в окошко и увидел, что за окном разгулялся осенний резкий ветер.
— Ну вот, опять листьев и сухих веток насыплет…Нужно будет обязательно дяде Коле помочь, а то один- то он, точно не управится. ,- подумал парень и, включив электроплиту, поставил старенький закопченный чайник.
Кириллу хотелось к приходу старика приготовить его любимый чай с липой и медом. Парень всегда заботился о Николае Трофимовиче, потому, что был очень многим ему обязан. Кирилл, то ручку на метле заменит, то садовый секатор наточит или погнувшиеся грабли починит. Дело было в том, что Николай Трофимович всю свою жизнь работал дворником, сражаясь с мусором и листвой в прилегающих к его участку дворах. К своей работе, старик относился ответственно и уборкой, несмотря на почтенный возраст, никогда не пренебрегал.
Иногда, бывало даже такое, что старик находил под листвой кошелек, мобильный телефон, а то и просто- ключи от квартиры или гаража, потерянные по рассеянности прохожими. В таких случаях, несмотря на то, что жил Трофимыч очень бедно, старик относил находки либо в местный ЖЭК, либо в отделение полиции. Многие из жильцов, особенно из молодежи, крутили пальцем у виска, считая дедушку глупцом и полагая, что найденное на улице- принадлежит тому, кто его нашёл. Но старик думал иначе, без устали гребя листву и ветки, которых каждый год наваливало с избытком.
— А что мне, на печи сидеть что ли? Движение- это жизнь, Кирюша… Вот я листочки погребу, суставы разогреются, глядишь, уже и не так радикулит- то мучает. Помнишь ведь, под лежачий камень вода не течёт!, — любил говорить Николай Трофимович.
— Я понимаю, дед Коль… Да только беречься тебе нужно… Что ни говори, а возраст, есть возраст,- пытался возразить Кирилл, но старик был непреклонен.
Чайник ещё не успел вскипеть, как дверь подсобки дворника открылась, и на пороге возник Трофимыч, собственной персоной.
— Ну, ты как, Кирюха? Не замерз сегодня? А то жильцы во дворе судачат, что заморозки ночью были… А у тебя одежонка считай летняя совсем,- с заботой спросил старик.
— Да нет, дед Коль… Нормально… Я тулупом твоим овечьим накрылся и сразу уснул… Ты же знаешь, я к спартанским условиям привычный… В случае чего и на теплотрассе заночевать могу, — ответил Кирилл, наливая пожилому дворнику ароматного чая.
— Да знаю я тебя, сорванца этакого… Вот смотрю и сердце кровью обливается… Такой молодой, а вынужден по улицам скитаться…, — с грустью пробормотал старик.
— Да ладно тебе, дед Коль… Не грусти! Какие мои годы! Ты вот лучше — чай допивай пока, а я листву пойду погребу,- жизнерадостно сказал Кирилл и, открыв дверь сторожки, вышел под пронизывающий до костей осенний ветер.
Николай Трофимович с укоризной покачал головой, сетуя на то, что молодые всегда куда- то спешат, да только редко успевают. Старик помнил тот день, когда Кирилл шестнадцатилетним подростком впервые попросился к нему в сторожку, чтобы погреться. Морозы тогда стояли лютые, а бездомному парнишке было попросту негде переночевать.
Николай Трофимович с радостью пустил бы бедолагу к себе на ночлег в квартиру, да только в его двушке уже и так ютилось две семьи. Поэтому, старик и разрешил парнишке время от времени жить у него в сторожке, которая была оборудована в подвале с проведенным электричеством и кой- каким отоплением. История Кирилла была очень грустная и, вспоминая её, Николай Трофимович не мог сдержать горьких слез. Вот и сейчас, глядя в окошко, на восемнадцатилетнего парня, который лихо управлялся с граблями и метлой, дворник тихонько, беззвучно заплакал.
Он знал, что раньше, ещё до пожара, Кирилл жил вдвоем с мамой на съемной однокомнатной квартире. Денег, конечно, всегда не хватало, поэтому маленькая семья частенько бедствовала и жила впроголодь. Мама- работала уборщицей в школе и была сиротой, а папу, Кирилл вообще не знал. Конечно, Елена Сергеевна, как и всякая любящая мать, пыталась скрыть от сына горькую правду, говоря, что отец пропал с геологической экспедицией … Но Кирилл, вовсе не был глуп, и не веря ни единому её слову, понимал, что папа попросту их бросил.
Однажды, из- за неисправности электропроводки, в съемной квартире случился пожар. Тогда, так же, как и сейчас, стояла промозглая осень, а отопление ещё не включили. Вот и грелись мать с сыном при помощи старенького обогревателя. К сожалению, возгорание заметили слишком поздно и, в объятой дымом квартире начался настоящий огненный ад. Стремясь спасти в первую очередь сына, Елена Сергеевна, пренебрегла собственной безопасностью и, надышавшись дымом, потеряла сознание…
Несмотря на то, что пожарные прибыли вовремя и потушили пожар, маму Кирилла, к сожалению спасти не удалось. Полученная доза угарного газа оказалась очень высока и даже прибывшая на место происшествия бригада « скорой помощи» не смогла ничем помочь. На глазах у четырнадцатилетнего Кирилла рушился весь мир и, когда прошли похороны, подросток понял, что теперь ему, скорее всего, грозит детский дом. Поскольку практически все его документы сгорели в пожаре, мальчик наотрез отказался идти в приют и подался в бега.
Конечно, для многих, понять мотивы подростка было очень тяжело, но ему больше всего на свете хотелось свободы, которая не будет ограничена стенами какого- либо воспитательного или учебного учреждения. К счастью, бродягой или уголовником Кирилл не стал, хотя за эти годы успел порядком пресытиться прелестями уличной жизни. Трудолюбивый парнишка подрабатывал грузчиком на рынке, собирал стеклотару и картон, сдавая их в приемные пункты. Тяжелее всего, приходилось зимой, когда в лютые морозы было очень сложно найти теплое убежище на ночь.
Вот в один из таких морозных вечеров, Кирилл и познакомился с дворником Николаем Трофимович. Сложно сказать, что именно связывало старика и молодого парнишку.
Глядя на них, в голове у жильцов дома невольно возникала мысль:
— « Они нашли друг друга»…
Скорее всего, Кирилла тянуло к старику по причине того, что у него никогда не было отца, и дать настоящий мужской совет ему было попросту некому. А Николаю Трофимычу было приятно то, что парень слушает каждое его слово, вселяя веру в то, что больше не совершит ошибок в жизни. Но, как бы там ни было, дружба дворника и мальчика крепла день ото дня. Вместе, они убирали дворы, пили чай в сторожке и болтали обо всем на свете. Конечно, Кирилл не жил на постоянной основе в сторожке Николая Трофимовича и приходил от случая к случаю, особенно в осеннюю пору, когда работы у старика заметно прибавлялось.
Когда ты бездомный, то, как никто другой понимаешь фразу о том, что волка ноги кормят. Перебиваясь случайными заработками, Кирилл понимал всю никчёмность жизни человека, у которого нет родных и своего угла. Однажды, возвращаясь с рынка, где парень помогал разгружать овощи, он решил срезать путь к сторожке Николая Трофимовича и пошел напрямик через парк.
Проходя мимо стройных рядов лавочек, стоящих по обе стороны аллеи, Кирилл увидел пожилую, хорошо одетую женщину. Незнакомка, громко разговаривая, с кем- то по телефону, поставила сумку на лавочку, а сама, увлеченная разговором, отошла от неё на несколько метров. Подойдя поближе, Кирилл замер в нерешительности, а потом, вдруг, стремительно юркнул за ствол старого клёна. Внимание парня привлекла сумочка, беспечно оставленная женщиной на лавочке. Кирилл видел, что незнакомка хорошо одета, а это означало, что в сумочке, скорее всего, должен был находиться и кошелек с деньгами.
И не то, чтобы парень был грабителем или карманником, просто в жизни каждого человека бывают соблазны, против которых невозможно устоять. Так случилось и с Кириллом, который взглянув на притягивающую взгляд кожаную сумочку на молнии, загорелся неудержимым желанием её взять. Наверное, в тот момент, частичка негатива в его душе, победила добро, которого, конечно же, было гораздо больше. Поэтому, поддавшись этой сиюминутной слабости, парень тихонько подкрался и схватив сумочку быстро побежал между рядами деревьев вглубь парка.
Кирилл не мог утверждать точно, но ему показалось, что пожилая женщина увлеченная разговором по телефону, в первое мгновение, даже не заметила кражи. Это дало парню уйти незамеченным и раствориться в вечерних сумерках. Конечно, в глубине души, Кириллу было очень неловко от того, что он совершил. Но успех легкой кражи вскружил голову и будоражил кровь, насыщая её адреналином.
Парень бежал не разбирая дороги, стараясь как- можно дальше уйти от места совершения преступления. Очнулся Кирилл лишь тогда, когда оказался за пределами парка. Воровато озираясь и сжимая в руках сумку, парень остановился, чтобы перевести дух и восстановить сбившееся от быстрого бега дыхание.
— Ну вот и стал ты, Кирюха, вором…, — с грустью подумал парень, у которого уже прошла эйфория от недавней кражи.
Существование в новом статусе, откровенно говоря не нравилось Кириллу, который ни разу не преступал закон за всё это время. Парню казалось, что за каждым углом его ждет засада и весь город, теперь знает о том, что он совершил кражу всего несколько минут назад. К Николаю Трофимовичу, Кирилл решил сегодня не идти. Парню не хотелось подставлять своего друга, принеся к нему на рабочее место краденую вещь. Поэтому, Кирилл отправился к теплотрассе, где у него имелось своё укромное и, лишь одному ему известное местечко.
Там, при свете карманного фонаря, парень, наконец- то решился открыть сумочку и посмотреть на то, что же ему досталось в качестве трофея. Как он и ожидал, в украденной сумочке оказался кошелек, полный купюр различного достоинства, а также — паспорт, куча всевозможных визиток, дисконтных карт и кое- что по мелочи. На самом дне лежал шарф и демисезонные женские перчатки …
Кирилл уже хотел было отложить сумочку в сторону, как вдруг, увидел неприметный на первый взгляд, внутренний карманчик. Он был застегнут на молнию, что, сразу же показалось парню странным.
— Интересно, а что в нём? Неужели ещё какие- то ценности?,- подумал Кирилл и одним резким движением открыл его.
К своему разочарованию, парень увидел, что там лежит вовсе не крупная денежная сумма, а самая обычная фотография с загнутыми от времени и частого использования краями. Осторожно взяв фото в руки, Кирилл посмотрел на того, кто был запечатлен на нем и, с большим трудом смог сдержать удивленный возглас. Кое- как, справившись с первоначальным волнением, парень ещё раз направил фонарь на фотографию и понял, что ошибки быть не может.
Столь бурную реакцию Кирилла вызвало то, что на снимке была запечатлена его мама в молодые годы. Скорее всего, судя по весёлым маминым глазам и озорной прическе, эта фотография была сделана сразу после выпускного бала или чуть позже.
— Господи, мамочка… Как же твоя фотография тут оказалась?, — прошептал Кирилл, чувствуя, как по его лицу сами собой текут горькие слёзы.
Такая нежданная встреча с прошлым в виде фотографии мамы, найденной в сумочке совершенно незнакомой женщины, всколыхнула чувства в душе незадачливого вора, который уже раскаивался в содеянном и мучительно искал выход из сложившейся ситуации. Парню казалось, что даже мама с фотографии смотрит на него взглядом, полным немого осуждения и укором за то, что сын только что совершил.
— Мамочка, прости меня, пожалуйста! Я обязательно всё исправлю…, — прошептал Кирилл, стараясь, чтобы слёзы из глаз не попадали на старенький снимок.
При этом, парень уже знал, что не потратит ни копейки из того, что забрал у пожилой женщины в парке. Как бы там ни было, Кирилл понял, что совершил ошибку и очень стыдился своего поступка. Возможно, если бы парень не нашел в сумочке фотографию своей мамы, всё вышло бы совсем по-другому. Ну а так, переночевав в своем убежище, Кирилл пошел к Николаю Трофимовичу и честно ему обо всем рассказал.
Видя состояние парня и его искреннее раскаяние, дворник не стал осуждать беднягу, а просто сказал:
— Да уж, наворотил ты делов, Кирюш… Но ничего, главное, что вовремя опомнился… Сейчас, что- то вместе придумаем… Там ведь среди визитных карточек, есть номер телефона владелицы? Вот, сейчас я позвоню по нему и попытаюсь всё уладить…
Кирилл посмотрел на старика и вымученно улыбнулся. Дозвониться до владелицы, удалось только с третьего раза, когда отчаявшийся парень уже повесил нос. Николай Трофимович назначил встречу в том самом парке, где Кирилл украл злополучную сумочку и, к нужному времени отправился вместе с ним, чтобы извиниться и покаяться за своего молодого товарища. Пожилая женщина, уже ждала их у входа и, когда Кирилл взглянул на неё поближе, то определил, что по возрасту, она годится Трофимычу в ровесницы.
— Простите меня, пожалуйста… Мне очень стыдно и, я искренне раскаиваюсь в своём поступке! Можете не сомневаться! Я не взял у Вас ни копеечки!, — вместо предисловия начал Кирилл, чувствуя, как от волнения дрожит его голос.
При этом, Николай Трофимович тактично оставил их вдвоём и присел на лавочку, стоящую метрах в пяти от места встречи.
— Я не держу на Вас зла, молодой человек… Поверьте, деньги не имеют для меня никакой ценности… Из того, что было в сумочке, для меня важнее всего фотография … Скажите, она цела?, — тихим, мелодичным голосом спросила женщина.
— Да, конечно… Скажите пожалуйста, а откуда она у Вас? И знаете ли Вы, кто запечатлен на ней?,- спросил Кирилл и с надеждой посмотрел незнакомке в глаза.
В ответ на это, женщина как- то грустно вздохнула, а потом сказала:
— Я знаю эту девушку, потому, что это моя дочь Леночка…
Кириллу на миг показалось, что он ослышался и не разобрал последних слов женщины. Но когда парень осознал сказанное, он едва не лишился чувств от шока и удивления.
— Этого просто не может быть, понимаете!? Потому, что это моя мама, слышите? Она всегда говорила, что выросла в детском доме! А теперь, появляетесь Вы и говорите, что у меня, оказывается, все это время, были родственники?, — воскликнул Кирилл, на глазах которого застыли слёзы.
Сложно было передать словами реакцию женщины, когда она услышала эти слова. Вместо ответа, она крепко обняла парня, который, как выяснилось немногим позже, на самом деле приходился ей родным внуком. И даже умудренный опытом Николай Трофимович не смог сдержать слёз при виде этой трогательной сцены.
Старик думал, что видел в жизни всё, но случайная встреча бабушки и внука, даже не подозревавших о существовании друг друга, тронула его до глубины души. Всё стало понятным чуть позже, за чашкой чая в кафе, куда пожилая женщина пригласила Кирилла и Николая Трофимовича на разговор. Как выяснилось, её звали Валентина Ивановна Жукова, и она действительно приходилась бабушкой Кириллу.
Дело было в том, что её единственная дочь Лена ушла из дома, когда ей едва исполнилось девятнадцать. Девушка с ранних лет отличалась тяжелым характером и упрямством. Несмотря на то, что мать Кирилла выросла в зажиточной семье, её никогда не привлекало богатство и жизнь в « золотой клетке».
Родители, всегда хотели богатого жениха для Леночки, а ей была нужна свобода и право выбора. И если в подростковом возрасте, девушка не могла позволить себе вольности, то в более зрелом, уже твёрдо стояла на своём. Поэтому, когда Валентина Ивановна подыскала дочери жениха из приличной, зажиточной семьи, она взбунтовалась и в сердцах ушла из дома. Чтобы родителям было сложнее её найти, Лена переехала в другой город и устроилась на работу.
Поначалу, горделивая Валентина Ивановна думала, что дочь одумается и вернется. Но время шло, а Лена всё не возвращалась. Конечно, можно было не сомневаться в том, что девушка в глубине души жалела о содеянном, но врожденная гордость не давала ей пойти на попятную и попросить прощения у родителей. А когда Лена забеременела от парня, который впоследствии её бросил, пути назад для неё уже не было.
Конечно же, горделивая Валентина Ивановна не простила бы дочери подобного, а жить в постоянных упреках, девушке совсем не хотелось. Так и вышло, что родные люди столько лет хранили в душе обиду друг на друга, боясь пойти на примирение и показаться в глазах окружающих слабаками.
Настоящее, истинное раскаяние пришло к Валентине Ивановне лишь на склоне лет, когда ушёл из жизни супруг, и она осталась одна. Вдобавок ко всему, врачи выявили у женщины симптомы тяжелой болезни, шансы на излечения от которой были ничтожно малы. Вот тогда- то, Валентина Ивановна и осознала, что ей необходимо найти Леночку и помириться.
Около полугода она искала свою дочь, не зная о том, что она уже несколько лет мертва. В тот день, когда Кирилл украл у Валентины Ивановны сумочку, она как раз пыталась навести справки о дочери в адресном бюро. Знакомые, как- то говорили женщине, что видели Лену в соседнем городе, и она решила, что это её последний шанс найти свою кровиночку. И вот теперь, сидя со своим внуком в кафе, несчастная мать узнала о том, что её дочь мертва уже несколько лет.
Казалось, что в этот момент, для Валентины Ивановны вся жизнь потеряла смысл. Из её глаз ручьем лились слёзы, а худенькие плечи дрожали в такт горестному рыданию…
— Бабушка, милая… Не плачь, пожалуйста… Ведь теперь, у тебя есть я…Поверь, я никуда от тебя не денусь… ,- робко заметил Кирилл, которого эта встреча потрясла до глубины души.
— Ты очень похож на Леночку, Кирюша… Те же глаза и нос аристократичный…, — сказала Валентина Ивановна, когда немного успокоилась.
В тот день, Николай Трофимович впервые за долгие годы взял отгул на работе, для того, чтобы, вместе с Валентиной Ивановной и Кириллом пойти на могилу матери парня… Там, у скромного могильного холмика, пожилая женщина стала на колени и, не скрывая слёз, тихонько прошептала:
— Ну вот и свиделись, Леночка… Жаль, что при таких обстоятельствах… Ты прости меня, милая… Мне уже недолго осталось, так что скоро, мы с тобой опять будем вместе…
Николай Трофимович и Кирилл, стояли чуть поодаль, давая матери, возможность проститься с дочерью и на душе у них было грустно и радостно одновременно. Радостно от того, что Кирилл теперь не будет бездомным и обретет любящую его бабушку. Ну а грусть вызывал тот факт, что его мама не сможет этого увидеть. Но, Николай Трофимович не зря столько повидал на своём веку, чтобы знать, что души близких и родных людей не уходят навсегда, а навечно остаются в сердцах и памяти тех, кто их любил больше всего на свете…
Теперь, у Валентины Ивановны, вновь появился смысл и цель в жизни. Торопясь передать внуку всю ласку, которой он был лишен все эти долгие годы, старушка верит, что сделала на этом свете ещё не всё, что хотела и твердо намерена взять отсрочку у коварной болезни.
А Кирилл, теперь, навсегда запомнил, что никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит преступать закон, который един для всех, независимо от того, беден ты или богат. Следуя примеру своего кумира- Николая Трофимовича, парень работает дворником и учится заочно, с каждым днем повышая свой интеллектуальный уровень…
Всё свободное от работы и учёбы время, Кирилл проводит с бабушкой, с которой много гуляет в том самом парке, где и произошло их случайное знакомство, ставшее для них обоих судьбоносным.