— А к маме дяди приходили, пока тебя не было, — выдала дочь
— С мамой в комнате закрывался. А потом он ушел и позвонил дядя Витя. Мама с ним долго болтала. А потом нарядилась и ушла.
— Как ушла, а тебя одну оставила?
Кристина видела, как у мужа на висках забились венки, но не могла и представить, откуда дочь взяла все это.
— А к маме вчера дядя Петя заходил, весь вечер сидели в комнате, — играя с куклой, пролепетала четырехлетняя Машенька.
— Какой дядя Петя? – подавившись чаем, мама Маши встретилась глазами с мужем, который удивился не меньше. Правда, в его удивлении моментально вспыхнула злость.
— А вечером дядя Витя звонил, и мама с ним до ночи говорила, даже сказку мне не читала. – продолжила малышка, не отрываясь от игры.
— Машенька, пойди в свою комнату, поиграй, нам с мамой нужно поговорить, — едва сдерживая ярость проговорил муж, закрывая за дочкой дверь.
Кристина познакомилась с мужем, уже будучи девушкой независимой и самостоятельной, добавить к этому целеустремленный и пробивной характер – смесь получалась довольно гремучая. Такую девушку трудно было не заметить. Именно поэтому Иван долго не решался подойти к ней. Не знал, с какого края подступиться к этой отвесной скале, какой она казалась ему.
Такой характер выработался у девушки в детстве. Родители развелись, едва ей исполнилось пять. Мама воспитывала дочь в одиночку. Взрослеть и становиться самостоятельной пришлось рано. Мама работала на трех работах, чтобы поднять дочь на небольшую зарплату в маленьком городке. Порой приходя домой только переодеться, помыться и поспать. В десять лет Кристина уже была полностью готова к самостоятельной жизни. Она могла приготовить себе и маме обед, выучить уроки, постирать и погладить одежду. Правда, несколько сильно испорченных вещей пришлось припрятать в шкаф, зато с утюгом девочка научилась обращаться мастерски.
Поступала в институт Кристина тоже сама, без чьей-либо помощи. Платное отделение мама не смогла бы потянуть. Отсутствие запасного варианта заставило мобилизовать все силы. В итоге – девушка получила один из самых высоких баллов и легко поступила на бюджет.
Для получения стипендии необходимо было учиться на «отлично», поэтому и тут пришлось прикладывать характер и силу воли. Когда подружки вовсю очаровывали парней, Кристина зубрила конспекты, чтобы получить освобождение от экзаменов или сдать их на высший бал. Отвлекаться на мелочи ей было некогда. Поэтому робкие знаки внимания Ивана она не замечала довольно долго.
— Крис, да оторвись ты от своей зубрежки хоть разок! Далась тебе эта политология. Пошли погуляем! – уговаривали девушку соседки по комнате.
— А экзамен за меня ты потом сдашь? – не отрываясь от учебников, отвечала Кристина.
— Невозможно сдать этому педагогу на пять. Так же, как и получить от него «автомат».
Преподаватель и впрямь был довольно неприятным типом, считавшим всех студентов слабыми и ленивыми. Но Кристина готовилась к каждому занятию, садилась на первую парту и всю лекцию задавала вопросы, отвечала, уточняла, рассуждала, демонстрируя удивительное знание предмета. В итоге непробиваемый строгий мужчина был вынужден признать – девчонка толковая, исключение из общего правила.
Иван «созрел» только через год, когда Кристина, сдав последний экзамен, собралась в кои-то веки погулять с подругами, он подошел и поздравил ее с успешной сдачей экзамена. Девушка даже растерялась, не зная, что ответить. С друзьями она была обычной, а вот с ухажерами могла знатно растеряться.
— Батюшки! Неужели этот скромняжка решил, наконец, подкатить к нашему «ледоколу Арктика»? — засмеялись подруги, когда Кристина и Иван пытались выстроить хоть какой–то диалог, отойдя в сторонку.
Буквально через пару минут к ним подошла и сама Кристина.
— Ну что? Он решился? Пригласил на свидание? Мы уж думали, он так и будет на тебя из-за угла наблюдать! – посыпались со всех сторон вопросы.
— Не поняла? Кто наблюдал?
— Ванечка! Нашего замдекана сынок. Он на тебя уже давно глаз положил. Но ты ж зубрила! У тебя одна учеба на уме. Молодец, парень! Ты его не отшила?
— Нет, мы завтра идем в кино. А он что, правда сын замдекана?
— Ну да, мы к его матери в следующем семестре придем на лекции по экономике. Говорят, покруче нашего политолога, если такое возможно.
Тут уже заинтересовалась сама Кристина. Она решила, что не стоит пропускать самые интересные годы студенчества, посвятив их одной лишь учебе. Ей понравился симпатичный, скромный парень, но она решила, что сама инициативу проявлять не будет. Не хватало еще, чтобы говорили, будто она встречается с ним из-за хороших оценок. Знала бы она тогда, что получить пятерку на экзамене его матери — будет самой непростой задачей. А палки в колеса та дамочка будет ставить ей довольно долго.
Спустя некоторое время, молодые люди начали встречаться. Оказалось, что Иван не такой уж тихоня, просто немного неуверенный в себе. С ним частенько встречались ради возможности получить «автомат» у его мамы, а когда надежды не оправдывались, девушки просто исчезали, не придумав ничего лучше, чем прислать сообщение: «извини, мы слишком разные».
Кристина казалась ему настоящей, не способной на обман ради выгоды. И он решил, что такую девушку не упустит. К сожалению, у его матери на ее счет сложилось несколько иное мнение. Ей Кристина показалась наглой, заносчивой и ограниченной. Кристина готовилась к каждому занятию, блестяще отвечала, но высшей оценки не получала. Своенравная педагог всегда находила, к чему придраться. Впервые за все время обучения Кристина не была уверена в том, что вообще сдаст экзамен по экономике. Ей пришлось дважды приходить на пересдачу, ответить на бесконечное число дополнительных вопросов, пока преподаватель поставила долгожданную пятерку.
Если бы мама Вани знала, что Кристина встречается с ее сыном, не видать бы студентке даже четверки.
На выпускном Иван решил позвать любимую замуж. Несмотря на то, что ей предстояло учиться еще два года, он не мог представить, что не сможет видеть ее каждый день. На его удачу, она согласилась стать его женой. Свадьбу решили не играть, ограничившись росписью и скромными студенческими посиделками в кафе. Кристина знала, что оплатить дорогую свадьбу ее мама просто не в состоянии.
Иван долго не решался представить матери свою девушку. Кристина рассказывала ему, как над ней издевается преподаватель по экономике, и Иван решил отложить знакомство. Потом он несколько раз переносил или откладывал его, зная, что мама и его возлюбленная друг другу точно не понравятся. Ведь дома мама неоднократно делилась с ним впечатлением о наиболее выдающихся или невыдающихся студентов. Кристина была в числе последних.
— Сынок, ты себе не представляешь! Эта бесстыжая снова потребовала пересдачу! Видите ли, ей нужна пятерка! А сама – ноль без палочки! Дебет от кредита не отличает, а туда же! Редкостный экземпляр. Я с трудом сдерживаюсь, чтобы не выставить ее за дверь.
— Ну может пора поставить ей пятерку, раз она так старается? – Ване было неловко слушать, как мама оскорбляет его девушку.
— Нет уж. Пусть ходит и пересдает, раз такая настырная! Но «пять» она не получит. Пусть научится разговаривать со старшими.
— А что она сделала не так? Нагрубила тебе?
— Как только она вошла в аудиторию, я сразу поняла – с ней у меня будут проблемы. На каждом занятии сидит на первой парте, вечно лезет с вопросами, перебивает, умничает, спорит. Не переношу ее!
— Может, она просто показывает тебе абсолютное знание предмета? Получается, она лучше тех, кто сидит на «Камчатке» и модный журнал листает, а то и спит.
— А что с них взять? Экономика не для них. Я им «тройку» нарисую – они и рады. А эта считает, что знает предмет лучше всех, и всячески этим кичится.
Иван лишь вздыхал, соображая, как организовать знакомство так, чтобы обойтись без крови. В итоге он протянул до последнего, признавшись за пару дней до регистрации, что сделал предложение своей девушке и вот–вот женится на ней.
— Ты в своем уме? А почему я об этом узнаю последней? Кто она? Я ее знаю? Она из наших студенток? Почему ты мне раньше ее не представил? – опешила мама.
— Потому, что ты либо отшила всех моих девушек, либо они сами слились, когда не получили хорошую оценку. – развел руками сын.
— Это естественный отбор! И они его не прошли! Они были рядом из корысти. Так кто она?
— Мам, вот поэтому я тебе и не говорил о ней. Ты бы ее со свету сжила. И экзамен не поставила б, даже с десятого раза.
— А причем тут экзамен? Или она… нет! Нет, сынок! – выкрикнула шокированная женщина, догадавшись, о какой девушке идет речь.
— Да, мам! Это та, о которой ты подумала.
— Из всех девушек нашего города ты выбрал самую наглую, самоуверенную и неприятную особу! Ты специально? Хочешь меня позлить?
— Нет! Я с ней давно встречаюсь. Еще до твоих экзаменов. Хотел за нее словечко замолвить, но потом понял, что так образом все испорчу. Да, и Кристина просила не говорить тебе. Как знала, чувствовала.
— Естественно знала! Чувствовала она. Она меня не раз чуть до инфаркта не довела! Свадьбы вашей не будет! Только через мой труп.
К счастью, регистрация состоялась, без ссор и скандалов. Молодожены сняли отдельное жилье, чтобы не нервировать маму Ивана. Но Кристина знала, ей досталась не просто свекровь, а настоящая властительница мира.
Прошло еще три года прежде, чем молодые решили, что готовы к появлению ребенка. Спустя еще год на свет появилась очаровательная Машенька, копия своего папы. Столь очевидное сходство позволило свекрови признать внучку, но общаться с невесткой у нее так и не получалось. Ни одна из сторон не делала попыток на встречу, так как не считала это необходимым. Иван вместе с ребенком ездил на выходные к родителям, давая жене возможность отдохнуть. Когда малышка стала постарше, свекровь начала просить сына оставлять девочку с ночевкой.
— Сынок, ну зачем ты сейчас в ночь ребенка потащишь? Она спать хочет, вялая уже. Тем более, завтра она подскочит чуть свет, а у тебя один выходной. Выспись, как следует. Твоя–то женушка, наверное, не дает выспаться. На работу гонит? Сама–то сидит на попе ровно и не чешется работу искать.
— Мам, она работает дистанционно.
— Хороша работа – по клавишам тыкать. Любой без образования справится, – фыркнула недовольная мама.
— Видимо не любой, раз Кристину пригласили на эту работу.
Кристина была не в восторге от ночевки дочки у свекрови. Свекровь невестку так и не приняла. Кристина была уверена, что мама мужа наговаривает ему на нее. К счастью, Иван был адекватным, характер мамы знал, поэтому последствий такие поездки к родителям не имели.
Однако, беда пришла откуда не ждали.
После нескольких ночевок у бабушки, Машенька начала рассказывать отцу странные новости про маму и их совместное времяпровождение. Возвращаясь из командировок, Ваня был немного поражен тем, что рассказывала ему дочь.
— Папа! А к маме вчера заходил дядя Петя, — пролепетала дочь, причесывая белокурую куколку.
— Какой дядя Петя? И что они делали?
— С мамой в комнате закрывался. А потом он ушел и позвонил дядя Витя. Мама с ним долго болтала. А потом нарядилась и ушла.
— Как ушла, а тебя одну оставила?
Кристина видела, как у мужа на висках забились венки, но не могла и представить, откуда дочь взяла все это. Накануне они прогуливались в парке, к вечеру Маша так устала, что едва согласилась помыться, хотя обычно любила воду до визга. Никаких дядь, естественно, дома не было.
— И часто к маме приходят гости? – лицо Вани налилось багрянцем.
— Да! А вчера она вернулась не одна, а с дядей Витей. Они закрылись в вашей комнате. А ушел он утром, я не спала и все видела.
— Машенька, пойди в свою комнату, поиграй, нам с мамой нужно поговорить, — едва сдерживая ярость проговорил муж.
Маша забрала куклу и ушла в детскую. Кристина не могла понять, откуда у маленькой девочки такая фантазия и умение так складно врать. И такой странный сюжет! Не в книжке же «Колобок» она его вычитала.
— Ничего мне не хочешь объяснить? – у мужа желваки ходили так, что казалось, сейчас послышится хруст зубов.
— Нет, но хочу понять, откуда она это взяла. Вчера мы в парк ходили. Если помнишь, тебе по видеосвязи звонили. Потом ты мне вечером позвонил, целый час с тобой болтали. Тебе не кажется, что в промежутках между разговорами с тобой и заботами о доме и ребенке трудно изменить дважды с двумя разными парнями?
— То есть, ты хочешь сказать, что она это выдумала. – Иван заметил, что Кристина говорила спокойно, не юлила, не нервничала. Не похоже, чтобы она врала. За столько лет он уже научился считывать ее эмоции.
— Конечно. Давай спросим у нее, откуда она это взяла. Она уже большая, сообразит, вспомнит. – предложила Кристина.
Ваня открыл дверь детской и позвал дочку, которая в этот момент смотрела мультики, обнявшись с любимой игрушкой.
— Машенька. Подойди, пожалуйста, — позвал папа.
— Я мультики смотрю, мне некогда, — не оборачиваясь, ответила девочка.
Пройдя в комнату, Иван присел рядом с диваном и негромко спросил:
— Малыш, а ты с чего взяла, что тут был дядя Петя и дядя Витя?
— Не скажу, это секрет. – мотнула головой Маша.
Бросив неоднозначный взгляд на жену, которая растерянно пожала плечами, Иван продолжил:
— А ты знаешь, что маме и папе нужно рассказывать все секреты? Любые. Мы никому не скажем. Мы с мамой умеем хранить тайны.
Маша пристально посмотрела на отца, а потом, сжав губки, вновь мотнула головой.
— Доченька, ты нам не доверяешь? – не отставал Ваня.
— Нет! Иначе меня бабуля наругает, — внезапно выдал ребенок.
Кристина выдохнула, узнав, откуда дует ветер, приносящий ей лишь скандалы.
— Это бабуля тебя научила? – переспросил папа.
— Бабуля сначала про это с бабой Леной говорила. А потом стала мне говорить, чтобы я запомнила и никому не рассказала.
Кристина тихо подошла к мужу:
— Вот видишь. – зашептала она. — Я же говорила, что никого не было.
— Извини, я и подумать не мог, что мама никак не успокоится. Тем более, будет использовать ребенка в своих целях. Жуть! Больше не поеду к ней, и дочку не повезу.
— Сам ты можешь общаться с ней сколько хочешь. Она — твоя мать. – ласково проговорила Кристина, погладив мужа по щеке. – А Маше… да, делать там больше нечего.
С тех пор поездки мужа к родителям стали редкими. Свекровь долго отнекивалась, мол, ребенок сам придумал всяких дядь, но потом пришлось смириться, что ее гадкий поступок перешел все границы. Машу свекровь видела только по большим праздникам, в присутствии мамы и папы.