04.09.2024
103 просмотров

Возвратная тара во времена СССР: кому было выгодно сдавать бутылки

Большинство людей, заставших советские времена, услышав фразу «возвратная тара», скорее всего вспомнят те неказистые, но очень популярные в народе пункты приема стеклянной посуды.

Наверное, не было более простого способа заработать немного денег на маленькие жизненные радости: мороженое, газировку, какую-нибудь булочку, ну или что-нибудь чуть более серьезное, если речь шла не о детях, а о любителях «сообразить на троих».

Как государству сократить расходы на таре

Но, собирая на улицах бутылки и различные банки для этого бесхитростного заработка, мало кто задумывался над тем, что за идеей возвратной тары стоит выгода не только сдающей, но еще и принимающей ее стороны, а также — всего СССР. По далеко не полным статистическим данным середины 50-х гг. расходы на производство различной тары составляли более 10 млрд. руб. в год.

Повторное использование тары в те годы тоже оставляло желать лучшего, что и вызвало разработку множества правительственных инструкций, которые предусматривали как регламент возврата тары, так и всевозможные штрафы, за ее повреждение, утерю или несоблюдение сроков возвращения. Но помимо штрафов существовала и целая система поощрительных премий, поэтому возврат тары мог быть выгодным еще и торговым предприятиям.

-2

Возврат добровольный и возврат обязательный

Разновидностей возвратной тары в советское времена было много: это не только стеклянная посуда, но и деревянные/фанерные ящики, картонные коробки, бочки, корзины, мешки, лотки баллоны и пр. И если часть этого перечня могла быть возвращена на производственные предприятия лишь по желанию торговой организации, то стеклянная тара относилась к виду обязательно возвращаемой.

Причем, инструкции отдельным пунктом прописывали тот факт, что обязательной к возврату стеклянная тара была лишь для предприятий торговли, население стекло возвращало исключительно в добровольном порядке. Ну а следующий пункт разъяснял, что принимать у населения стекло нужно в неограниченном количестве и ни в коем случае не вводить какие-либо ограничения, мешающие сдавать эту самую тару.

-3

Конечно же, это предписание далеко не всегда исполнялось: то приемщик отказывал в приеме, т.к. у него закончились ящики для бутылок, то отказывался брать, например, бутылки из-под шампанского или майонезные баночки, то просто небрежно произносил: «грязные бутылки не берем»…

-4

Штрафы и премии

На самом деле, согласно инструкции, приему не подлежали бутылки с трещинами на горлышке, дне или корпусе, имеющие сквозные щербины на горлышке, стеклянная тара со стойким запахом — керосина, краски, масла. Несмотря на то пивные или винные осадки на донышке не считались препятствием к приему, такие бутылки тоже частенько отказывались брать. Хотя приемщик имело право отказать лишь в том случае, если на дне бутылки имелись остатки чернил, клея и прочих плохо отмываемых веществ.

-5

Интересно также и то, что за неприем у населения бутылок из-под вина, водки, газировки, минералки и пива предприятия облагались штрафом в размере 100% залоговой стоимости непринятых бутылок. Но, видимо, обойти этот пункт было совсем несложно, если ситуация с произволом пунктов приема стеклотары многие годы оставалась неизменной.

Премирование предприятий за возврат стеклянной посуды зависело от вида тары. Так, например, для работников торговой сети руководство могло устанавливать план по скупке бутылок, от выполнения которого и зависел размер премий.

Но, как правило, максимальным размером был уровень месячного оклада, и выплачивалась эта премия обычно раз в квартал, хотя встречались и богатые организации, которые готовы были премировать сотрудников ежемесячно. За прием стеклянных банок премии были менее значимыми — 50% от месячной ставки работника.

-6

Разумеется, вся эта внутренняя «кухня» торговых предприятий простого потребителя совсем не интересовала. Более насущным был вопрос, в каком настроении сегодня будет приемщик в ближайшем пункте стеклотары, соблаговолит ли он принять принесенное, и не придется ли уговаривать его взять бутылки хотя бы за половину их стоимости…

-7

****************************************************************************************


Оставь комментарий

Рекомендуем