Дuскоmекu в СССР: под какuе хumы зажuгала молодежь. И как знакомuлuсь?
Открытая танцплощадка в ПКиО
В СССР молодежь не имела такого большого разнообразия развлечений, как сейчас, ведь ни смартфонов с соцсетями, ни даже компьютеров и видиков почти ни у кого не было. Поэтому одним из самых любимых развлечений были именно дискотеки, где можно было весело провести вечер с друзьями и поближе пообщаться с противоположным полом, ведь ночных клубов тогда разумеется не было.
Если окунуться в историю, то танцплощадки как место проведения молодежного досуга были организованы еще с первых лет существования СССР, но они сильно отличались от позднесоветского формата застойных 70х-80х.
До конца 60х на танцах (понятия дискотеки тогда еще не было) часто играла живая музыка с каким-нибудь ВИА местного розлива, часто копирующие «западную» эстраду и состоявшая в основном из работников местного завода.
Танцплощадка в 1970е
К концу 70х вместо танцев стали появляться дискотеки, которые отличались тем, что музыка там была не живая, а была записана на бобинные магнитофоны (позднее — аудиокассеты). Обычно их было 2 штуки: пока один играет песню, на втором ищут следующую, мотая пленку на нужный момент.
Также непременными атрибутами были колонки, цветомузыка, сделанный из глобуса зеркальный шар (если тусовка была в помещении) и конечно же диск жокей (так тогда называли диджеев), который обычно стоял на небольшом подиуме за аппаратурой и отвечал за состав и очередность песен, в общем был своеобразным ведущим мероприятия. Иногда диск жокей мог объявлять названия композиций и знакомить публику с краткой информацией о музыкальном коллективе.
Иметь с ним личное знакомство сразу делало тебя крутым и выделяло из толпы, ведь диджей мог по твоей просьбы поставить любимую песню или передать по микрофону поздравление подруге.
Дискотека в доме культуры в 1980е
Обычно дискотеки проводили по выходным дням с 19-20 часов на танцплощадке в парке культуры, доме культуры, школе, институте и т.п. в зависимости от организатора.
Стандартная такса за вход была 50 копеек, но находились те, кому было жалко денег, и лезли через забор, если площадка была открытой.
Музыкальный репертуар состоял обычно из советских эстрадных песен в стиле Аллы Пугачевой или Валерия Леонтьева, но иногда проскакивали и мелодии и ритмы зарубежной эстрады.
Зарубежные исполнители (Kiss, AC/DC, Scorpions, Тина Тернер и т.п.) и советский рок (Наутилусы, ДДТ, Аквариум, Кино и т.п.) часто попадали под опалу советских властей, дабы уберечь молодых строителей коммунизма от «идейного вредного» влияния загнивающего запада и пропаганды чуждых советскому обществу идеалов, искажающих социалистическую действительность.
Диск жокей на уличной дискотеке
Блатные и ресторанные песни от советских шансонье вроде Вилли Токарева также были под запретом, ведь подрастающему поколению незачем было слушать песни про тюремную романтику и криминальную жизнь.
В местные комитеты ВЛКСМ рассылали списки исполнителей, нежелательных для исполнения на дискотеках. На дискотеке всегда присутствовал представитель от комсомольской организации, который следил за трек-листом.
С приходом Перестройки цензура в отношении к музыке стала ослабевать и к 1988 году трек-лист уже мог полностью состоять из зарубежных хитов Modern Talking, C.C. Catch, Sabrina, Bad Boys Blue и т.п. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтипоп-группы типа Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Последовательность песен обычно была следующей: 4-5 быстрых песен, во время которых парни присматривались к танцующим девушкам, потом следовал один обязательный медляк, во время которого понравившуюся барышню приглашали на танец. На случай отказа смекалистые парни всегда выбирали несколько вариантов.
Перечень нежелательных музыкальных исполнителей на дискотеках, который рассылался в комсомольские организации
Во время танца обычно происходило первое знакомство в стиле «как зовут, где учишься, работаешь и т.д.». Иногда диск-жокей объявлял белый танец, во время которого девушки приглашали парней.
После дискотеки, если девушка понравилась, ее обычно вызывались проводить до подъезда с просьбой оставить телефончик, но в квартиру услужливого кавалера дамы приглашать в первый вечер знакомства не спешили — социалистическая мораль и скомность не могли такого допустить. Обычно доступ к телу кавалер получал только спустя месяц ухаживаний.
Хотя в конце 80х нередки уже были случаи, когда парочки пусле дискотеки в темноте искали места поукромнее в кустах, не тратя время на ненужные ухаживания.
Иногда на дискотеках происходили и споры из-за девушек, но их старались решить за забором без свидетелей, так как на танцплощадке обычно дежурила милиция, и визит в отделение с сообщением в институт или на работу был никому не нужен.
Забавные правила поведения на дискотеке
Вообще, на дискотеку редко ходили поодиночке, часто с другом или подругой, чтобы была группа поддержки на «всякий пожарный».
Поэтому, чтобы облегчить процесс знакомства, парням приходилось договариваться, кто будет танцевать с симпатичной девушкой, а кто с ее часто некрасивой подругой и потом соответственно их провожать.
На дискотеке и парни, и девушки стремились показать себя в лучшем виде, поэтому надевали все самое модное, что было в их гардеробе, часто одалживая фирменные вещи, купленные у фарцовщиков, у знакомых или друзей.
Дискотека времен Перестройки. Девушки на первом плане по тем временам выглядят довольно модно
До Перестройки, если дискотека была организована по линии ВЛКСМ, то на ней не приветствовались длинные волосы у парней, брюки клеш, джинсы, мини-юбки и неряшливая одежда в стиле хиппи. С 1985 все эти ограничения если не исчезли совсем, то сильно послабели.
В нетрезвом виде появляться на дискотеке обычно не появлялись, на входе действовал как бы сейчас скащали фейс-контроль. Хотя иногда некоторым все же удавалось пронести портвейн. Но массовые драки были редкими, все же люди приходили на танцплощадку именно за танцами и новыми знакомствами.
С распадом СССР дискотеки плавно перетекли в формат ночных клубов и рейвов, где молодежь могла отжигать до самого утра. В барах при клубах стали свободно продавать алкоголь, а часто и запрещенные вещества, а содержание трек-листов стало зависеть только от фантазии диджея.
Вместо правил поведения на танцах появился фейс-контоль с накачаннами мужчинами на входе, которые отсеивали нежелательных и «неформатных» граждан.