Пса mренuровалu, uзбuвая до полусмерmu, а поmом выкuнулu на улuцу. Но однажды пес спас мальчuка, удuвuв подобным посmупком окружающuх
– Эй, быстро ко мне! Бегом, я сказал! Сидеть! Сидеть, не понимаешь что ли?! Ну и тупая псина! – Пухлый парень кричал на щенка, пытаясь обучить его командам на площадке. А рядом на лавочке сидела подруга самозванного кинолога, которая тоже время от времени позволяла себе резкие высказывания:
— Да что ты с ним возишься? Он ещё маленький и несмышлёный. Ничего у тебя не получится. Пойдём лучше пройдёмся по парку.
— Ничего ты не понимаешь в дрессировке! Главное — настойчивость. Я сделаю из тебя чемпиона! Сэм, иди ко мне! Давай, ещё раз попробуем! Прыгай!
Он взял молодого пса на руки и силой затащил его на самую верхнюю деревянную площадку. Это была часть полосы препятствий, по которой собака должна была забираться по узкой доске на самый верх, на высоту почти 2 метра, а потом либо сойти тем же путём, либо спрыгнуть.
Бедняга Сэм весь трусился. Издалека было видно, что он жутко боится этой высоты.
— Да что за трусливая собака?! А ну, давай, быстро прыгай! Не нервируй меня! — парень начинал заводиться и уже прикладывался ладонью, легонько подталкивал и бил собаку по спине.
— Женя, пошли. Этот пёс ни на что не способен. Не того ты выбрал. Он просто трусливый жалкий щенок.
— Нет, никуда мы отсюда не уйдём, пока он не выполнит хотя бы самые простые задания. Иначе потом от него ничего не дождёшься. Воспитывать характер нужно с самого раннего детства. Вот знаешь, как меня отец плавать учил? Да просто в воду кинул на глубине и всё — карабкайся, как хочешь. Давай же, скотина, ты у меня сегодня прыгнешь! Я тебе клянусь! — и он начал стегать беднягу плотным тряпичным поводком.
Сэм скулил и пятился назад по узкой деревянной дощечке, затем не удержал равновесие и плюхнулся вниз.
— Молодец, хоть что-то сделал! Но это не засчитывается. Давай заново! — и он опять взял собаку на руки и закинул её на высокую площадку, пытаясь заставить его совершить прыжок.
— Какой же всё-таки этот парень невежда! — спокойно произнёс старичок на лавочке, наблюдая ужасную картину. — Запомните, девушка: не с детьми, ни со взрослыми, а тем более уж с животными так нельзя. Собаки выполняют хорошо команды не под страхом, а наоборот, из удовольствия. Если ему нравится это делать, да ещё и будет стимул — кусочек колбаски, например, как поощрение, — то он эти прыжки будет выполнять без проблем.
Опять же нельзя так быстро неумелого пса загонять на высоту больше его роста раз в десять. Ну начни ты с обычной палки. Пусть приносит тебе, затем простые команды разучи. А коль сам обучать не умеешь, так пригласи специалиста. — пожилой мужчина возмущался словно в пустоту. Но на самом деле рядом с ним на скамейке сидела молодая девушка с коляской.
Вид у неё был довольно отрешённый, и казалось, её не интересует, что происходит вокруг. Всем своим видом она была полностью погружена в свои мысли.
А старичок продолжал:
— Поверьте мне, я знаю, что говорю. У меня было достаточно собак за всю жизнь. И почти все беспородные, но зато какие умные! Собаку надо понимать. А вот теперь, после смерти Зинаиды, один остался. Боюсь нового заводить. А что, если раньше помру, к тому времени…
К тому времени, как старик закончил свой монолог, парень в спортивном костюме с расстроенным видом проигравшего молча покидал площадку. Он буквально силой тянул трясущегося щенка за собой на поводке. Пёс уже не боялся высоты, он боялся агрессии своего хозяина, нервного типа, совершенно не понимающего и даже не желающего понять, как надо делать.
Оксана не раз видела во дворе этого парня и даже знала его с детства. Он рос с ней в этом дворе. И между ними была разница в несколько лет, поэтому они особо никогда не пересекались, хотя она всегда знала, что он отличается неадекватной манерой поведения и очень нетактично вёл себя с окружающими. Всегда громко разговаривал, почти криком, и срывался на всех по любому поводу.
Теперь же он завёл себе собаку, но не с целью любить и заботиться, получая взаимные чувства в ответ. А по какой-то другой причине. Он, наверное, представлял себе, что это будет супер умный пёс, который будет выполнять трюки по взмаху руки или с одного только взгляда хозяина. Ему было не понять, что это долгий труд и огромный путь взаимопонимания.
Спустя некоторое время Оксана опять могла наблюдать знакомого парня в попытках научить собаку уму-разуму. На этот раз в одной руке он вёл велосипед, а в другой — поводок. Выйдя на дорогу, он привязал поводок к заднему багажнику и что есть силы помчал вдаль по проезжей части. Малышу Сэму ничего больше не оставалось, как бежать за велосипедом среди шумных машин, испускающих из себя едкий запах выхлопных газов.
Оксана проводила много времени на широком остеклённом балконе первого этажа, который по сути был продолжением комнаты, как летняя веранда частного дома. Безработная мать-одиночка, которая только недавно закончила учёбу, нашла работу, но жизнь перевернулась в один момент. Жизнь одинокой матери, которой всего 25 лет.
— Ещё не конец, — говорили родители. — Тебе надо разобраться в себе, успокоиться. И главное сейчас — сосредоточиться на малыше.
Отец с матерью настояли, чтобы она бросила работу в компании и ни в коем случае не делала глупостей и родила ребёнка. Оксана не представляла себе, что станет жертвой самой банальной истории, когда парень исчезает из виду, узнав, что девушка беременна.
После родов прошло уже полгода. Сын родился здоровым, все хорошо. Есть где жить, поддержка родителей. И вроде бы все нормально, но только чувства какой-то тревоги и беспокойства никак не покидали её.
Примерно через час во двор повернул велосипед с тем самым бодрым соседом. Собака все ещё была привязана к багажнику. То есть он его целый час выматывал, — подумала девушка про себя. — Бедный песик, такое ощущение, что он сейчас рухнет на землю. Наверное, очень хочет пить, язык прямо вываливается.
— Ну, вот молодец! Сколько мы с тобой пропахали! Устал? Ладно, пойдём домой. А вечером на площадку снова. Сегодня будем прыжки через барьер тренировать.
И парень опять потащил за собой бедного пса. На таких персонажах, как этот, можно действительно хорошей матерью стать. Просто наблюдай и делай наоборот, — сказала она вслух.
Из комнаты послышался детский крик, и Оксана побежала к сыну, который только что проснулся. Они регулярно ходили мимо её балкона. Можно было наблюдать, как растёт Сэм, которого она знала только заочно.
Со временем у собаки развилась фобия улицы. Парень силой вытаскивал пса из подъезда, а тот упирался как мог, не хотел пересекать порог. Его пугали велосипедисты, пробегающие мимо дети, шум автомобилей и любые резкие звуки. Пёс подгибал лапы, сильно приседал на задние, а потом что есть силы рвался с поводка.
Всё это очень сильно раздражало его хозяина, который хотел увидеть в нём храброго и умного спутника. Рядом кричал на весь двор хамоватый парень и уже в открытую постоянно лупил своего питомца.
— Слушай, ты уже достал со своей собакой! — кричала в свою очередь его девушка. — Не можешь с ним справиться, так отдай кому-то!
— Да ничего ты не понимаешь! Он, наверное, от рождения такой тупой и не пригоден к дрессировке. Но ничего, и я так быстро не сдамся!
Он продолжал день за днём насиловать собаку, пытаясь привить ему послушание, но кроме страхов так ничего и не смог передать ей. А затем они пропали из виду. Оксана перестала замечать эту странную парочку во дворе.
В то время ее сын Костик уже пробовал ходить, и ей самой было чем заняться. Нужно было следить, чтобы он не упал на бегу, постоянно находиться рядом. Однажды она кинула взглядом в сторону соседнего дома и увидела под дверью подъезда одинокого Сэма. Он лежал прямо у двери, весь грязный, с путанными в шерсти колючками. По внешнему виду однозначно можно было утверждать, что он уже долго живёт на улице.
Оксана усадила ребёнка в коляску и подошла к собаке. Нашёл таки свой дом, — рядом с ней стоял всё тот же пожилой мужчина, который так сильно любил рассказывать свои истории жителям двора.
— Эти-то молодые уже с месяц как продали квартиру и переехали в частный дом. Пёс то ли потерялся, то ли бросили они его, но что интересно, как жестоко он с ним не обращался, пес всё равно прибежал обратно. Правда, по старому адресу. Надо бы ему какой-нибудь еды вынести тайком от родителей.
Оксана начала прикармливать Сэма. Он постоянно был у подъезда старой квартиры. Внутрь его не пускали соседи, были против. Очень мягкий характер, добрый и благодарный, с невероятно глубоким осмысленным взглядом. Он уже практически превратился во взрослого собакена.
Она забрала его домой прямо ночью, когда в середине ноября вдруг ударил первый настоящий мороз. Не могла спокойно лежать в постели, все думала, как он там замерзает на улице.
Затем накинула пальто на плечи и вышла на улицу.
— Эй, Сэм, хватит здесь тебе одному лежать. Никто за тобой не придёт. Пойдём со мной.
Услышав эти слова, пёс поднялся на лапы и завертел хвостом.
— Так ты вовсе не глупый. Только смотри, мне тихо, — говорила она шёпотом с собакой, когда заходила в квартиру. — Аккуратно проходи и прямо ко мне в комнату. А утром нас ждёт серьёзный разговор с моими. Поэтому веди себя прилично.
Она осторожно прокралась на кухню, насыпала в металлическую миску еды и закрыла за собой дверь в комнату.
— Так ты говоришь, Сэм? Благородный пес и вроде породистый, — сказал утром отец, протягивая руку собаке. — Одним больше, одним меньше. Пусть остаётся. Куда же мы его зимой выгоним?
А ну-ка, дай мне лапу. И всем на удивление Сэм с виноватым видом протянул свою правую лапу пожилому человеку. Боязнь улицы была у Сэма ещё долго, но ни Оксана, ни её родители никогда не были навязчивыми и не пытались продавить силой. Не хочет выходить — ну и пусть сидит дома, только по делам сходит и сразу обратно, — говорил отец Оксаны.
Были дни, когда он категорически отказывался идти гулять. В таком случае в комнате оставляли пелёнку. Но со временем всё нормализовалось. Собака успокоилась, перестала рваться с поводка и ходила рядом с человеком. Сэм знал, что если будет идти спокойно, ему периодически будут давать вкусные сухарики.
Поводок теперь нужен был только для вида. Сэм стал спокойным и дисциплинированным. Иногда он всё ещё смотрел в сторону своего первого дома и скулил на дверь подъезда, под которой он провёл несколько месяцев. Но потом всё это забылось. Пёс растворился в своей новой семье.
Маленький ребёнок, сынок Оксаны, с первых дней обожал Сэма, а тот позволял малышу любые шалости. Никто никогда не пытался его дрессировать. Оксана была категорически против, зная его прошлое, с какой жестокостью от прежнего хозяина он столкнулся.
Они так и не узнали, что же всё-таки случилось. А старичок во дворе при виде девушки с ребёнком и собакой частенько подходил к ним и высказывал слова одобрения:
— Я знал, что так и должно было случиться. Они совершенно не подходили друг другу. Этому бродяге нужны любящие и добрые люди, и тогда он всё, что угодно, для вас сделает. Вон, я тебе косточек припас. Держите, здесь только хрящи. Трубчатые кости собакам категорически нельзя.
Так и случилось. Ведь Сэм на самом деле был очень умным и смышлёным от рождения. Он мигом прыгнул с трёхметровой террасы и преградил путь ребёнку, который бежал прямо на проезжую часть за убегающим от него мячом.
Оксана в это время всё ещё возилась с двумя большими сумками из супермаркета. Она успела увидеть только, как Сэм отталкивает сына прямо перед мчавшимся и сигналящим грузовиком. Бросив всё, она кинулась к ним и принялась в слезах обнимать Сэма и сына одновременно.
— Простите, это, кажется, ваши, — над ними стоял высокий парень, протягивая тот самый мяч. — Где вы так выдрессировали собаку? Я всё видел, как он пулей кинулся к ребёнку, прыгнув с того высокого парапета.
— Да он у нас от рождения такой умный. Никто его не дрессировал, сам всё понимает.
– Всю жизнь хотел завести себе такого же умницу. Да вот всегда были сомнения, справлюсь ли, — сказал парень, протягивая руку. — Меня Костя зовут. Давайте знакомиться.
— Оксана. Спасибо за мячик. Вы знаете, этого малыша точно так же Костиком зовут. А это наш Сэм.
— Ну что ж, приятно со всеми вами познакомиться. Я тут недалеко живу. Так что позвольте помочь с сумками.
Они пошли вчетвером по узкой дорожке, ведущей к дому. Сэм весело вертел хвостом. И ведь умный пёс уже тогда понимал, что это начало чего-то нового.