Фильм, который очень полезно посмотреть мужчинам: «Жена ушла» 1979г.
Меня тут попросили поделиться мнением о советском фильме 1979 года «Жена ушла». Выполняю просьбу.
Итак. Сюжет картины довольно прост: Муж, Жена, общий ребенок. На первый взгляд у Веры есть все: отдельная квартира, муж-работяга, который не пьет, не бьет, вроде даже по бабам не шляется, сын имеется. Живут неплохо — толстый кусок масла на хлеб, котлеты на ужин, чай или кофе на выбор. Вполне даже кучеряво по советским меркам. Но что-то идет не так: Вера по ночам плачет у окна. Она вообще часто плачет. Ей плохо, у нее депрессия, она не вывозит. И на двенадцатом году брака Вера бросает мужа и уходит. Почему?
Конечно, подобные вещи не происходят на пустом месте. Женщины вообще отличаются терпеливостью и часто просто молчат. И только когда чаша терпения переполняется, ситуация выплескивается в уход, что и произошло в этим фильме. Почему ушла Вера? Заелась и приключений захотелось, как думают некоторые? Нет. Если отвлечься от материального достатка, то легко заметить, что обстановка в семье весьма неблагоприятная, и создает эту неблагоприятность муж Веры Александр. Достаточно вспомнить, как он разговаривает с ребенком. Все время на повышенных тонах, в уничижительном тоне. Парень зеркалит его поведение и отвечает ему так же грубо, но это не нравится отцу: «Ты видела, как он со мной разговаривает?» Да конечно видела и пытается тебе именно это и сказать, что он с тебя пример берет, но Александр глух к ее словам, он живет с убеждением, что ребенок обязан, а он имеет право. Он и с женой разговаривает так же, а ласковым бывает только когда ниже пояса зачесалось. Грубость в обращении он считает как проявление мужественности. А ведь, между прочим, ему даже сын говорит: «С тобой нельзя поговорить по-человечески. Орешь все время».
В этой фразе вся суть претензий к Александру — он не способен адекватно общаться. Он либо молчит, либо грубит. И Вера ушла из-за этого — из-за отсутствия нормального общения. Эмоциональный обмен ей нужен. Отклик на ее чувства и переживания. Есть женщины телесные, такие как Надюха Кузякина, примитивные — им главное накормить, обстирать-обгладить, а любовь — кака любовь? Но большинство женщин создания другой природы. Им важны чувства, эмоции, а что котлеты подгорели — да это ж такая мелочь. Вера как раз из таких женщин. Ей нужны душевные разговоры, объятия, обсуждения, ей важно услышать оценку ситуации от близкого человека. Она пытается достучаться до Александра, но он не ее слышит. У него же футбол, это гораздо важнее, не приставайте со своими глупостями.
Нет, Александра никак нельзя назвать модным нынче словом психопат. Он не психопат. Просто он воспитан в искаженных патриархальных традициях, при которых крайне завышена ценность мужчины и сильно занижена ценность женщины. Он есть — по его мнению, этого вполне достаточно, чтобы его жена была довольная. А чего еще-то? Домой приходит, зарплату приносит, не пьет, не гуляет. Чего еще-то надо? А надо просто сесть и поговорить. Выслушать. Порадоваться за успехи ребенка в школе и жены на работе. Обнять и поцеловать. Подарить цветы. Не только тогда, когда поссорились, а вообще.
Александр воспитан эмоционально сухим. Я даже догадываюсь, как это было. «Мужики не плачут. Ты что, девчонка — нюни распустил?» — именно это почти дословно и звучит в фильме, только обращенное к сыну. Не трудно догадаться, что и Александра так воспитывали — в запрете на эмоции и чувства. Поддельная мужественность. Он не научен выслушивать, он воспитан в мужицком эгоизме — есть только его дела, мужицкие: пoжpaть, поспать, поахаться, футбол посмотреть: «Приходишь домой на все готовое и мечтай о своих воздушных замках». Важно только это. А чего там баба в углу рыдает — это ее бабьи загоны и не мужицкое это дело бабьи слезы утирать. Весьма показателен эпизод на берегу реки, когда Вера выходит к Александру со Степаном в рябиновых венках.
Это тот редкий момент, показываемый в фильме, когда Вера счастлива. Она на одной волне со Степаном. Александр злится на Степана за то, что тот сумел хоть на полчаса, но сделать Веру счастливой, со злостью срывает со своей головы венок и швыряет его в реку. Казалось бы — почему бы Александру вот так не нарвать рябиновых веток, не сплести венков, не пригласить жену в кафе и не потанцевать с ней? А ему не нужна эта чушь романтическая. Не мужицкое это дело с веночком на голове ходить, все танцы-шманцы эти. Он лучше жене прилюдно оплеуху влепит, чем попробует хоть что-то поменять в своем отношении к семье. Более того, он считает, что именно жестокостью и грубостью «держит ее в руках». И он совершенно искренно не понимает, в чем провинился, он же делал все как правильно, как настоящий мужик, что произошло? В такой ситуации оказываются тысячи современных мужчин. Им кажется, что все прекрасно, а когда жена подает на развод, недоумевают: а что не так-то? Все ж нормально было. И они не понимают, что своим отношением убили любовь.