07.01.2024
101 просмотров

НАПАРНИК: ляпы u другuе uнmересносmu «Операцuu “Ы”» Инmересно

Когда съёмки длятся почти год (8 месяцев и 8 дней – именно столько снималась комедия «Операции “Ы” и другие приключения Шурика») немудрено, если какая-то деталь в кадре может измениться и не совпасть с только что показанной собой же.

Федя (А.Смирнов)

Федя (А.Смирнов)

Сцены часто снимались вразнобой, не в логической последовательности фильма; и даже не попадая в сезон. Так, некоторые летние эпизоды запечатлены в октябре-ноябре (пусть и большинство в Одессе).

Начальные кадры – когда Шурик под проливным дождём ожидает автобуса на московской улице – попали в объектив 15 октября. Впрочем, тогда с погодой очень повезло: столбик термометра поднялся до вполне комфортных 16 градусов.

Хотя метеорология была просто бичом «Операции»! Например, в декабре при съёмке ленинградских планов дождь(!)) смыл весь снег (который перед этим старательно навезли несколькими самосвалами). Пришлось заменять его подручными материалами – ватой и нафталином.

Впрочем, по фильму ничего не заметно. А вот то, что заметно, и попробует осветить настоящая статья (плюс, две последующие). Оно и забавно, и бывает интересно выявить производственные несоответствия. И/или особые знаки, которые закладывал в свои ленты Леонид Иович.

1. Эх, Федя, Федя…

В первой новелле Федя едет автобусе, заняв всё сидение – собой и пустыми бутылками.

Если такая поездка происходит посреди рабочего дня, то видится странным, что в отделении возникают вопросы не к тунеядствующему субъекту, а к подрабатывающему Шурику.

Федя-хулиган

Федя-хулиган

В третьей новелле Фёдор – что характерно: так же, днём – является в образе покупателя. В наличии и пустые бутылки.

Федя-покупатель

Федя-покупатель

То есть, гражданин пьёт круглый год!

И как у него денег хватает ещё и на всякую настенную ерунду кроме вина?  )

2. Выпавшее на скорости – не считается потерянным!

В автобусе между Федей и Шуриком случается конфликт, переходящий в потасовку. Схватка настолько сильна, что автобус начинает опасно раскачивать и носить из стороны в сторону. Из него на полном ходу вылетает кепка хулигана,

кепка Феди

кепка Феди

а потом книга Александра в ярко-оранжевой обложке под названием «Проблемы кибернетики».

книга Шурика «Проблемы кибернетики»

книга Шурика «Проблемы кибернетики»

Вещи остаются лежать на асфальте, автобус мчится дальше.

В следующей сцене соперники оказываются в милиции.

Федя и Шурик в отделении

Федя и Шурик в отделении

Кепка снова на голове Феди, а книга переместилась с улицы в руки Шурика.

3. Плавающая татуировка

Федю определили на 15 суток. В заключении также томятся и другие колоритные персонажи. Среди них, говорят, затесался даже сам Гайдай!

Причём, это не тип, который говорит: «Огласите весь список, пожалуйста!». Запомнился этой репликой некий Олег Скворцов, работавший на тот момент слесарем и иногда снимавшийся в массовке МосФильма.

А сам Леонид Иович, предположительно, замыкает колонну арестантов. Хотя этот человек имеет лишь отдалённое сходство с режиссёром {на мой взгляд}.

вероятное камео Л.И. Гайдая

вероятное камео Л.И. Гайдая

А вот теперь — фактура, так фактура!

=> Узник с папиросой и в майке на одной бретели, открывающей выпуклую грудь мечтателя (ну, судя по татуировке).

Которая [татуировка] живёт своею собственной жизнью и смыслами.

Сначала надпись по-наполеоновски хочет всю Луну!

татуировка: «ХОЧУ ЛУНУ»

татуировка: «ХОЧУ ЛУНУ»

Но затем – уточняет.

Что всё же => НА Луну.

татуировка: «хочу на Луну»

татуировка: «хочу на Луну»

Время – 65-ый год. Мы уже шесть лет как высадились на спутнике (первыми, конечно же!). А практически с началом съёмок «Операции», 3 августа 1964 года, была утверждена Лунная пилотируемая программа СССР.

Скорее всего, тема тату была связана с этим эпохальным событием. Мода – она такая!

4. Хронометральные превращения

Типичный и совершенно ничего не значащий “ляп” — изменение детали от ракурса к ракурсу. Никому не нужный покадровый просмотр, чтобы показать… Впрочем, «что показать» – так до конца и не понятно. Но.

Но ни к чему отказываться от удовольствия в который раз взглянуть на яркие эпизоды любимой комедии!

Итак. Федя щеголяет в часах с синим циферблатом на металлическом браслете. У Шурика, что характерно, отливающие светлым часы на тёмно-коричневом кожаном ремешке с двумя блестящими заклёпками.

часы антагонистов

часы антагонистов

Метаморфозы претерпевают часы Фёдора.

Браслет необъяснимым образом перевоплощается в ремешок. Причём в ремешок, до странности похожий на шуриковский.

браслет стал ремешком

браслет стал ремешком

Затем часы обратно обзаводятся браслетом.

и вновь браслет

и вновь браслет

Потом – снова ремешок.

ремешок

ремешок

И опять браслет.

браслет

браслет

Пока наконец часы и вовсе не исчезают!..

ни ремешка, ни браслета, ни часов ))

ни ремешка, ни браслета, ни часов ))

…чтобы вновь появится в своём изначальном великолепии браслетия )))

окончательный браслет

окончательный браслет

Всё это забавный факт, не более. Однако интересно, у реквизиторов что – по нескольку одинаковых часов с разными браслетами/ремешками?

Иначе, это как-то затратно: каждый раз переставлять «запястья» с циферблата на циферблат. Ведь он [циферблат] всё-так остаётся закреплённым за персонажем.

5. Хулиганство Гайдая, или кто первым в СССР сказал слово “*опа” с большого экрана

На стройку, где хулиган Федя отрабатывает свои 15 суток общественно-полезных работ, привозят обед. Мало того, что трапеза весьма шикарна – тазик супа, полбатона, шашлык из 11 кусочков мяса и компот!! – так тут ещё Леонид Иович совершил одну из самых отъявленных своих киношалостей.

В ответ на пожелание: «Приятного аппетита!», Федя что-то неразборчиво мычит. И, в общем-то, мычит и мычит — такое обычно проходит мимо сознания.

Но стоит прислушаться чуть внимательнее, и нечленораздельные, казалось бы, звуки вдруг обретают лексико-морфологический строй.

И созвучен этот строй простому; вернее, просторечному русскому выражению — иди ты в *опу!

Подобное вполне в духе Гайдая. Тем более, режиссёр потом разошёлся и в заставке к «Кавказской пленнице» хотел изобразить следующую сценку. Трус и Бывалый пишут на заборе по букве ХУ; а Балбес, несмотря на упреждающую трель милицейского свистка дописывает удожественный фильм. Но такое уж слишком явное хулиганство – не пропустили.

6. Говорящие газетные заголовки (очередные)

После обеда Федя растянулся на грубо сколоченном дощатом топчане. А Шурик под видом заботы сворачивает газету в трубочку; ну, в смысле, чтобы защищать хулигана от мух, отгоняя последних.

Отогнать получилось. Попутно навешав оплеух Феде как раз этой самой газетной трубочкой. Которая весьма примечательна заголовками.

Так, при сворачивании явно высвечивается «Ненависть к фашизму».

Шурик берёт в оборот «Ненависть к фашизму»

Шурик берёт в оборот «Ненависть к фашизму»

Сверху мелькает ещё словосочетание «…ится “предвидеть”», но оно в силу малоинформативности не представляет особого интереса.

А вот что действительно забавно, так это комическое проявление Шуриком следующей надписи: «Демонстрация могущества и единства».

Шурик наглядно демонстрирует «Демонстрацию могущества и единства»  ))

Шурик наглядно демонстрирует «Демонстрацию могущества и единства»  ))

Теперь понятно, кто научил всяких Абрахамсов с Цукерами делать комедии.  )))

7. ИнструкЦированный столб

Плакатное искусство в СССР всегда было на высоте. Также, как и всеразличные своды инструкций. На которые, правда, мало кто обращал внимание. Особенно, если они располагались кучей-перечнем.

По отдельности каждый плакатик мог бы зацепить взгляд. Но не сливающаяся в облако букв масса строчек.

«Как вести себя на стройке» — прочитать и расписаться ))

«Как вести себя на стройке» — прочитать и расписаться ))

И ведь Гайдай точно вкладывал в эту деталь какую-то шутку. Поскольку в следующей сцене тот же самый столб уютно высится уже в другом месте.

(почти точная) расшифровка

(почти точная) расшифровка

Благодаря мастерству и фотошопу удалось распознать, что гласят надписи. Это вполне себе серьёзные рабочие памятки.

Как вроде и серьёзен прораб (М.Пуговкин). До тех пор, пока не начинает сыпать “серьёзными” фактами. А ведь каков руководитель, такова и работа.

Смелая версия, почему Гайдай вдруг решил собрать со всей стройки предписывающие таблички и показать их скопом, заключается в поддержке образа прораба и иронии над.

Словоохотливый пустозвон всю энергию расходовал на разговорный жанр. Оттого сил и времени у него осталось лишь на внешний разовый эффект; т.е. на столб, вперемешку и сплошняком обвешанный всевозможными инструкциями.

Да – на Доску почёта, установленную у Прорабской.

Кнут и пряник в одном кадре!  ))

Кнут и пряник в одном кадре!  ))

Внешний эффект. И ничего более.

Хотя… Как раз «более» можно отыскать!  ))

8. Загадочный портрет

Качество картинки, конечно, не ахти, но на Доске видно, что там размещены обычные люди. Вроде бы…

лучшие!!

лучшие!!

Обычные, да не совсем. За исключением одного снимка — первого во втором ряду…

«Это вообще человеческий череп?»
(доктор Угол)

«Это вообще человеческий череп?» (доктор Угол)

Какая-то фантасмагория!!

Кто это???   )))))


Оставь комментарий

Рекомендуем