03.01.2024
243 просмотров

Хumяева mонула 13 раз, а Герасuмов учuл казачек манерам: как снuмалu «Тuхuй Дон»…

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тuхuй Дон», 1957. Фото: кадр uз фuльма

Советскuй трехсерuйный фuльм Сергея Герасuмова «Тuхuй Дон» является экранuзацuей одноuменного монументального романа Мuхаuла Шолохова, четыре тома которого былu опублuкованы с 1928 по 1940 год. К слову, в 1965 году эпохальный труд классuка отечественной лuтературы был отмечен Нобелевской премuей.

Кuнотрuлогuя Герасuмова, увuдевшая свет в 1957 году, стала самым любuмым u популярным у зрuтелей воплощенuем «Тuхого Дона» на экране.

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

В центре сюжета киноэпопеи – жизнь донского казака Григория Мелехова (Петр Глебов), непростая судьба которого оказалась связана с Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной. Повествование не лишено и яркой любовной линии: Григорий горячо любит несвободную женщину, соседскую жену Аксинью (Элина Быстрицкая). Чувства героя взаимны: Григорий и Аксинья бросаются с головой в омут запретной любви, которая не остывает даже после его женитьбы по настоянию отца на дочери богатого казака Наталье Коршуновой (Зинаида Кириенко).

Григорий не находит счастья с нелюбимой женой, уходит из родного дома и забирает с собой Аксинью. Но попытка начать новую жизнь заканчивается плачевно: страна вступает в Первую мировую, и Григорий уходит воевать…

Идея экранизировать «Тихий Дон» родилась у Сергея Аполлинариевича Герасимова еще в 1939 году, но в тот период отношения между Шолоховым и Сталиным были слишком сложными. Режиссер вернулся к этой задумке лишь в 1955 году, после смерти вождя, когда страна начала освобождаться от наследия тоталитарного режима и снимать «Тихий Дон» больше не было опасно.

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

Кастинг проводился скрупулезно – актеров тщательно выбирали не только на главные роли, но и на второстепенные. В итоге финальный актерский состав был просто блестящим: в киноэпопее снялись такие талантливые советские исполнители, как Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, Михаил Глузский, Игорь Дмитриев и другие.

Особенно долго искали идеального кандидата на роль Григория. Режиссер обратил внимание на одного из актеров, пришедших сниматься в массовке – Петра Глебова. Сперва Герасимова привлек его выразительный, сильный взгляд. Когда же Глебов заговорил, его голос решил дело. Так никому на тот момент не известный актер театра им. Станиславского получил главную роль.

Образ Мелехова оказался близок Глебову. Его детство прошло в деревне, он отлично был знаком с сельской жизнью, умел ездить верхом, косить, пахать, удить рыбу. Актер считал день, когда его утвердили на роль Григория, днем своего рождения.

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

На роль Аксиньи пробовались ученица Сергея Герасимова Нонна Мордюкова – настоящая донская казачка. Но Элину Быстрицкую выбрал сам Шолохов: просматривая кадры с пробами разных актрис, он, увидев Быстрицкую, воскликнул: «Так вот же Аксинья!». В итоге Нонна Мордюкова обиделась и на конкурентку, и на режиссера.

Быстрицкой перед съемками пришлось сильно поправиться – на целых 15 килограмм, что далось ей с трудом. Кроме того, она преодолела страх перед лошадьми и научилась держаться в седле. Но этого было недостаточно: изящные, нежные руки актрисы совсем не походили на привыкшие к тяжелому крестьянскому труду руки Аксиньи. Так что перед съемками сцен с ее участием актриса вручную стирала белье и ходила с коромыслом и ведрами на Дон за водой.

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

Съемки «Тихого Дона» начались в августе 1956 года. Сначала отсняли интерьерные эпизоды – декорации для них были сооружены в павильонах Киностудии имени Горького.

В начале октября съемочная группа переместилась в окрестности города Каменска-Шахтинского – на хуторе Диченск. Снимать картину в этих местах Герасимову посоветовал Шолохов.

В Каменске-Шахтинском возвели декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, станций Нарва и Разгон. Декорации хутора Татарского возвели на территории хутора Диченск – построили дома Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых, соорудили хуторскую церковь. В трех километрах от Диченска оборудовали усадьбу Листницких.

В массовых сценах часто играли местные казаки, а актеры почти все свое свободное время проводили среди станичников – общались с ними, перенимали манеру говорить и жестикулировать.

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

Герасимов был так дотошен и настолько погрузился в рабочий процесс, что однажды даже принялся учить местных казачек манерам – в хуторском магазине он окинул взглядом местных продавщиц и преподал им урок актерского мастерства: «Разве казачкам так подобает стоять?» И стал показывать, как надо.

Стремясь к максимальной достоверности, он настаивал на работе актеров без всяких дублеров. Так, героиня Людмилы Хитяевой, Дарья, по сюжету должна была топиться в Дону. Но артистка панически боялась воды – она выросла на берегу Волги и в юности трижды тонула. Режиссер на этот аргумент и бровью не повел: «Люся, не переживай, утопим как следует!»

«Перед съемками я не спала всю ночь, – вспоминала актриса. Словно предчувствовала весь этот ужас, ведь Герасимов, помешанный на точности, «топил» меня тринадцать раз, пока не добился нужного эффекта».

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

«Тихий Дон», 1957. Фото: кадр из фильма

В сентябре 1957 года начался монтаж фильма. Сергей Герасимов задумал приурочить выход первых двух серий к сорокалетию Октябрьской революции. Так и получилось – премьера первой серии состоялась 26 октября 1957 года. Вторая вышла на экраны 1 ноября 1957 года, а третья – 30 апреля 1958 года.

В 1958 году фильм собрал 47 миллионов зрителей и занял первое место в кинопрокате.

Сегодня трилогия «Тихий Дон» Сергея Герасимова заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа. Ее художественная ценность для мировой культуры и глубокий драматизм неоспоримы – не зря уже несколько поколений зрителей питают к этой великолепной экранизации неослабевающую любовь.


Оставь комментарий

Рекомендуем