22.12.2023
164 просмотров

«Боже, чmо с вамu сделало время! Как вы посmарелu!», — услышала Ирuна Муравьёва оm прохожего. Судьба u лuчная жuзнь акmрuсы…

— Какой я буду в старости? Не знаю, смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке,  говорила актриса детям.

Ирина Муравьёва пользуется искренней и безграничной любовью зрителей. Фильмы с участием актрисы помнят почти дословно, а на её спектакли в Малом театре билеты разлетаются как горячие пирожки. Некоторые зрители даже намеренно приезжают в другие города, чтобы посетить её творческие вечера. Однако для Ирины Вадимовны карьера никогда не была главным приоритетом в жизни, на первом месте для неё всегда оставалась семья.

— Какой я буду в старости? Не знаю, смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке, — говорила актриса детям.

Детство

Ирина Муравьева появилась на свет в 1949 году в Москве. Её мать выросла в белорусском городе Орша, попала в плен во время войны и пережила много страданий, но сохранила любовь к жизни. А отец добровольно ушёл на фронт сразу после школы, дошёл до Берлина и не был ранен ни разу. Судьба свела их в Германии вскоре после Победы, и они больше никогда не расставались.

Скоро у Муравьевых появились две дочки: Ирина была младшей из них. Актриса рассказывала, что мама не работала, а занималась ею и её старшей сестрой Людмилой. Она требовала от них учиться на «отлично» и ругала даже за четвёрки. А отец служил военным инженером недалеко от их дома. Поэтому семья обедала вместе каждый день в полдень, и им с сестрой было запрещено опаздывать к этому времени.

Семья Муравьёвых жила по строгим правилам. Развлечения вроде танцев дочерям были запрещены. Единственное, что им разрешалось делать зимой, это кататься на коньках в Лужниках под присмотром матери, которая охраняла своих дочек от любопытных глаз парней. Родители, тем не менее, всегда поддерживали детей в их усердии и увлечениях.

Актриса рассказывала, что её воспитание было суровым, но она считает его правильным, и до сих пор она не тратит лишнего времени на пустые разговоры и спешит после спектаклей домой. Она всю жизнь старалась следовать заведённым нормам своей семьи и даже избегала публичности, чтобы не разочаровывать лишний раз родителей. Так, однажды актриса объяснила, почему она редко давала интервью. Она очень боялась выглядеть глупо, или, наоборот, из-за славы стать слишком самоуверенной, за что будет стыдно перед родителями.

Когда они узнали о желании Ирины стать актрисой, то попытались её от этого отговорить. Так, мать сказала ей, что «у неё не подходящая для актрисы внешность». Не удивительно, что девушка тоже так тогда считала. По её рассказам, она смотрела на себя в зеркало и грустила: «девочка-урод». Но она не могла отказаться от театра.

В те времена Ирина любила перечитывать книгу «Моя жизнь в искусстве» Константина Станиславского. И однажды девушка попала в Театр на Таганке на спектакль «Герой нашего времени», после чего осталась в огромном восторге. И так захотела быть актрисой, что готова была ради этого играть в театре даже в каком-нибудь богом забытом провинциальном городке! Родители в итоге сдались и сказали: «Ладно, поступай», но она чувствовала, что никто в семье не верил в неё.

"Доктор философии", 1976

«Доктор философии», 1976

Непростой путь в актрисы

Перед тем как добиться заслуженного успеха в театре и кино Муравьёвой пришлось пройти очень непростой путь. Она три года подряд не могла поступить в московские театральные институты и очень переживала. Её талант не замечали и ей часто говорили, что она не подходит для этой профессии. Но она не сдавалась и верила, что обязательно реализует свою мечту!

Актриса рассказывала, что у неё не было никакой подготовки и опыта, она лишь иногда читала стихи в школе, и то по просьбе учителей. Перед поступлением она стала посещать драмкружок, надеясь, научиться там чему-нибудь, но кружок возглавлял человек, который учил их только читать стихи, и она так и не попала на сцену, даже не испытав, что это такое. В результате Муравьёва самостоятельно что-то учила и приходила на экзамены, можно сказать, абсолютно неподготовленная.

В итоге всех мытарств Ирину приняли только в студию при Детском театре, где был слабый конкурс. Потом она вошла в состав ЦДТ и, на удивление, сразу получила множество ролей, играя по два-три спектакля в день! 1977 год стал для молодой актрисы решающим: Ирина поступила на заочное отделение в желанный ГИТИС и перешла на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла вместе с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Леонидом Марковым. В жизни Муравьевой наступил период славы и признания.

Одновременно с игрой в детском театре, актриса стала сниматься. Картины с участием актрисы выходили одна за другой, но прославилась она только после роли в мелодраме «Москва слезам не верит». Тогда ей исполнилось 30 лет.

"Москва слезам не верит"

«Москва слезам не верит»

Актрисе пришлось многое освоить, чтобы сыграть своих персонажей: она выучилась кататься и танцевать на роликах, играть в теннис, управлять машиной.

В 32 года Ирина воплотила на экране образ 18-летней провинциалки в комедии «Карнавал». Эта роль сделала её очень популярной, и когда фильм вышел на экраны, актриса не могла спокойно появляться в общественных местах. Мужчины, узнавая её, напевали: «Позвони мне, позвони…», а журнал «Советский экран» по итогам голосования своих читателей присудил Муравьёвой звание лучшей актрисы года.

"Карнавал"

«Карнавал»

Чтобы убедить Ирину Муравьёву сняться в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», режиссёр Геральд Бежанов обратился к её мужу, Леониду Эйдлину. Актриса не хотела сниматься, ей не нравился сценарий, но так как других предложений на тот момент у неё не было, а режиссёр настойчиво просил, то она согласилась. Правда, она долго стеснялась признаться коллегам, что приняла участие в картине, где героиня хочет замуж и не скрывает этого.

У неё были и другие яркие роли — то смешные, то немного печальные, но всегда добрые. Она часто играла женщин с разными характерами, но живыми и незабываемыми.

"Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" , 1984 г.

«Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» , 1984 г.

Единственная любовь

Когда Ирина стала учиться в студии Детского театра, она уделяла всё время учёбе и не интересовалась серьёзными отношениями и романтикой, что отпугивало её возможных женихов. Только после перехода в ЦДТ она встретила свою первую и единственную любовь: режиссёра Леонида Эйдлина, который был на 12 лет старше. Эйдлин работал над постановками в Саратовском ТЮЗе, а также в Москве — в ЦДТ и Театре сатиры. На первой же репетиции Ирина очаровала Эйдлина своей добротой и обаянием, и он узнал в ней свою будущую жену. Она была похожа на его мать, поэтому он сразу почувствовал к ней сильное чувство.

Их свадьба стала неожиданностью для друзей и коллег, которые и не подозревали об их романе. После торжества супруги поселились у Леонида в небольшой комнатке коммуналки. В 1975 г. у них родился первенец Даниил, и актриса ушла в декретный отпуск. Её коллеги удивлялись: как можно бросить карьеру ради декрета? Но для Ирины такой выбор даже не стоял, потому что семья была для неё всегда на первом месте. Актриса оказалась очень заботливой супругой и чудесной матерью для двух сыновей, потому что в 1983 году в их семье родился ещё один мальчик — Евгений.

Семья

Семья

Семейная жизнь Муравьевой и Эйдлина была счастливой на протяжении более 40 лет. Их дети не испытывали трудностей, связанных с тем, что их родители — артисты: им не пришлось жить в гримёрках, спать за кулисами, есть консервы. Денег на няню не было, но супруги старались по очереди находиться дома с детьми, окружая их любовью и вниманием. Иногда актриса отказывалась от участия в съёмках, если ради этого надо было уезжать из Москвы.

К слову, она никогда не настаивала на том, чтобы сыновья ходили на её театральные премьеры. Она не навязывала им искусство, не заставляла их страдать, если им это было неинтересно, но позже оба сына пошли по пути своих родителей: Даниил обучался во французской Школе искусств, а также получил диплом ВГИКа, сейчас часто играет в сериалах.

Даниил Эйдлин в сериале "Детектив на миллион-3", 2020 г.

Даниил Эйдлин в сериале «Детектив на миллион-3», 2020 г.

А сын Евгений закончил продюсерский факультет ГИТИСа, работал на телевидении, теперь занимается ресторанным бизнесом.

С сыном Евгением

С сыном Евгением

К сожалению, долгий и крепкий союз актрисы и режиссёра разрушила трагедия. В 2014 году у Эйдлина произошёл инсульт, и его не стало. Ирина Вадимовна очень тяжело перенесла потерю мужа. Из глубокой депрессии ей помогли выйти сыновья и вера.

С мужем

С мужем

Жизнь актрисы сегодня

В настоящее время Ирина Муравьева редко появляется на экранах, но не прекращает свою театральную карьеру. Она является актрисой Малого театра, который стал для неё родным.

Однажды она выразила своё отношение к работе в театре так: «Это счастье, когда ты приходишь в театр, играешь в театре и не стыдишься за то, что будут слушать и смотреть зрители в зале…».

Роль камео в фильме "Московский романс", 2019 г.

Роль камео в фильме «Московский романс», 2019 г.

8 февраля Ирине Муравьевой исполнилось 74 года. Она заботится о своем здоровье, но не стремится выглядеть моложе, чем есть. В отличие от многих женщин, она не прибегала к пластической хирургии, по её словам, это для тех, кто боится своего возраста, а она его не скрывает и не хочет вводить людей в заблуждение. Как и раньше, её узнают прохожие.

«И сегодня, бывает, кто-нибудь встретит на улице и скажет: «Боже, что с вами сделало время! Как вы постарели!». Стараюсь не замечать. Поэтому предпочитаю перемещаться по городу в своём личном пространстве, в машине, я ведь давно уже за рулём».

10 лет назад Ирина Муравьева рассказала журналистам, что часто задумывается о старости. Её слова немного печальные, но заставляют поразмыслить:

«Интересно, когда я буду очень старенькой, смогу ли я быть такой, как мне бы хотелось? Я вижу многих стариков, вижу, как им тяжело с самими собой. Как они сами от себя страдают, как сами создают себе сложности, проблемы. Вижу их тоску, одиночество… Какой я буду в старости? Не знаю. Но я хочу быть хорошей. Мне дети говорят: что ты, мама, ты будешь хорошей. Я говорю: не знаю, не знаю, дети мои. Смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Я же вас покусаю всех. И я им сказала: только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке, но чтобы я была в семье».


Оставь комментарий

Рекомендуем