Школьнuца Оля мечmала сmаmь акmрuсой, а очнулась на вокзале. Воm чmо сделалu с девушкой на кuнопробах
1988 год, пустынный маленький скверик в центре Москвы. На одной из лавочек в странной позе сидела юная девушка. «Пьяная?», – удивился милиционер, патрулирующий территорию, и подошел, чтобы проверить документы. Никакого запаха алкоголя не чувствовалось, но что с ней тогда?
Врачи огорошили милиционера, девочка действительно не пьяна. Она отравлена. Это непонятное происшествие стало лишь началом жуткой истории.
Оперативники надеялись, что девушка придет в себя и расскажет, что же с ней произошло. Но чуда не случилось, у Наташи были большие провалы в памяти. Тогда на помощь следствию явилась мать школьницы, которая рассказала о встрече своей дочери с бывшим одноклассником.
Парень учился в медицинском университете, что насторожило сыщиков. Но при задержании выяснилось, что он невиновен. Уже через несколько недель милиционерам стало известно, как маньяк заманивает своих жертв.
Невменяемая школьница на ж/д платформе
В тот день милицию вызвали в район одной из железнодорожных платформ. Там была обнаружена молоденькая девушка в лохмотьях и в абсолютно невменяемом состоянии. Щербинин сразу понял – вторая жертва, и тот же почерк.
«Девочка была полусонной, ничего не понимала», – сказал Евгений Щербинин, сотрудник прокуратуры.
Совершен половой контакт, ограблена, с громадной дозой сильнодействующих препаратов в крови. И неужели опять ничего не помнит? Но на этот раз сыщикам повезло.
Вот как Олю заманили в незнакомую квартиру
Оля Никифорова приехала в Москву за туфлями. Хотелось поразить подружек обновками. Вот только какие выбрать? Девочка привыкла слушать чужие советы, но сейчас была в центре Москвы абсолютно одна.
«В психологии существует такое понятие, как “виктимное поведение” – поведение жертвы. Многие маньяки могут в толпе выделить людей, которые обладают этим качеством», – говорила Алла Тюнева, врач-психиатр.
Девушка нерешительно оглянулась и вдруг увидела перед собой эффектного мужчину в солидном костюме и дорогой шляпе. Он приветливо улыбался, Оля улыбнулась в ответ.
«Жертва, находящаяся в тревоге, выделяет адреналин. Преступник это чувствует», – Алла Тюнева, врач-психиатр.
А дальше все было как в сказке. Незнакомец подошел к девочке и пригласил сниматься в кино.
Это в наше время вопрос на улице «Девочка, хочешь сниматься в кино?» вызывает только одну реакцию – «SOS, маньяк на охоте». А в СССР о таких преступниках никто не слышал, зато все девочки поголовно мечтали сниматься в кино.
В советские годы по радио частенько объявляли о наборе для съемок очередного фильма. А самых счастливых находили на улице. Именно так попали на экран Алла Ларионова, Галина Беляева и Татьяна Друбич. Поэтому каждая школьница мечтала встретить своего режиссера. Главное – не упустить шанс.
Странные кинопробы
Оля Никифорова не верила своему счастью. Режиссер с Мосфильма объяснил: ему не нужна профессиональная актриса.
«Ему нужна милая, добрая девушка с хорошим лицом и красивыми глазами. Именно вы, как он говорил, подойдете мне», – со слов Евгения Щербинина, сотрудника прокуратуры.
Оля мгновенно согласилась поехать на кинопробы. Как объяснил режиссер, съемки пройдут на квартире его ассистентки. В маленькой квартирке Олю действительно встретила приветливая женщина. Она немного повозилась возле камеры, а потом исчезла. Режиссер начал кинопробы.
«Он предлагал ей пройтись по комнате, повернуться», – Евгений Щербинин, сотрудник прокуратуры.
А затем предложил чашку кофе с необычным, очень горьким вкусом. Начинающая звезда экрана послушно выпила странный напиток и больше не помнила ничего.
Скорее всего, злодей поил жертву адской смесью несколько раз, чтобы дольше оставалась беспомощной. Но Оля оказалась сильной. Молодой организм сумел справиться с ядом. И теперь в ее памяти обрывками всплывали детали преступления. Среди них почему-то не было лица маньяка. А самое страшное никто даже не подозревал – Оля Никифорова не вторая жертва изувера, а десятая. И некоторых из них уже нет в живых.
Москва, 1980-е годы
Нестандартный для советского времени пациент больницы
Однажды в московской больнице появилась странная компания – взволнованные мать, отец и их притихшая 15-летняя дочь. Родители заявили главврачу, что их дочь чем-то больна: чувствует себя плохо и на глазах толстеет. Через пять минут доктор сообщил шокирующую новость – девятиклассница беременна. Мама девочки сползла по стене и упала в обморок.
Советские родители были уверены, что их дети-школьники ничего не подозревают о постельных утехах. В журналах не печатали не только обнаженных женщин, но даже моделей в нижнем белье.
Но взрослые мальчишки все равно знали многое о запретной теме. И первый источник – подпольные перепечатки, что ходили по рукам: пикантные рассказы и знаменитая камасутра. У совсем немногих были видеомагнитофоны и пара запретных фильмов.
Но как оказалось, эта несчастная школьница действительно была ни в чем не виновна. Она просто очень хотела сниматься в кино и позволила дяде режиссеру напоить себя кофе и сделать кинопробу.
В больнице разразился настоящий скандал, дошло до драки. Но в суматохе никто не обращал внимание на школьницу, которой было что сказать.
1988 год, пустынный маленький скверик в центре Москвы. На одной из лавочек в странной позе сидела юная девушка. «Пьяная?», – удивился милиционер, патрулирующий территорию, и подошел, чтобы проверить документы. Никакого запаха алкоголя не чувствовалось, но что с ней тогда?
Врачи огорошили милиционера, девочка действительно не пьяна. Она отравлена. Это непонятное происшествие стало лишь началом жуткой истории.
Эта юная девушка стала жертвой псевдо режиссера, который напоил ее горьким кофе, стершим из головы все воспоминания. Как оказалось, Наташа была далеко не первой жертвой маньяка.
Однажды в московскую больницу пришли родители с дочерью. Оказалось, школьница беременна. Это была нестандартная для советского времени ситуация. Разразился скандал, в ходе которого никто не обращал внимания на подавленную девушку.
Роковой шаг
15-летняя девочка только сейчас осознала, что добрый режиссер сделал с ней что-то ужасное.
«Половой акт, совершенный через силу, стирает у жертвы уважение к себе. Резко нарушаются психологические границы личности, девушки перестают считать себя людьми», – сказала Алла Тюнева, врач-психиатр.
Взрослые кричали друг на друга, а девочка как во сне шла к дверям больницы. Она медленно вышла на улицу и, не видя ничего вокруг от слез, шагнула на проезжую часть. Раздался отчаянный визг тормозов, но тяжелый грузовик остановиться не успел.
Важная информация от первой жертвы
Эту трагическую историю московские сыщики узнали гораздо позже, так же, как и тот факт, что маньяк уже стал «убирать» своих жертв.
«Он начал опасаться за свою безопасность и боялся, что кто-то из жертв вспомнит место, где проходили “кинопробы”», – говорил Алексей Митрохин, оперуполномоченный.
Измученные девочки уже не возвращались домой. Погребняк по крупицам собирал информацию. И особую помощь ему оказала первая жертва – Наташа Самсонова.
«У нее были склонности к рисованию. Она, находясь в больнице, смогла набросать портрет преступника: 35-40 лет, представительный внешний вид», – Владимир Погребняк, начальник МУР.
Кольцо вокруг маньяка сжималось. В центре Москвы прогуливались переодетые сотрудники милиции, делали наивное лицо, разглядывали витрины. Тем самым пытались поймать злодея на живца.
«На тот момент мы уже представляли, как он выглядит, как разговаривает», – со слов Евгения Щербинина, сотрудника прокуратуры.
Но тот, словно дикий зверь, чувствовал приманку и не показывался.
Живая приманка для маньяка
Погребняк решил: «Может, маньяк действительно свихнувшийся кинорежиссер и на самом деле работает на Мосфильме?». Милиционер показал выжившим девочкам фото всех режиссеров. Никакого результата. Вроде похож, а вроде и нет. Сыщик решил пойти на риск и столкнуть маньяка с жертвой вживую. А вдруг опознает по голосу?
В тот день на киностудии появились две девушки. Одна скованная и напряженная, другая – сосредоточенная. Та, что испуганно жалась к стенам, Оля Никифорова – одна из жертв маньяка. Никто и не догадался, что под свитером второй спрятан пистолет. Это была сотрудница уголовного розыска Инна.
На киностудии проходило несколько кастингов. Девушки методично следовали из одного павильона в другой. Оля вздрагивала от любого мужского голоса.
«Были случаи, когда после подобных ситуаций женщина не могла находиться в помещении с мужчиной. Она сразу испытывала тревогу», – Алла Тюнева, врач-психиатр.
Девушка никого не узнавала. И вдруг произошло неожиданное. Какой-то мужчина осторожно взял под локоть оперативницу Инну, завел в кабинет за углом и произнес роковую фразу: «Хотите сниматься в кино?». После чего потянулся за чашечками для кофе.
Инна среагировала мгновенно. Она стремительно бросилась на провокатора и надела наручники. Ошеломленный мужчина принялся звать на помощь, со всех сторон сбежались ему на подмогу другие работники Мосфильма. И тогда капитан милиции Инна начала понимать, что, кажется, погорячилась, приняла невинного человека за маньяка.
Москва, 1980-е годы
Восставшая из могилы
Девушку нашли зимой 90-го года. И снова рядом с железнодорожной платформой, в неловко устроенной могиле из палок. Но она выжила. И не только выжила, но и помнила больше, чем остальные жертвы. Девушку звали Маша Глекель. Приехала на экскурсию из Горького и в центре Москвы встретила импозантного режиссера. Дальше все по стандартной схеме: квартира, горький кофе и полное затмение.
«Девушка доверяла этому псевдо режиссеру, пила кофе, позировала перед камерой», – Евгений Щербинин, сотрудник милиции.
Маша пришла в себя уже в лесу, маньяк увел ее подальше от людей. Он накинул на нее пояс от халата и решил, что дело сделано. Маша была единственной, кто помнил улицу и дом монстра. Другие детали путались. Но уже этого сыщикам с лихвой хватало, чтобы найти изувера. Главное, чтобы он не почувствовал опасность и не исчез.
Слежка за режиссером
1990 год, Москва. Погребняк уверен, что на ловца зверь и в самом деле бежит. Он вспоминает: как только подошли к подозрительному дому, сразу столкнулись с режиссером. Его мгновенно узнали по внешнему виду и уверенной походке.
«Он действительно был очень интересным мужчиной», – Евгений Щербинин, сотрудник милиции.
Погребняк дал своим людям знак «Не трогать, идем за ним». Так маньяк и вышел на очередную охоту, не чувствуя за собой хвост. И на этот раз он привел сыщиков не к излюбленной набережной у Кремля, паук выбрал для ловли доверчивых жертв новую точку.
У многих это любимое место в Москве – зоопарк. Ему уже больше 150-ти лет. Самое удивительное для граждан было то, что в годы войны зоопарк продолжал работать. Рядом со зверями круглосуточно дежурили все работники, успокаивали испуганных животных во время налетов. Во время войны даже родился бегемотик Август.
Уже в советское время в зоопарк каждый день приходили тысячи посетителей. Наверно, поэтому маньяк понимал: здесь познакомиться с молоденькой девушкой не проблема.
Оперативники наблюдали, как злодей подошел к совсем еще юной девочке. Он показал липовые корочки, заговорил.
«Существует понятие: если женщина не захочет, то с ней ничего не случится. Но ситуации бывают разные», – врач-психиатр.
Здесь ситуация уже становилась критической. Девочка улыбалась псевдо режиссеру и готова была следовать за ним куда угодно. Но внезапно за его спиной вырос Погребняк. То, что происходило далее, больше походило на голливудский боевик. Уйти зверю не удалось, он оказался в клетке. Наручники захлопнулись. То, что выяснилось позже, удивило даже бывалых оперов советской милиции.
1988 год, пустынный маленький скверик в центре Москвы. На одной из лавочек в странной позе сидела юная девушка. «Пьяная?», – удивился милиционер, патрулирующий территорию, и подошел, чтобы проверить документы. Никакого запаха алкоголя не чувствовалось, но что с ней тогда?
Врачи огорошили милиционера, девочка действительно не пьяна. Она отравлена. Это непонятное происшествие стало лишь началом жуткой истории.
Эта юная девушка стала жертвой псевдо режиссера, который напоил ее горьким кофе, стершим из головы все воспоминания. Как оказалось, Наташа была далеко не первой жертвой маньяка.
Однажды в московскую больницу пришли родители с дочерью. Оказалось, школьница беременна. Это была нестандартная для советского времени ситуация. Разразился скандал, в ходе которого никто не обращал внимания на подавленную девушку.
Биография жестокого преступника
Валерий Асратян не имел никакого отношения к кино. Еще во время учебы в педагогическом институте он осознал – девочки привлекают его вовсе не как ученицы.
«Он стал работать преподавателем в средней школе. Был арестован и осужден за домогательство до учениц», – Евгений Щербинин, сотрудник прокуратуры.
Отсидеть по такой статье в советское время – это не просто наказание. Он подвергался издевательствам со стороны других заключенных. Щербинин хорошо помнит все жуткие откровения Валерия, ведь именно он проводил все допросы после задержания преступника. Именно ему зверь в человеческом обличии изливал душу. Он говорил, что его обидели все эти люди, что он может им мстить и получать удовольствие.
Странная женщина в квартире преступника
Выжившие девушки рассказывали про странную женщину. Они видели ее в квартире фальшивого режиссера. Сыщики долго не могли выяснить ее личность. Но оказалось, что эта женщина любила Валерия. Это была одинокая женщина не юного возраста, и у нее был ребенок с психическими отклонениями.
Бывший муж бросил Марину, когда узнал, что их дочь умственно неполноценная. Сбежал, оставив женщину с ребенком-инвалидом на руках. 14 лет она жила в нищете одна, и появился он – красивый, внимательный, считавший ее королевой. Асратян мгновенно купил сердце женщины тем, что свозил ее с дочкой за границу.
«Париж в 80-е годы – это была фантастика, не каждому было такое доступно», – Андрей Березанцев, психиатр.
Новый возлюбленный не только катал Марину по разным странам, он поразил ее тем, что отнесся к умственно отсталой дочке с лаской. Слишком поздно она поняла, что эта ласка к 14-летней девочке была совсем не отеческой.
«Дочь сказала маме, что страстно любит Асратяна и не переживет, если мама что-то с этим сделает», – Евгений Щербинин.
Преступный синдикат любовников
Ради счастья своего ущербного ребенка Марина оказалась готова на все. Даже на то, что Валерию скоро наскучило жить с двумя любовницами. Асратян приводил доверчивых девушек домой к Марине. Там их уже поджидал настоящий спектакль.
«Марина изображала из себя помощника режиссера, ее дочь играла вторую актрису», – оперативник.
По сигналу «а сейчас кофе» Марина мчалась на кухню к шкафчику с лекарствами. Щербинина очень интересовало, где преступник брал сильнодействующие препараты, ведь их не купишь в простой аптеке. Психотропное лекарство выписывали дочке Тани. Она с готовностью отдавала половину любимому «дяде» Валере. А тот сначала просто усыплял, а потом уже и убирал своих жертв.
«Стал повышать дозировку, чтобы вызвать амнезию», – сыщик.
На фото: Москва в 80-е годы
Конец истории режиссера
Двух девушек изувер убрал без помощи таблеток. Одну в лесу, а другую в ее собственной квартире. Это был единственный случай, когда осторожная девушка не решилась ехать с незнакомым мужчиной и решила показать нового знакомого режиссера маме. Но мамы дома не оказалось, эта случайность стоила Оксане всего.
Из квартиры несостоявшейся актрисы он вынес все, что смог унести. Не только драгоценности и деньги, но даже ковры, люстру и женскую одежду. Подогнал такси и перетаскал вещи на глазах у всего дома.
«Асратян был человеком артистичным и умел рассказывать. Многие ему верили», – Евгений Щербинин.
Его хладнокровие поражало Щербинина, но еще больше прокурора удивляла патологическая привязанность к этому преступнику Марины. На что надеялась эта отчаявшаяся, послушная женщина? Неужели думала, что любимый одумается?
Суд приговорил Асратяна к высшей мере наказания – расстрелу. Прошения о помиловании он не подавал. Он сразу предупредил Щербинина, что каяться он не будет. Сожалели и плакали о нем лишь 2 человека: Марина, которая сидела за решеткой за соучастие ,и ее дочь Таня, в интернате для инвалидов.
У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!