Как дамы в пышных плаmьях ходuлu в mуалеm
Только бы успеть! Сил уже нет больше терпеть! Приподняв многочисленные тяжелые юбки, дамы бросились прочь из церкви.
кадр из фильма «Орландо»
Проповеди господина Бурдалю, жившего в конце XVII, начале XVIII века во Франции, были такими длинными, такими нудными, а встать и выйти совершенно невежливо. К тому же Бурдалю не делал перерывов, в отличии от своих коллег-проповедников. Заметив, как дамы ерзают и нервничают, священник задумался. Будучи человеком не глупым, он сделал выводы, но решил все же не прерывать проповеди, а сделать так, чтобы дамам было комфортнее. Он позволил им приносить с собой судно для справления физических надобностей. Очень мило с его стороны, неправда ли? По другой версии этой легенды, Луи Бурдалю был блестящим оратором, и дамы сами отказывались покидать его выступления, не желая пропустить ни одного слова, потому терпели и страдали.
Горничные по только им понятному сигналу доставали «дневную вазу», напоминающую вытянутый горшок или соусник. Конструкция позволяла даме не садиться, а все сделать стоя. Очень быстро их так и стали называть – бурдалю. Сомнительно, чтобы проповедник мечтал, чтобы его имя вошло в историю именно таким способом, но не ему выбирать. Сомнительно, чтобы их ставили прямо на лавочку, где сидели во время проповеди, скорее всего дама незаметно отходила в сторонку, а после горничная уносила вазу.
Более того, бурдалю был просто необходим аристократкам и придворным дамам, ведь во дворцах часто не было предусмотренно отдельных комнат, где дама могла бы уединиться, или их было слишком мало и они были в отдаленных помещениях.
карикатура 1816 г.
Мужчины не утруждали себя и не испытывали лишней скромности, просто выходя в сад (в лучшем случае).
Сложные конструкции женских платьев с фижмами и множеством нижних юбок, модные в XVIII веке создавали ряд проблем для справления естественных нужд. Поэтому удобная длинная ваза с ручкой, позволяющая даме легко справиться с этими проблемами, быстро завоевала популярность. Просто приподнять юбки и… Панталоны в то время не носили, а когда они вошли в моду, то шили их из двух не соединенных между собой штанин, так что не было необходимости снимать их целиком.
бурдалю XVIII-XIX веков
Изготавливали бурдалю из фаянса и фарфора, украшали расписными узорами, а в XIX веке особенно модными стали шаловливые бурдалю, на дне которых изображали глаза, словно кто-то внимательно подглядывает. Более дешевые версии могли быть из латуни или глины.
«Утренняя роза», худ. Луи-Леопольд Буальи
Другой альтернативой были биде на высоких подставках, похожие на лошадок. Такое биде было удобно и для мытья. Вазу легко было вынуть и сполоснуть. Но использовали их только в собственных покоях, с собой вазу на подставке не возьмешь.