Как выглядела раньше кухня в кресmьянскuх домах (как нu сmранно, много общего с нынешней органuзацuей кухонь в кварmuрах)
Есть такое понятие как «бабий кут» (почему-то он считается сакральным и запретным для мужчин местом), под которым раньше понималась по сути как раз нынешняя кухня.
Только сейчас, в современном мире, кухня представляет собой плотно скомпонованную мебель у стены (столешница и различные шкафчики), куда встроена плита, раковина и различная бытовая техника. Отдельно от этого кухонного гарнира стоит обеденный стол. Раньше же распределение пространства было немного иным.
Хотя, если вдуматься, разница по сути и по функционалу не сильно большая. Судите сами…
Значительную часть дома занимала многофункциональная русская печь, которая одновременно и обогревала дом, и служила в качестве постели, и конечно, использовалась для приготовления пищи. При этом печка была еще и местом для хранения посуды.
Рядом с печью стояла кадка с водой.
Также к печи могли приставлять скамьи или навешивать полки, на которых также хранилась посуда.
Посудник мог висеть и на стене, возле печки.
То есть по сути печка была тем самым многокомпонентным кухонным гарнитуром, включающим, как и в наше время: плиту с духовкой, раковину, полки и пространства для хранения посуды.
Рядом с печью располагался вход в подпол. То есть по сути аналог современного холодильника. Организовывали такой вход разными способами. Например, в виде голбца.
Голбец это такая деревянная пристройка к печи, которая выглядит как очень маленькое деревянное помещение с дверью. Из этого помещения человек по лесенке и попадает в подпол. А крыша голбца при этом является продолжением печной лежанки, и на ней тоже можно спать, либо хранить какие-то вещи.
А это и другой способ организации входа в «холодильник»: так называемая карзина (каржина). Рундук в виде длинного ящика с крышкой, закрывающей вход в подполье из избы.
Вот тут на фото как раз можно рассмотреть крестьянский кухонный гарнитур. В одном углу избы мы видим одновременно плиту и духовку (собственно, печь), раковину (кадку), полки для посуды, электрический чайник (самовар), холодильник (каржину), и многочисленные пространства для хранения посуды.
А тут вот еще и умывальник виден в кадре.
Отдельно стоял стол, на котором готовили, а затем и ели.
Хотя, как мы видим, для готовки могли использовать и другую мебель, приставленную к печке.
Что касается особой сакральности бабьего кута, мне это кажется какой-то ерундой.
Как пишут в той же Вики «В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление».
Сами посудите, как может быть запретной для мужчин русская печь, на которой эти самые мужчины, к примеру, если не готовят, то как минимум — спят. Также спали на голбце или каржине, приставленной к печи.
А уж тем более кухонный стол, как часть «бабьего кута». К нему мужчина тоже не мог приближаться?
Единственно, что я могу допустить, если рассуждать логически: мужчинам не стоило подходить к печи и кухонным вещам, когда женщина готовила, потому что он попросту может ей помешать. Да и зачем ему идти в угол с тарелками, самоваром и прочими кухонными приспособлениями, если он в принципе в доме не кашеварит, а за него это делает хозяйка?
В остальное же время, пока никто не готовит, было бы странно, что хозяин не мог бы подойти к печке или обеденному столу.