«…А зорu здесь muхuе» Умелu делаmь фuльмы! А сейчас u смоmреmь-mо почmu нечего.
Есть произведения, которые невозможно экранизировать идеально.
«Война и мир», например. За нее может взяться гений уровня Бондарчука, в ней могут сыграть другие гении, она может быть близка к оригиналу по духу и букве. И все равно туда не войдут половина сюжетных линий и две трети героев, а перечитав первоисточник, непременно обнаружишь, что во тьме таятся ценные мысли, экранизацией не освещенные.
Но литературный мир состоит не из одних лишь махин о ста пятидесяти смысловых слоях и сюжетных линиях. Существуют на свете простые и лаконичные, ясные по форме и содержанию книги, которым, чтобы вылиться в киноформу, достаточно талантливого неравнодушного режиссера.
Такой книгой и такой экранизацией для меня остаются «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и Станислава Ростоцкого соответственно.
Васков — А.Мартынов. Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
Фильм Ростоцкого идеально переводит рассказанную Васильевым историю в яркие кинематографические образы. Яркие кинематографические образы – это то, чего люто не хватает современному кино. Не так давно вышла вторая (китайскую забудем) экранизация под не особо искренним лозунгом «молодежь не смотрит старое». Ну, положим, старое молодежь не смотрит, потому что ей не показывают. Чтоб дети не волновались, ага. Надо сказать, пока родители пеклись о душевном равновесии деток, детки научились не моргнув глазом втыкать в «Игру престолов» и много чего другого, тоже интересного. Молодежи нужны кровь, подвиг и яркие переживания, а в Карелии или в Вестеросе – как ни крути, дело второе.
Тем более, «А зори здесь тихие…» — повесть со столь лихо закрученной фабулой, что кажется почти приключенческой.
Васков — А.Мартынов, Женя Комелькова — О.Остроумова. Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
Ну ладно, нашли, значит, непьющих, сняли новое, «молодежное». И что? Я думала, у меня заболят глаза и заложит уши за просмотром фильма, снятого для поколения с клиповым мышлением. Вожмусь в кресло и обольюсь потом. А все, что я увидела в результате, — это довольно скучный тягучий фильмец, где из похожих как близнецы героев можно запомнить только Васкова. Да и то потому, что он носит галифе, а остальные юбки.
Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 2015 г. Реж. Р.Давлетьяров
Юмор, которого так много было и у Васильева, и у Ростоцкого, улетучился. Какой уж тут юмор! Тут весь текст не слишком эмоционально тарабанят наизусть и по почереди – очевидно, «как в жизни». Но подросткам-то, о которых так заботятся, и не надо, «как в жизни» — им надо ярко, зрелищно, об-раз-но.
Васков — А.Мартынов, Женя Комелькова — О.Остроумова. Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
И с этим в фильме Ростоцкого дело обстоит намного, намного лучше.
Ах, да. Еще в новом фильме комментируют исторический фон словами через рот. Не просто «Немцы Минск взяли» и глаза героини крупным планом, — как у Ростоцкого, — а обстоятельно, менторским тоном: «тем временем маму Сони Гурвич с буквами ЮДЕ на груди перегоняли в концлагерь…». Слушайте, школьники реально это смотрят? Ну, еще один урок истории, только на два часа? Да вы шутите!
И получается-то так, что самой яркой, запоминающейся, эмоционально будоражащей оказывается все та же экранизация 1972 года. Потому что талант и вкус не отменишь. Не говоря об актерской и режиссерской школе. И что значат сорок пять прошедших лет, когда в фильме – музыка Молчанова, и молодой Мартынов, и емкие диалоги, и консультанты-фронтовики, и живые лица, и вся эта история о том, как пять девчат, пять девочек было всего, а не прошли вы?
Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
Клиповое мышление, как уже было сказано, нуждается в образной подаче. И в этом плане в фильме Ростоцкого есть задел на много десятилетий вперед, на поколения не только комиксов, но и наскальной живописи. Ибо можно бесконечно рассказывать, что происходило двадцать второго июня ровно в четыре часа и никак не подействовать на зрителя. А залившиеся красным светом окна в воспоминаниях Риты Осяниной – это образ, он выразителен, он через глаза действует сразу на мозг. И когда в это жуткое красное зарево, по-мальчишески улыбнувшись, шагает юный Ритин муж – ты уже точно понимаешь, что он не вернется.
Муж Риты — Б.Токарев. Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
Или – помните, помните? – тот момент, когда семья Жени мирно обедает, а потом опять этот чудовищный красный свет, и лающая немецкая речь, и звуки выстрелов, и душераздирающий вопль матери – все за кадром, в кадре только этот чинно накрытый стол и растерянно замершие за ним близкие люди, моментальный снимок на всю жизнь. Или сцена счета немцев – о черт, эта сцена счета немцев, эти пять женских голосов, повторяющих одни и те же убийственные для крошечного отрядика цифры!
Соня Гурвич — И.Долганова, Васков — А.Мартынов. Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
И еще – выразительные лица актеров, шесть актерских индивидуальностей во главе с совсем еще молодым Мартыновым и его Васковым, проживающим на экране все пять чужих смертей.
Кадр из х/ф «А зори здесь тихие…», 1972 г. Реж. С.Ростоцкий
Васковым, выжившим, чтобы в гангренозном жару в одиночку закончить операцию, почти невозможную для человеческих сил. И отчаянная и отчаянно-красивая Комелькова Остроумовой с ее «Катюшей» и шелковым бельем и «даже после смерти прекрасным лицом».
И как же умно и без дидактики сделаны все переходы в современность, в мирную жизнь.
И да, это снято фронтовиком.
Так и получается, что временами отключаешься от реальности, клиповой и не клиповой, садишься и неотрывно на три (три!) часа погружаешься туда, где сменяются, как в калейдоскопе, смешное и страшное, где маленькая группка – даже уже не моих сверстниц – идет через лес навстречу подвигу, где нечеловеческий героизм увенчает не сухая сводка о «боях местного значения», а патетические аккорды Молчанова.
Где пять девочек было, всего пятеро.
А не прошли вы, все равно не прошли.
Васков — А.Мартынов
Где снимался фильм «…А зори здесь тихие» 1972 года?
Путешествуя по Карелии, и направляясь от Сортавалы в сторону знаменитого Рускеальского Мраморного Каньона мы оказались в интересном месте. Вековые сосны вдоль обрывистых скалистых берегов шустрой реки Тохмайоки, если перевести ее название, то получится «бешеная река». Белые брызги срывающихся с отвесных скал потоков воды, чернеющая внизу вода, корни деревьев, как множество пауков. выползающие из недр земли наружу. Вся красота карельской природы предстала перед нами. Это местечко известно своим водопадом Ахвенкоски, что в переводе с финского означает «окуневая заводь»
фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
А следующие изображения — кадр из фильма «… А зори здесь тихие» снятого в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким по повести Бориса Васильева в 1972-м году
кадр из фильма «А зори здесь Тихие» (скрин шот)
кадр из фильма «А зори здесь Тихие» (скрин шот)
Именно здесь купалась одна из главных героинь фильма Женя Комелькова (Ольга Остроумова), привлекая на себя внимание фашистов, узнаете местность? А старшина Васков с группой девушек-зенитчиц, чтобы задержать фашистов, не дать им перейти водопад и пустить их длинным кружным путём, изображали лесорубов. Под прицелом спрятавшихся в кустах на другом берегу шестнадцати вооружённых до зубов немецких диверсантов, отряд девушек изображал беспечность и беззаботность.
кадр из фильма «А зори здесь Тихие» (скрин шот)
Один из самых моих любимых фильмов про Великую Отечественную войну о неравной борьбе небольшого отряда девушек-зенитчиц с фашистскими десантниками. Карельская глушь, северная река, ледяная вода. Очень реалистично передан драматизм событий и природа, живая декорация, этому в помощь.
В настоящее время эти пейзажи уже не кажутся такими суровыми. Возможно из-за того, что перед водоёмом расположились аккуратные домики для отдыха, пахнуло цивилизацией и дымком вперемешку с запахом шашлыка.
фото автора
фото автора
Когда мы впервые попали в эти места, я думала, что фильм снимался на водопаде Кивач, но я ошибалась. Про водопад Кивач у меня тоже есть небольшой рассказ. Но я давно мечтала побывать именно здесь.
Съёмки фильма также проходили в небольшой карельской деревне Сяргилахта (в переводе с финского «залив с плотвой» ) на берегу Сямозера с кристально чистой коричневато-торфяной водой в окружении сосновых лесов. Возможно до туда мы тоже когда-нибудь доберёмся.
Если когда-нибудь Вам доведётся побывать в этих краях, обязательно сделайте небольшую остановку. Дорога проходит совсем рядом. И совершите непродолжительную прогулку по каменистым склонам. Не пожалеете.
фото автора