За чmо совеmские школьники очень любили леmние лагеря, и чmо вызывало у деmей негодование
Сегодня многие дети едут на каникулах в летние лагеря. После чего пишут в мессенджерах своим родителям, что там плохие условия и требуют забрать их обратно в город. И в этом они далеко не оригинальны. Единственно, что их отличает от пионеров советского времени — это удобная связь с родными.
Как правило, сегодняшние летние лагеря — это те же самые пионерские лагеря, в которых сделали капитальный, а в некоторых случаях всего лишь косметический, ремонт.
Так вот, те советские пионеры максимум могли писать своим родителям письма и в редких случаях могли позвонить со стационарного телефона. Но просьбы детей были те же что и у сегодняшних ребят – «Мама забери меня отсюда, я здесь не могу».
Гениальный режиссер Элем Климов в 1964 году снял фильм «Посторонним вход запрещен или Добро пожаловать» об одном из пионерских лагерей, и о том что там происходило. Если кто-то из вас хочет окунуться в ту атмосферу, советую посмотреть эту, пусть может и немного преувеличенную, но в целом правдивую комедийную картину о жизни детей в пионерском лагере.
Но кино — это кино. И так давайте по порядку разберемся, что было хорошего в пионерских лагерях, а что вызывало негодование у детей. Как правило, пионерские лагеря делились на всесоюзные, республиканские и межведомственные, которых было большинство.
Практически каждый завод или фабрика в СССР имели свои детские лагеря, куда их работники могли на лето отправить детей на отдых, за символическую плату в 10-15 рублей. Остальное брал на себя профсоюз данного предприятия.
Это было для родителей дешево, удобно и безопасно. Они знали, что их чада не болтаются где-то без дела по улице, а ежечасно находятся под присмотром вожатых и воспитателей пионерского лагеря.
Правда дети от такого присмотра не всегда были в восторге, ведь уехав от родителей, они хотели получить свободу и самостоятельность. Но в первое же утро в 7:30 их будил лагерный горн — пионерская труба.
Проигнорировать подъем не давали и те самые пионервожатые, которые заходя в спальные корпуса, стаскивали с ребят одеяла. Ведь уже ровно в восемь весь лагерь должен стоять на утренней линейке.
За те полчаса надо было еще успеть заправить кровать, добежать до туалета, а это как правило сортир с выгребной ямой на несколько пользователей и успеть к кранику общественного умывальника, который больше напоминал поилку для коров. После чего, повязав пионерский галстук, занять место в строю своего отряда на поднятии флага.
Опоздание на этот утренний ритуал каралось физическими упражнениями — отжиманиями или приседаниями, а также опоздавшего могли привлечь к трудовым наказаниям. Например, мытье посуды на кухне или уборка территории лагеря.
Поэтому многие испытывали психологический стресс и бежали на построение не умывшись и не посетив туалета, да и сам ранний подъем под звуки горна радости просыпания не прибавлял.
На линейке начальник лагеря или старший пионервожатый, рассказывали распорядок текущего дня. Как правило, это были массовые мероприятия — участие в самодеятельности для проведения творческих концертов, подготовка к межлагерным спортивным соревнованиям или проведение военно-спортивной игры «Зарница».
По окончании линейки спортинструктор проводил утреннюю зарядку с детьми. А уже после строем, зайдя в свои корпуса или домики для проживания, ребята шли в столовую на завтрак. Надо сказать, что на все мероприятия по территории лагеря дети ходили строем и с песней. Неплохая подготовка перед армией.
Несанкционированный выход за периметр лагеря, также карался трудотерапией. В некоторых случаях беглеца даже могли выгнать из лагеря. Такое изгнание могло негативно сказаться на характеристике ребенка и даже отразиться на его родителях в виде лишения привилегий от профсоюза.
Именно такая ситуация и была показана в вышеупомянутом фильме Элема Климова, когда Костя Иночкин нарушил правила и переплыл речку, самовольно покинув огороженную купальню. Такой поступок мог послужить дурным примером для других ребят, и Иночкина выгнали из лагеря.
Но в жизни пионерлагерей были и положительные моменты. Тот же герой фильма Иночкин узнал, что такое настоящая дружба и поддержка в трудную минуту. Да именно там многие дети учились дружить, и та дружба могла продлиться на долгие годы.
Некоторые даже специально обговаривали в течении учебного года лагерные смены, чтобы попасть в один отряд и вместе провести время. А некоторые на лагерных дискотеках встречали свою первую любовь, и их первый поцелуй был за стелой с надписью «Пионер — всем ребятам пример».
Надо сказать, что дискотека — это такой лучик свободы в царстве всеобщей дисциплины. Единственное, что могло омрачить дискотеку — это приход «местных», то есть мальчишек из ближайших населенных пунктов, которые каким-то невероятным способом проникали на территорию лагеря, после чего такие визиты нередко заканчивались драками с отдыхающими. Но даже эти инциденты скорее помогали сплотить ребят и научить настоящей дружбе.
А еще за время лагерной смены дети посещали творческие кружки и спортивные секции. Многие после летних каникул находили свое призвание в жизни, кто-то шел в художественную школу, кто-то в театральную студию, а кто-то начинал серьезно заниматься спортом.
Своего рода это был такой тест-драйв для детей, когда они не ограничены давлением родителей и сами выбирали, чем им заниматься после «тихого часа».
Про «тихий час» надо сказать отдельно. Это послеобеденное время, когда в лагере на два часа прекращаются все передвижения и жизнь словно замирает. По каким-то правилам советской медицины детям был прописан послеобеденный сон и эти правила применялись, как для младших отрядов, так и для старших.
И если с первыми особых проблем не было, вожатые им давали команду и те укладывались в койку, то со старшими все было гораздо сложнее.
Представьте себе, что дети в таких отрядах всего на два, а то и на год младше своего пионервожатого, и последнему надо обеспечить необходимую дисциплину. Поэтому здесь ему чаще приходилось договариваться, чтобы пионеры-переростки не поставили лагерь с ног на голову.
Конечно же ни о каком сне речи здесь не было. Именно в такие часы ребята могли через окно сбежать из спальных корпусов и уйти за огороженную территорию, ведь пару часов их точно не хватятся. В этом даже был какой-то приключенческий задор, когда ты потихоньку словно диверсант-разведчик покидаешь вражеский лагерь.
При всех этих дисциплинарно-драконовских порядках, по окончанию смены у многих оставались самые добрые впечатления от проведенного в лагере времени. И на последнем пионерском костре, который устраивали в заключительный вечер, девчонки плакали, а мальчишки клялись в вечной дружбе.
Кстати пионерский костер, тоже важная деталь в летних лагерях того времени. История этого костра берет свое основание от создателей первого пионерского лагеря в Советском Союзе — Артек.
Вообще первоначально Артек был основан, как лагерь-санаторий для детей страдающих туберкулезом. Лагерь был открыт 16 июня 1925 года и состоял из четырех больших брезентовых палаток в которых проживало восемьдесят пионеров из разных городов.
В центре лагеря постоянно горел костер на котором варили и подогревали еду. Именно этот костер и стал в будущем прообразом пионерского костра.
А после наступала последняя ночь смены, и если вам случилось заснуть, то не удивляйтесь, когда проснувшись ваше лицо будет измазано зубной пастой. Это была тоже своего рода традиция. Согрев тюбик с пастой под мышкой, чтобы холодная консистенция не разбудила спящего можно было попробовать свои творческие навыки гримера.
На утро те разукрашенные сони просыпались усатыми и бородатыми и бежали последний раз к умывальнику, чтобы снять с себя ночной макияж, доставляя радость и смех остальным отдыхающим лагеря.
Вот такой вкратце была жизнь советских пионерских лагерей. Все-таки в них наверное хорошего было больше чем плохого, ведь многие дети каждый год, ждали очередной поездки. А сами ребята возвращались оттуда отдохнувшими и загорелыми. А главное — с приобретенными навыками жизни в обществе, так что это была своего рода школа жизни.