«Вам оmкрыmка uз деmсmва!» 20 оmкрыmок Владuмuра Зарубuна: он умел рuсоваmь новогоднюю сказку.
Это был целый ритуал: пойти вместе с бабушкой в киоск «Союзпечать» или в большой книжный магазин, чтобы выбрать открытки к Новому году. Они лежали аккуратными стопочками – так и тянуло провести пальцем по острому ровному срезу – и как-то по-особенному, одуряюще и волшебно пахли: вощёной бумагой, или типографской краской.
Плотные прямоугольники были населены разноцветной весёлой новогодней братией. Кого тут только не было! Медвежата и ежата, везущие на санках подарки в самую чащу сказочного леса, Деды Морозы, Снегурочки, юркие белки и озорные зайцы, Волк из мультфильма, Чебурашка, Снеговик…
В соседних стопках таинственно мерцали замкнутые в рамках открыток матовые бока ёлочных игрушек, искрились нити «дождика», рождались маленькие сказки в зыбком пламени свечей, и детское сердце радостно замирало: скоро, скоро!
Скоро дом наполнится ароматом хвои и мандаринов, ёлка засверкает нарядными боками, позванивая длинными стеклянными бусами и качая, словно серьгами, игрушками, с мелодичным звоном стукающимися боками при малейшем движении.
На столе появится милый сердцу прожорливого галчонка сервелат и конфеты «Птичье молоко», а утром нового года, едва открыв глаза, в фланелевой пижаме, я помчусь смотреть под ёлкой, что принёс мне Дед Мороз.
А пока бабушка, поправляя на голове пуховую шаль, показывает киоскеру, какие открытки мы купим, а я, торопясь и перебивая, канючу вторым голосом: «Ба-а-а! И эту! И ещё эту! Ну дава-а-а-ай возьмё-о-о-ом!»
Больше всех из открыток того времени мне запомнились именно они: яркие, добрые, праздничные, где улыбающиеся зверята с мешками подарков резвятся в зимнем лесу. На обороте открытки мелким шрифтом значилось: «Художник Владимир Зарубин».
Владимир Иванович Зарубин работал художником-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм» четверть века: с 1957 по 1982 год. Возможно, вы не знали, но его талантливой рукой созданы любимейшие мультфильмы, которые хочется пересматривать снова и снова, даже давно перешагнув порог детства: весь цикл фильмов о Маугли, изумительные по сюжету, озвучанию и воплощению легенды Древней Греции – «Аргонавты» и «Персей».
«Маугли. Похищение», 1968.
Именно этот скромный человек с задумчивыми и немного грустными глазами подарил нам волшебные ландшафты и фантастических персонажей «Тайны Третьей планеты», нежно-акварельную «Василису Микулишну» и былинное «Детство Ратибора», оживил романтичную и трогательную сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди», запустил мальчика Петрика на невиданные планеты в одном из самых необычных мультфильмов – «Три банана». А уж про любимые всеми приключения Волка и Зайца из «Ну, погоди!» и говорить нечего.
«Тайна третьей планеты», 1981
Владимир Иванович иллюстрировал также книги и календари, но прославили его именно поздравительные открытки: наверняка не найдётся человека, который не отправлял или не получал бы красочные открытки с весёлыми зверушками. Новый год, 8-е марта, день рождения – его излюбленная тематика. А вот открыток к идейно выдержанным праздникам в арсенале художника нет: как-то пробовал нарисовать открытку к Первомаю – не пошло.
Автор нежно любил своих героев и, когда рисовал, думал о них как о живых существах, которые могут простудиться на морозе. Рисуя открытку к 8 марта, Владимир Иванович «утеплил» лапки Ежа сапожками: ведь ещё снег лежит, холодно! Но худсовет стоял насмерть на страже соцреализма: «Уберите это, где вы видели ежа в обуви?!» Пришлось колючему нести леденцового петуха Ежихе босиком.
«Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко – легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла…» –искренне переживалЗарубин.
Жизнь самого художника, подарившего своими добрыми и светлыми рисунками и мультфильмами столько радости детворе и взрослым, совсем не была похожа на сказку.
Владимир Иванович родился в маленькой деревне Андрияновка Орловской области, начало Великой Отечественной войны встретил в украинском Лисичанске, куда перебрался вместе с родителями и старшими братьями. Братья ушли на фронт, а семнадцатилетний юноша после захвата города немецкими войсками попал в оккупацию и был угнан в Германию. Работал в трудовом лагере в Руре, незадолго до победы освобождён американскими союзниками.
Страшно представить, сколько пришлось вынести молодому парню: голод, холод, непосильная работа, издевательства, жестокость надзирателей…И ужасающая неизвестность: наступит ли завтра?
Карьера Зарубина начнётся только в 1949 году – сначала как заводского художника. Потом будет вечерняя средняя школа, курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм», работа в «Союзмультфильме», приём в Союз кинематографистов СССР…
Все силы были отданы любимому делу. В 1973 году Владимир Иванович был удостоен звания победителя социалистического соревнования, а вскоре его настиг первый инфаркт.
Рисовать Володя начал ещё в детстве. Позднее вспоминал: «С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал… Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и…с улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил. Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности – просто замечательную – в пять тысяч экземпляров) коллекцию открыток».
Работы Владимира Ивановича быстро полюбились, и ему подсказывали сюжеты для новых открыток. Однако создатель лесных сказок с трудом работал «по заказу». Сначала образы рождались в воображении, затем он быстро переносил их на бумагу, ну, а до конечного результата были муки творчества, перерисовки, бесконечные исправления…
Некоторое время после ухода из «Союзмультфильма» художник работал на дому, а затем, в начале лихих 90-х, когда среди нарастающего хаоса на глазах рушилась прежняя жизнь, стал постоянно сотрудничать с небольшим издательством. Поначалу всё шло хорошо, но вскоре начались задержки выплат заработной платы, а затем издатель и вовсе перестал платить, требуя при этом выполнения заказов.
21 июня 1996 года Владимиру Ивановичу по телефону сообщили: фирма разорилась, деньги за работу, выполненную в течение последних недель, он не получит. Через несколько часов чуткое и уязвимое сердце того, кто своим творчеством привносил в жизнь доброту, душевное тепло и обыкновенное волшебство, остановилось.
Любовью всей его жизни остались открытки: он рисовал их до последнего дня.
Не будучи академическим живописцем с громким именем, этот кроткий невзыскательный человек остался в нашей памяти. Его открытками украшали праздничные школьные стенгазеты, их перерисовывали в альбомы, копировали на витринах магазинов, и до сих пор, спустя четверть столетия, почтовые миниатюры Владимира Зарубина являются предметом вожделения коллекционеров-филокартистов. Некоторые из его работ – настоящие раритеты и стоят очень дорого.
Общий тираж открыток, конвертов и телеграмм с рисунками Владимира Зарубина составил 1 588 270 000 экземпляров.
В 2007 году был издан каталог открыток самого доброго художника страны.
«Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее», – неизменно отвечал Владимир Иванович на вопрос, что считает самым важным в своём творчестве.
…Давно осталось в прошлом время, когда из почтового ящика, шурша, как диковинные птицы крыльями, пёстрым ворохом падали в ладони эти предвестники праздника. Их отправляли родные, друзья, коллеги, однокашники – счастливые адресаты перебирали цветные прямоугольники плотной бумаги, поднимаясь по лестнице, и невольно начинали улыбаться, выхватывая глазами слова «здоровья, благополучия, всего наилучшего в Новом году», «поцелуйте от нас Леночку и дядю Витю», «обнимаем вас всей семьёй», «приезжайте на всё лето!»
А на обороте открыток курчавилась белоснежная борода Деда Мороза, ласково улыбалась Снегурочка, перекинув сумку почтальона через плечо; заманчиво топорщились бока мешков с подарками, блестели ёлочные шары и падали серебристые снежинки…
Я в детстве очень любила открытки со Снегурочками. Помните такие?
В ожидании Нового года насладитесь морозцем, который румянит щёки, поднимите глаза, чтобы увидеть, как вечернее небо сеет невесомые кружевные снежинки – и улыбнитесь своей беспричинной радости. Ощутите детский восторг, прикоснувшись к мягким и душистым еловым лапам, собственноручно водрузите на самую маковку яркую верхушку, дарите и получайте подарки, обнимите близких и верьте, верьте в новогоднюю сказку!
Пишите о своих детских воспоминаниях и впечатлениях, делитесь старыми фотографиями!