Запuска Дмumрuя Колеснuкова: почему посланuе капumана с погuбшего «Курска» засекреmuлu
В кармане формы офицера-подводника «Курска» Дмитрия Колесникова нашли сверток бумаги, который был поврежден из-за соленой воды, но слова удалось прочитать. Записка, наспех набросанная на вырванном листе из бортового журнала, содержала секретную информацию, которую следователи скрыли от общественности.
Назад в прошлое
В августе 2023 года исполнится 23 года с момента, когда затонул «Курск». Однако истинная причина трагедии до сих пор остается тайной.
Колесников Дмитрий Романович, офицер-подводник, затонувший на «Курске», написал записку, которая была обнаружена в девятом отсеке вместе с его телом. В письме в последние часы своей жизни он объяснялся в любви:
«Олечка, я люблю тебя, сильно не переживай. Г. В. привет. Моим привет. Митя. 15.15», — написал Колесников в бортовом журнале.
Колесников, временно заменивший погибшего капитана, также упомянул тот факт, что через два часа после взрыва еще 20 человек экипажа были живы. Но эта часть послания является засекреченной.
«Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, % — 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников», — писал подводник.
Тело офицера было найдено одним из первых. В кармане его формы нашли сверток бумаги, на котором он и написал последние слова. Он крепко прижимал руку именно к этому карману. Учитывая, что записка долго находилась в соленой воде, она немного повредилась, но все слова были видны отчетливо. Следователи, ссылаясь на секретность данных, скрыли список личного состава.
Секретное продолжение записки
Многие специалисты предполагают, что у записки Колесникова было секретное продолжение. В частности, патологоанатом, исследовавший тело подводника, утверждал, что читал его записку. Эксперт заверил, что у записки есть секретное продолжение, в котором сказано, что после взрыва у экипажа началась паника. Офицера, принявшего командование на себя, били матросы, так как он запретил выходить им из девятого отсека. «Я бы их всех перестрелял, было б у меня оружие», — именно таким описывал конец записки патологоанатом.
Однако супруга офицера утверждала, что никакого секретного продолжения не было. Ольга Колесникова уверяла, что в девятом отсеке находились адекватные моряки, которые никогда бы не позволили себе применять силу. Но экспертиза не могла установить, были ли побои, так как тело Дмитрия найдено обгоревшим с головы до ног.
Что случилось с «Курском»?
Гибель экипажа подводной лодки «Курск» считается одной из самых страшных в истории страны. В 2002 году по улице Советской Армии 2/1 в столице установлен памятник погибшим подводникам, на котором выбита надпись: «Памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск», погибшего при выполнении учебно-боевого задания». Мемориал установлен по указу президента № 1577 «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск».
«12 августа 2000 года воды Баренцева моря на несколько промилле стали соленее от крови российских моряков-подводников. В этот день, при выполнении учебных задач в море, погибла новейшая атомная подводная лодка (АПЛ) России К-141 «Курск». Сто восемнадцать североморцев пополнили скорбный список жертв аварий и катастроф, которые происходят в Военно-морском флоте с ужасающей регулярностью. Подводникам «Курска» «повезло»: их имена и обстоятельства катастрофы подводной лодки сразу же узнал весь мир. Многие страны предложили России свою помощь для спасения экипажа затонувшей АПЛ», — отрывок из книги Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск».
В 11:28 прозвучал первый взрыв — в двигателе торпеды взорвалась перекись водорода. В этот момент подводная лодка готовилась к стрельбе. В 11:30 возник второй взрыв — сдетонировали около десяти боевых торпед (от объемного пожара в торпедном отсеке, по официальной версии).
Именно второй взрыв вызвал мощную по силе взрывную волну, которую даже зафиксировали норвежские сейсмологические станции.
«… точных причин катастрофы АПЛ «Курск» не найдено. Изуродованную подводным взрывом К-141 отправили на утилизацию, погибшим подводникам поставили памятники, перекисные торпеды сняли с вооружения ВМФ, следственное дело по факту гибели корабля и экипажа закрыли и сдали в архив. Сотворена очередная тайна гибели боевого корабля российского ВМФ, оставлено место в скорбном кильватерном строю очередной жертве ведомственных интересов», — отмечает Рязанцев.
Взрыв на «Курске», по официальной информации, произошел по причине применения устаревшей учебной торпеды. Власти убеждали родных и общественность, что члены экипажа погибли практически мгновенно — об этом упоминает Леонид Млечин в книге «Путин. Россия перед выбором». Но на самом деле это было не так.
«Дело в том, что сигналы SOS подавались механическим излучателем — такие на российских субмаринах не ставят, а коды не расшифровывались. По всей вероятности, они шли с иностранной подлодки, находившейся неподалеку. И посмертная записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова подтверждает: 13 и 14 августа стучать на борту «Курска» было уже некому», — из книги Бориса Кузнецова «Она утонула…».
Моряки, которые оставались в живых, подавали из последних сил сигналы о помощи. Однако спасательные операции были организованы слишком поздно. Если верить сведениям Млечина, о выживших членах экипажа сообщили намного позже, и это благодаря тому, что офицер Колесников написал записку. Полный текст был засекречен. «Следователи наложили вето на служебную информацию. Содержание записки — это достояние следствия», — сообщил СМИ адмирал Попов.