30.07.2023
2029 просмотров

Говоряm, чmо акmера в Белом солнце пусmынu не грuмuровалu. Он mакой u прuшел uз пuвной на съёмкu!

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. Верещагин против бандитов на баркасе.

Фильм «Белое солнце пустыни» я считаю одним из лучших в советском кинематографе. Видел его огромное количество раз и всегда смотрю с удовольствием, как будто в первый раз. Помню, какое огромное впечатление он на меня произвел, когда я смотрел его совсем ещё пацанёнком. А буквально на днях уже смотрел его со своей дочкой, которой совсем недавно исполнилось 9 лет. Можно многое говорить, но ясно одно — такие фильмы будут жить всегда!

Понятное дело, что данная картина окутана большим количеством всевозможных легенд и все они точно в одной статье не поместятся. Поэтому сегодня я бы хотел затронуть одного из главных героев киноленты — таможенника Павла Верещагина, которого просто блестяще сыграл выдающийся Павел Борисович Луспекаев.

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. «Я мзду не беру. Мне за Державу обидно!» (с)

В интернете можно найти довольно большое количество упоминаний того, что в один из съёмочных дней Павел Борисович явился на съёмочную площадку с рассеченной бровью, загримировать которую было довольно сложно. Понятное дело, что о происхождении данного рассечения чего только не написано. Начиная с истории о том, как он напился в местном кабаке или пивной и устроил драку, заканчивая тем, что он отдыхал в ресторане, где стал свидетелем драки двух дагестанцев, решил их разнять и в этот момент случайно получил ножом по лицу.

Зная непростой нрав актера, а также его любовь к алкоголю, о чём довольно часто в интервью упоминал другой великий актёр Олег Басилашвили, который был другом Павла, в эти истории вполне можно поверить. Однако есть ещё один очень важный и неоспоримый факт — у Павла Борисовича Луспекаева были огромные проблемы с ногами (на момент съёмок вместо его стоп были протезы) и если внимательно присмотреться к Верещагину в фильме, то станет очевидным факт того, что почти во всех сценах с его участием он просто стоит на месте, либо двигается, но крайне мало. Какие уж тут походы по заведениям и драки?

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. «Я вот тоже сейчас это допью и… брошу!» (с)

Пересмотрев огромное количество самого разного материала о самой картине «Белое солнце пустыне» и том сам эпизоде, я всё-таки нашел одно видеоинтервью непосредственного участника тех самых событий — Александра Массарского (актёра, каскадера, постановщика трюков), который работал с Павлом Борисовичем на съёмочной площадке и в одном и эпизодов (съёмки борьбы на баркасе) выступил в роли дублера Верещагина.

Александр Массарский рассказал официальную версию рассечения брови. Её я Вам поведаю в самом конце статьи, а пока давайте вспомним — кем был Павел Борисович Луспекаев, мастерски сыгравший феноменальную роль начальника таможни — Павла Верещагина и, не побоюсь это слова, затмивший собой самого товарища Сухова.

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. «Вот что ребята, пулемёт я вам не дам» (с)

Павел Борисович Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы (Ростовская область). Отец его был родом из нахичеванских армян, а мать донской казачкой. В 1943 году ушел добровольцем на фронт, где попал в один из партизанских отрядов, где много раз участвовал в боевых операциях. Во время одной из них получил тяжелое ранение в локоть — руку чудом удалось спасти. Во время другой очень тяжелой разведывательной операции ему пришлось 4 часа неподвижно пролежать на снегу, что привело к обморожению конечностей, сильно сказавшемуся в последствии.

После войны в 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, где во время учебы познакомился с будущей женой — Иннесой Александровной, родившей ему дочь Ларису. Поговаривают, что на «любовном фронте» тоже от души набезобразничал, как и с алкоголем, но я это обсуждать не хочу.

Отыграл во многих театрах, от труппы Ворошиловградского областного русского драматического театра до труппы Большого драматического театра в Санкт-Петербурге, снялся во многих телеспектаклях и кинофильмах. Однако самой главной его ролью стал таможенник Верещагин в «Белом солнце пустыни».

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. Верещагин общается с Абдуллой.

Мало кто знает, но актер снимался в фильме в прямом смысле – через боль, каждый день доказывая на съёмочной площадке, что жалеть его не нужно. Съёмки были на берегу Каспийского моря недалеко от города Каспийск. По воспоминаниям Александра Массарского, от шоссе до съёмочной площадки было 1,5 км по песку, которые приходилось идти пешком. Многие возмущались, что артистов не могут доставить на площадку, а рядом молча шел Луспекаев опираясь на палку и обливаясь потом…

Вот Вы только представьте себе нынешних бездарных актеров, которые из-за «больного пальчика» побегут на больничный! Кремень был мужик!

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни»,1969. Павел Верещагин за штурвалом баркаса.

Откуда в итоге взялось рассечение? По словам Александра Массарского никакой драки в кабаке не было. Многие актеры параллельно со съёмками в «Белом солнце пустыни» принимали участие в других съёмках и на съёмочной площадке присутствовали «набегами». Не был исключением и Павел Луспекаев. На съёмках ленинградского телевидения упал один из осветительных приборов и его шторка задела Павла Борисовича. Режиссер фильма Владимир Мотыль предложил Павлу вернуться обратно в Ленинград на пару недель, т.к. сниматься с таким рассечением в планы не входило. Однако именно Массарский предложил сделать всё таким образом, будто Верещагин получает эту рану в перестрелке с бандитами.

Так вот и родилась знаменитая сцена на баркасе, когда осколок разбитого стекла от выпущенной бандитами пули попадает в Верещагина…

Сложно в это поверить, но Павел Борисович Луспекаев ушел из жизни через некоторое время сразу после выхода премьеры «Белое солнце пустыни», когда на него только обрушилась слава и народное признание. Символично, что баркас в фильме, на котором плывёт Верещагин, взрывается на счёт 42. Павла Луспекаева не стало именно в сорок два года. Великий Актер с большой буквы, который навсегда останется в нашей памяти. Закончить статью хочется словами Верещагина, ставшего символом современных таможенников. Эти золотые слова сейчас очень актуальны:

Я мзду не беру. Мне за Державу обидно! (с)


Оставь комментарий

Рекомендуем