И хохоmала вся площадка… 57 леm фuльму «Кавказская пленнuца»
Как гласит легенда, мэтру советской комедии Леониду Гайдаю идея снять фильм, сюжет которого закручен вокруг похищения девушки, пришла после того, как в какой-то газете он прочитал об этом кавказском обычае. По задумке это должна была быть веселая легкая комедия, но сколько же препон пришлось преодолеть авторам!
Для начала в Госкино зарубили первый сценарий. Чиновникам не понравилось то, что на экране зрители увидят похищение девушки и побоялись, что идея «уйдет в народ». Пришлось переписать часть сцен, а потом долго доказывать, что похитители не станут образцом для подражания, поскольку представлены в негативном свете. Сценарий был одобрен, деньги получены.
На роль Шурика рассматривали кандидатуры Виталия Соломина, Олега Видова, Андрея Миронова, Евгения Петросяна, Александра Збруева и еще несколько других артистов. В результате после прений с Худсоветом, который склонял Гайдая к кандидатуре Валерия Носика, Гайдай настоял на том, чтобы отдать роль Александру Демьяненко. С исполнительницей роли Нины (Гайдай назвал героиню в честь своей супруги) было еще сложнее. Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева, Жанна Болотова, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Марианна Вертинская побывали на пробах и не понравились режиссеру. По его представлению, Нина должна была воплощать в себе черты Бэлы, Кармен и Павлины. Наталью Варлей привел на пробы Георгий Юнгвальд-Хилькевич: он дружил со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым и как-то, зайдя в цирк проведать друга, увидел прелестную гимнастку и пригласил ее сняться в фильме.
Как оказалось, у Натальи уже был небольшой опыт съемок, но не это сыграло главную роль в ее утверждении, а то, что она безо всякого стеснения могла раздеться на камеру до купальника — неслыханное дело для советского кино. Но ведь она была гимнасткой, и показываться перед публикой в купальнике для нее было делом обычным.
Двум положительным героям противостояла знаменитая и любимая зрителями троица «тунеядцев-алкоголиков», мелких нарушителей закона: Трус, Балбес и Бывалый. Это уже был седьмой фильм, в котором появлялась это компания.
Картину снимали в Алуште, к сожалению, процесс шел тяжело из-за пристрастия оператора к крепким напиткам. Бывало, что он являлся на площадку в таком состоянии, что не мог стоять за камерой. Попал под его влияние и Александр Демьяненко. Остановить его помогла только угроза увольнения. В то же время творческое начало работало на всю мощь, большое количество смешных сцен и фраз придумывали на ходу, например, знаменитое «Чей туфля? Мое.», качающийся шприц, застрявший в мягких частях Моргунова, «Шляпу сними» — все это было придумано самими актерами, что всячески поощрял Леонид Гайдай, потому что после правок комиссии сценарий утратил значительную часть шуток. Над некоторыми сценами хохотала вся площадка, и уже тогда было понятно, что фильм обречен на успех.
В августе группа вернулась в Москву, чтобы провести павильонные съемки, и к ноябрю работа над фильмом была полностью завершена. 16 ноября 1966 года состоялся первый показ картины принимающей комиссии. И реакция членов совета была просто разгромной: фильм следует запретить, он антисоветский. Какая неслыханная дерзость показывать советским зрителям, как заведующий райкомхозом похищает девушку, да еще и имеет пособников в виде асоциальных элементов! Это же насмешка над социалистической реальностью! Ну и дальше посыпалось: Никулин, Вицин и Моргунов перекривлялись, Вицин раздражает, не чувствуется творческого роста режиссера, музыка устаревшая, песня пошловатая, сцены не несут смысловых и сюжетных нагрузок, фон инородный, крупные планы небрежные…
В декабре состоялась пересдача. Картину перемонтировали, но количество претензий не убавилось. Теперь в образе Саахова увидели намек на Сталина, в сцене суда — насмешку над советской судебной системой, и вообще, как заявил один из членов комиссии, «эта антисоветчина выйдет на экраны только через мой труп». Решение должна были вынести после выходных. Понятное дело, Гайдай не ждал ничего хорошего и готовился услышать вердикт о запрете картины. Но… Прошли выходные и… Картину выпускают в прокат да еще с присвоением высшей категории. Причина, по которой чинуши резко поменяли свое мнение, оказалась на удивление проста. На выходных дорогой товарищ Брежнев возжелал посмотреть что-нибудь новенькое, и ему привезли «Кавказскую пленницу». Говорят, что Генсек хохотал до слез, а по окончании просмотра просил передать режиссеру и все съемочной группе свою благодарность.
Картина вышла на широкий экран в апреле 1967 года и мгновенно стала лидером советского проката. Только в первый год ее посмотрело более 76 с половиной миллионов зрителей, а многие фразы ушли в народ. На этом фильме выросло не одно поколение, а мы до сих пор смеемся, глядя на приключения персонажей.