АФОНЯ: СТРАШНАЯ СКАЗКА ПРО ВЕСЕЛОГО ПЬЯНИЦУ
Психоделическая драма «Афоня«, удачно замаскированная создателями под комедию, фильм глубокий и многоуровневый. Советская цензура, разумеется, не могла бы пропустить картину о безысходности жизни алкоголика. Поэтому Данелия сделал Борщёва «веселым пьяницей» как писали некоторые комментаторы к моей предыдущей статье. Мол, пьянство Афони — бытовое, беззлобное и вреда никому не приносит. Разве что мелкие неудобства доставляет.
Уважаемые читатели! Если образ веселого пьяницы-балагура Афони вам мил и бесконечно дорог, подумайте дважды перед тем, как прочитать текст этой статьи! Во всяком случае, не говорите потом, что я не вас предупреждала!
Когда я в первый раз посмотрела Афоню, мне он тоже показался неплохим малым. Ну, выпивает мужик, у каждого свои слабости. Зла-то он никому не желает. Тут надо отдать должное нашим талантливым актерам: Леониду Куравлеву, Евгению Леонову, Брониславу Брондукову которые смогли показать порочную жизнь Афони весьма мягко и обтекаемо. Получилась такая сказка для взрослых. Которая чем дальше, тем страшнее.
В начале фильма Афоня своей жизнью доволен. Об этом он заявляет случайному собутыльнику Коле, которого напаивает так, что жена выгоняет того из дома. Заявления Коли об аллергии — разумеется, чушь, попытка «завязать». Но «рыбак рыбака видит издалека» — на Афоню его отмазка не действует.
Перед тем как наклюкаться Афоня закрывает на долгосрочный ремонт туалет в театре. Его не волнует, что люди останутся без этого «стратегически важного объекта» на неопределенный срок: у него получка. А получка для Афони — это святое, поскольку за ней традиционно последует возлияние. И Федул, рыщущий поблизости, красноречивое тому подтверждение. С 10 часов человек караулит милОго друга, шутки ли!
При этом добродушный Афоня с первых кадров врет направо и налево, а также проявляет агрессию. Поскольку она пассивная, не все ее замечают. Но факт остается фактом. На упреки директора театра, Афоня, спешащий за получкой, отвечает: «Совести-то у меня во… с прицепом! А времени нет!» Это и есть пассивная агрессия. Агрессия в норме необходима в первую очередь для отстаивания собственных границ. И Афоня привычно дает отпор людям, которые призывают его вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Эти попытки Борщов воспринимает, как вторжение на свою личную территорию, где действуют иные законы.
При этом плюя свысока на общество и его мораль, он активно использует ее для достижения собственных целей, давя на чужие совести. Врет и манипулирует с легкостью добиваясь своего. Получка у него в ЖЭКе не до 15, а с 16 часов. Но чтобы ускорить желанный момент, он пускает в бухгалтерии слезу по поводу больного племянника из деревни, которого надо вести на уколы и получает аванс.
Примечательная черта Афони — он ни с кем не сходится близко. Весельчак и балагур незаметную держит дистанцию со всеми. Независимость Афони объяснима: близкие отношения подразумевают искренность и взаимововлеченность в дела друг друга, а Борщову это не нужно.
Последний человек (из тех, кто показан в картине) в отношение которого Афоня допустил этот просчет — его «бывшая». Женщина, потратившая на него два года, обладает суровым характером. Чтобы «экс» не ушел от серьезного разговора, она дожидается его в пустой квартире и хорошо поставленной рукой вышвыривает Колю. Но у Афони масса способов защиты от желающих наставить его на путь истинный. Чтобы избежать выяснения отношений, Борщов прикидывается дурачком: «Икота, икота, перейди на Федота»…
Эту тактику Афоня применяет в отношении не посторонних ему людей, из которых он еще рассчитывает извлечь какую-то выгоду. Например, с Людмилы Ивановны, мастера из его ЖЭКа и Бориса Петровича, председателя месткома, песочившего его на собраниях.
Но статная героиня Нины Руслановой относительно Борщова уже все решила. Она сразу распознает ложь в жалких потугах Афони оправдаться (слова про купленные духи). Собственно, Афоня и оправдывается по инерции, понимая, что эта их встреча — последняя. Борщов чувствует облегчение, что ситуация разрешилась без усилий с его стороны: такая женщина ему точно не нужна.
Женщины в принципе интересуют Афоню только в одном, всем понятном отношении. И это неудивительно. Образ жизни Борщова не подразумевает каких-либо привязанностей и интересов кроме одного: пьяного угара.
Дальше мы видим Афоню на работе. Коллектив он уже достал. Никому не хочется участвовать в его спектакле «Что-то мне нездоровиться». Все в курсе, чем был занят Афоня накануне. Когда в ЖЭКе появляются курсанты, Борщов раздражается и начинает подкалывать молодежь: это опять проявление пассивной агрессии. Оно и понятно: голова болит, похмелиться не отпускают.
Однако не получив необстрелянную рабсилу в свое распоряжение, он закатывает скандал изображает оскорбленное достоинство перед мастером.
Мастер Борщова — женщина 40 лет, Людмила Ивановна, которую Афоня давно подмял под себя. Он мастерски манипулирует своей начальницей, которая чисто по-женски жалеет непутевого сантехника. Ошибка Людмилы Ивановны — в ее сочувствии Афоне. Такие люди, как Борщов, сочувствие по отношению к себе расценивают как слабость и не испытывают ни благодарности, ни уважения к своим «спасителям».
Афоня подыгрывает Людмиле Ивановне до момента на партсобрании, когда она вывалит всю неприглядную правду о нем. Тут добродушный Борщов покажет свое истинное лицо: при всем коллективе оскорбит женщину, пройдясь и по ее возрасту, и по семейному положению. Это говорит о его гаденькой сути: во-первых, мастер сказала чистую правду, во-вторых, она и так очень долго терпела его выходки. Но в перевернутой системе ценностей Афони снисходительность к нему — это не одолжение, а обязанность простых смертных вроде Людмилы Ивановны. Недаром бросая на произвол оставшиеся без воды 300 квартир, он небрежно бросает ей: «Ты мастер, ты и решай»!
При этом Афоня прекрасно знает, что значит работать качественно. Попав под чары прекрасной Елены, он без всяких магарычей чинит ей кран и обещает «со временем» заменить мойку. Заявив, что «отсутствие жалоб со стороны населения — лучшая награда за наш труд», он отправляется исполнять свои непосредственные обязанности, результатом чего и стал брошенный без воды многоквартирный дом.
Смысл жизни Афони прост: замкнутость на себе. Брать все, что плохо лежит и ни во что не вкладываться, не видя своей выгоды. Но у такого образа жизни есть обратная сторона: отсутствие близких людей.
Семьи у Афони нет, но есть собутыльники. Эти люди — товарищи не разлей вода, когда стаканы полные и абсолютно чужие друг другу в трезвой фазе. А в состоянии необходимости опохмела и вовсе враги. Иначе говоря, их отношения абсолютно потребительские.
Федул носится за Афоней и страстно ждет его перед тем как накатить. В состоянии «полной загрузки» они те самые «друзья — не разлей вода». При этом душевное состояние Афони для Федулу абсолютно неинтересно. Смысл их совместного времяпровождения исключительно в возлияниях.
Неподражаемая интонация Бронислава Брондукова, с которой он вопит под окнами: «Афоня, гони рубль»! мне напоминает… тоскливое карканье вороны, предвестницы несчастья. Какая бы беда не случилась у «товарища», Федулу интересно одно: добыть денег на опохмел. После рассказа шофера Воронкова на партсобрании о том, что Федул уже все пропил из дома, бьет жену и ребенка, понимаешь, насколько зловещ образ этого маленького человека в несуразной панамке.
Но если Федул — персонаж простой и понятный, то штукатур Коля более неоднозначен. Тут надо отвлечься и отдать должное героическим усилиям уж не знаю кого — Данелии, видимо — благодаря которым картина про жизнь советских алкоголиков увидела свет. Одним из беспроигрышных ходов стал подбор актерского состава. Если бы Афоню играл не Куравлев, а Колю не Леонов, сомневаюсь, что критика пропустила бы фильм.
Леонов, изображающий человека, имеющего проблемы с алкоголем, это почти оксюморон. Этот актер на экране воплощал доброту, добротой пронизаны все его образы. И я думаю, не все знают, что сам Евгений Павлович своего штукатура Колю очень не уважал. Я прочитала об этом в чьих-то воспоминаниях о работе над фильмом и уже после этого присмотрелась к квартиранту Афони повнимательнее.
Когда Колю после пьянки выгоняет жена, он направляется прямиком к Афоне, с которым знаком всего один вечер. Такая непосредственность — голый расчет. Он просто не хочется «светиться» по знакомым, которые, очевидно в курсе ситуации в семье Коли. Т.е. психологически пропойному штукатуру комфортнее покантоваться у полузнакомого одинокого человека.
Любуясь звездами, Коля признается Афоне, что мечтает о мире во всем мире без войн и очагов напряженности. И жалуется попутно, как КлавдИя не пустила его на рыбалку: смыла в канализацию мотыля и поломала удочки. «Нет, нет у нас всеобщей коммуникабельности», — подводит печальный итог Коля.
Коля не так прост, каким кажется. Свою проблему с зеленым змием он предпочитает завуалированно называть аллергией, а попытки жены противостоять ей — отсутствием всеобщей коммуникабельности. Сам Коля коммуникабелен: без спору отправляется спать в ванную, когда хозяин дома планирует заявиться с дамой. Выполняет функции секретаря Афони и даже бросается защищать его от начальник ЖЭКа, толкая речь о моральном уровне Афони, превосходящем мораль общественную.
Во время совместного проживания с Афоней, Коля то и дело хвастается различными предметами гардероба, которые жена покупала ему во время поездок: галстук из Сочи, шляпа из Риги. КлавдИя успешно приобщила мужа к некоей статусности, расставаться с которой он не намерен. Свою досадную помеху к «дольче вита» Коля тоже пытается приукрасить налетом статусности. Отсюда и рассуждения про аллергию и отсутствие коммуникабельности.
Афониным пьянкам Коля, очевидно, тоже находил какие-то статусные объяснения до поры — до времени. Однако как только над Борщовым нависла угроза увольнения, Коля спешно съезжает от него. Домой! «Я не гордый, попрошу прощения»! — те. до проблем Афони на службе Коля о своей НЕгордости не вспоминал. Но одно дело общаться с веселым пьяницей, другое — с пьющим тунеядцем. Это в Союзе было чревато, и Коля сразу сменил курс в сторону родной гавани несмотря на просьбы раздавленного чередой проблем Афони не покидать его.
Леонов, отыграв последнюю сцену, когда Коля кладет на стол перед Афоней бумажку со своим адресом, сказал Данелии, какой, мол, отвратительный человек этот штукатур. Момент, когда у Коли вместе с бумажкой из кармана выпало несколько монет, которые он тут же запихивает назад, актеру показался особенно красноречивым и мерзким: ведь штукатур достаточно долго квартировал у Афони, но тем не менее пожлобился оставить ему хотя бы эту мелочь!
Что касается возвращения Афони в родные пенаты — в деревню он приехал вовсе не для того, чтобы начать жизнь сначала, а просто чтобы зализать раны. Судя по всему, тетю Фросю, поставившую крест на личной жизни, чтобы вырастить своего Конька-Горбунка, он не только не видел с армии, но даже не написал ей ни единого письма.
Решение остаться Афоня принимает, встретив друга детства Егозу, узнав в нем, очевидно, партнера по любимому виду спорта. Благостные мечты о размеренной жизни в родной деревне накрываются медным тазом, когда Афоня узнает о смерти тетки, не дождавшейся своего Горбунка. А после прихода вечером дяди Егора со шкатулкой писем, которые Фрося сама себе писала якобы от Афони, выгораживая его перед деревней, к Борщову приходит понимание, что житья ему здесь не будет. Уж если в ЖЭКе коллектив пристально следил за его моральными качествами, то деревенские будут это делать с удвоенным рвением! А менять в своей жизни Афоня ничего не намерен: его и так все устраивает.
Именно по этой причине враз осунувшийся и постаревший Афоня оказался на маленьком взлетном поле, где несколько раз просил перебить билет. Сказка про веселого пьяницу заканчивается у аллегорического перепутья. Но только выбора у Афони нет. Какую бы дорогу он не выбрал, от себя уйти у него не получится.
И появление Кати Снегиревой — не то в реальности, не то в полуденном сне — это еще одна попытка подсластить горькую пилюлю истинной морали этой страшной взрослой сказки. Ну и заключительный ход конем против неумолимой советской цензуры.
Впрочем, каждый увидит свое за образом веселого пьяницы-балагура.
Уважаемые читатели! Предлагаю в комментариях честно ответить на следующий вопрос: хотели бы вы себе такого родственника, как Афоня. Зятя, свата, брата или супруга? Стали бы вы общаться с таким другом, как Борщов? Взяли бы вы такого человека к себе на работу? Часть комментариев к предыдущей статье про Афоню — красноречивое доказательство существования двойных стандартов морали в нашем обществе. Куравлев сделал образ Афони настолько симпатичным, что многие готовы простить этому человеку все. А вот простили бы вы ему собственную испорченную жизнь или обиды, нанесенные вашим близким? Мне очень интересно!