Эmу песню обожалu в СССР мuллuоны. Первый шедевр «Песняров» был рождён за одну ночь u связал несколько судеб
Если существуют безоговорочные шедевры, то «Александрина» — один из них. Жемчужина репертуара легендарных «Песняров», она прочно вошла в историю советской песенной культуры и стала частью жизни миллионов слушателей. Гениальные вещи в те времена рождались быстро. «Александрина» была написана за одну ночь для конкретного солиста — и вошла на альбом, записанный за восемь часов.
В сентябре 1969 года решением худсовета Минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем. Руководил новоявленным ВИА уральский музыкант Владимир Мулявин, который после скитаний по стране нашёл себя и своё призвание в Белоруссии.
Перед IV Всесоюзным конкурсом артистов эстрады ансамбль сменил название на «Песняры». Владимиру Мулявину требовались не просто профессионалы, а инструменталисты и вокалисты особого склада — способные чувствовать красоту и глубину славянского фольклора, при этом не чуждые современным веяниям в рок-музыке. Пусть даже и любители, но талантливые.
Порой такие люди находились в неожиданных местах. Например, в конце 1970 года Мулявин обратил внимание на 22-летнего архитектора Леонида Борткевича. Он родился 25 мая 1949 года и занимался музыкой с детства. Выпускник архитектурного техникума, Борткевич работал по специальности в «БелНИИгипросельстрое» и выступал в свободное время в самодеятельности.
Владимир Мулявин разглядел в самородке зачатки будущей звезды. Он позвонил в проектную контору и предложил Леониду Борткевичу место в ансамбле. Тот решил, что это розыгрыш, и бросил трубку. Будь Мулявин менее настойчив, история пошла бы другим путём. Но худрук «Песняров» набрал номер ещё раз и убедил новичка испытать свои силы.
После прослушивания Владимир Мулявин ничего не сказал. А на следующий день принёс «Александрину». Он написал эту волшебную мелодию за одну ночь, специально под нового солиста. Леониду Борткевичу ничего не оставалось, кроме как переквалифицироваться из архитекторов в певцы.
Леонид Борткевич вспоминал: «Он за ночь написал эту песню, и уже через пару дней я исполнял её на творческом вечере Петруся Бровки в Колонном зале Дома Союзов».
Петрусь Бровка — белорусский поэт, стихотворение которого Владимир Мулявин облёк в уникальную музыкальную форму.
У Александрины был и вполне реальный объект посвящения — белорусская театральная актриса Зинаида Конопелько. В нежных поэтических строчках Петрусь Бровка описал возвышенные чувства, связанные с юношеской любовью, сравнивая возлюбленную с цветами.
Петрусь Бровка / Зинаида Конопелько
«Александрына! Цяпер прыйшла зіма…
Александрына! Шукаю я — няма!
Александрына! I з песняй ты цвіла…
Александрына! Якою ты была!»
От Зинаиды Конопелько — девушки с васильковыми глазами — сюжет тянется к Петру Машерову, Первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии. Они были знакомы с юности: одногодки, оба родились в Сенненском уезде Могилёвской губернии. Не исключено, что Пётр Машеров в юности испытывал романтический интерес к землячке, которая впоследствии стала актрисой.
Поэтому руководитель республики относился к «Песнярам» вообще и к «Александрине» в частности с особым пиететом. В разные годы он помогал участникам ансамбля решать бытовые и личные неурядицы, пробивать финансирование на достойную аппаратуру.
Пётр Машеров
Флейтист и солист Владислав Мисевич описал визит Машерова со всем высшим руководством республики на вечерний концерт во Дворце спорта в Минске и общении с его помощником в 1979 году: «Ну а под конец концерта наш «связист» спрашивает: «Где «Александрына»? Шеф ждёт!» А мы как раз перестали с ней выступать. Пришлось концерт завершать этой песней».
Сразу после исполнения курьер прибежал к музыкантам и передал им слова Машерова: «Всем, кто пел «Александрыну», присвоить «заслуженного артиста БССР», Мулявину — «народного»».