Служебному роману 47 леm. Фuльм генuальный. Реальная uсmорuя созданuя. Инmересные факmы
Что же подтолкнуло режиссера к экранизации пьесы? Что осталось за кадром картины и чью роль вырезали из фильма полностью? Расскажу сегодня…
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Реальная история
В основе этой истории лежит реальный случай отношений между начальницей и рядовым сотрудником. Никто уже и не помнит, где произошли эти события и кто первым рассказал эту историю Рязанову, но идея ему понравилась.
Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов — творческий дуэт, друзья и соавторы
Пьеса, написанная Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым в 1971 году, сначала стала успешной театральной постановкой. Премьера спектакля состоялась в том же 1971 году на сцене Ленинградского Театра комедии им. Н.П. Акимова. Новосельцева сыграл Пётр Вельяминов, а Людмилу Прокофьевну Калугину — Ольга Волкова.
Позже спектакль с неизменным успехом ставился и в других театрах страны и в общей сложности был сыгран более 19 000 раз.
Успешный проект, который не нравился Рязанову
«Проект» был успешным, в том числе и финансово, поэтому идея об экранизации никому даже в голову не приходила, но популярность пьесы имела и обратную сторону медали.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Сначала на экраны страны вышла телевизионная постановка по мотивам «Сослуживцев», которая Рязанову не понравилась. А чуть позже Рязанов попал на постановку пьесы в исполнении псковского театра, где весь текст героев был зарифмован в стихи. И это было ужасно.
Авторы с удовольствием запретили бы пьесу, но пожалели артистов.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Вместо этого, Брагинский и Рязанов решили снять свою версию истории, такую, какой они сами ее видели. 26 октября 1977 на всех экранах страны состоялась премьера одного из самых лучших фильмов того времени, самой кассовой картины Рязанова, которую зрители назвали лучшей картиной года.
Что же осталось за кадром? Какие события предшествовали этой громкой премьере?
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Золотой актерский состав
Актеров на главные роли, можно сказать, и не выбирали. Ещё до утверждения сценария в Госкино Рязанов и Брагинский уже знали, кто будет играть их героев, а актеры с нетерпением ждали начала съемок.
Почему Рязанову разрешали выбирать актеров без проб?
Тут нужно знать специфику утверждения актеров на роли того времени. По существующим правилам, художественному совету нужно было предоставить по три пробы актеров на каждую роль, и окончательное решение принимал именно худсовет.
Но не в случае с Рязановым. Этому предшествовала интересная история.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Дело в том, что фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) киношному начальству не понравился. Запретить они его не могли, а вот «наказать» режиссера — да. Рязанова «сослали» на телевидение, которое в то время играло роль «второй скрипки» после кино.
Вот только время для «наказания» было выбрано крайне неудачное. На телевидение Рязанов пришел с готовой пьесой «Ирония судьбы» и сразу приступил к работе.
После выхода на экраны телевизионной версии фильм, киношное начальство было готово на любые условия, лишь бы Рязанов вернулся в кино. И режиссер этим воспользовался, заручившись правом самому выбирать актеров на роли.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Несохранившиеся правки
Изначально фильм был немного другим. Правки вносились прямо на съемочной площадке, но группа экономила пленку и почти все эпизоды, не вошедшие в фильм, были утрачены.
А ведь менялись не только диалоги и сцены, из картины убирали даже «лишних» героев, о которых мы, к сожалению, уже никогда не узнаем, кроме одного. Но об этом чуть позже.
Как Басилашвили чуть не лишился гонорара
На момент начала съемок Олег Валерианович ни разу не сидел за рулем автомобиля. По сценарию, показав свою «упакованную» машину бывшему однокурснику, Самохвалов должен был лихо газануть и уехать. Ещё несколько дублей он должен был сниматься за рулем. Пришлось Басилашвили обучаться вождению.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
После нескольких занятий с инструктором он уже неплохо водил, но асом, конечно, не стал. А на съемках случилось непредвиденное: несколько зрителей так хотели попасть в кадр, что буквально бросились ему под колеса. Олег Валерианович вывернул руль и с испугу нажал на газ, буквально снеся будку «Союзпечати». К счастью, никто не пострадал, но ущерб был немаленький.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Басилашвили всерьез опасался, что дальше он будет сниматься бесплатно, но деньги на компенсацию все-таки выкроили из бюджета фильма.
Вырезанная роль Александра Фатюшина
От роли Александра Фатюшина в фильме осталось всего три эпизода: в самом начале фильма, в момент «воскрешения» Бубликова и в курилке, откуда удивленные сотрудники наблюдают преображение Калугиной.
А ведь изначально роль Фатюшина была намного больше. Именно он должен был сыграть роль мужа секретарши Верочки, с которым она не только разговаривает по телефону, но и работает в одном институте.
Их любовная сюжетная линия, хоть и была почти полностью отснята, но в фильм не вошла.
Александр Фатюшин — советский и российский актёр театра, кино и дубляжа. Заслуженный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР
В середине съемок Фатюшин получил травму и попал в больницу. Ждать его выздоровления времени не было, и тогда он попросил режиссера убрать его из фильма вообще. Но три эпизода Эльдар Александрович все-таки оставил. Уж больно хороши они были.
В итоге даже голос Верочкиного мужа по телефону — не голос Фатюшина, а голос… Басилашвили с технически измененным тембром. Кто бы мог подумать?
Секрет успеха фильмов Рязанова
Если вы до сих пор задаетесь вопросом, что же было самым главным секретом успеха фильмов Эльдара Рязанова, то ответ довольно просто. Все, что мы видим на экране — ситуации, героев, даже декорации — все это было невероятно жизненным, настоящим, знакомым зрителю. Именно за это его картины любили и любят до сих пор.