«Деmсmво кончumся когда-mо…» Исmорuя любuмой песнu uз деmсmва «Крылаmые качелu»
Так уж получилось, что книги Е. Велтистова про робота — двойника советского школьника — на меня особого впечатления в детстве не произвели. Чего не скажешь о фильме «Приключения Электроника» режиссёра Константина Бромберга (позже его прозовут «Детство Терминатора»), который я считаю шедевром детского кино, с удовольствием пересматриваю и, самое главное, ни чуточки не разочаровываюсь.
Конечно, успех этого фильма держится не на одном саундтреке. Но песни, созданные Евгением Крылатовым и Юрием Энтиным, безусловно, важная часть и без того отличной кинокартины.
Когда Бромберг попросил Крылатова сочинить песни для фильма, тот поначалу отнекивался. Евгения Павловича слишком смущало слово «Электроник». «Я не электронный композитор» — оправдывался Крылатов, на что режиссёр парировал: «Я не требую обязательно электронной музыки. Пишите, что хотите».
Константин Бромберг (1939-2020).
Одним из пожеланий Бромберга было создание песни о детстве в духе модного тогда хита Александра Зацепина «Куда уходит детство» в исполнении Аллы Пугачёвой. И надо сказать, с поставленной задачей поэт и композитор справились на все сто. «Крылатые качели» даже своей внутренней структурой напоминали песню Зацепина – тот же переливающийся куплет и взмывающий припев.
Правда, Энтин на свой текст смотрел достаточно скептически, так как лирику писать не очень любил. «Это не моё», — говорил он Крылатову. — «Моё — это «Я с детства был послушным ребёнком золотушным…» («Песенка Ури»). Но Крылатов убеждал поэта, что тот себя недооценивает.
Юрий Энтин (р. 1935) и Евгений Крылатов (1934-2019).
Е. Крылатов:
«Когда я приступил к созданию песни, то мне не хватило строчек на запевы, а припев у Энтина был написан очень длинный. Мы доделывали эту песню в последний день и в последний час. Буквально в считанные минуты перед записью песни в студии Энтин придумал этот поэтический образ для припева про крылатые качели».
Сам образ родился у Энтина из детских воспоминаний о том, как он ранней весной тайком пробирался в парк аттракционов, когда тот стоял ещё закрытым.
Песня звучит в фильме два раза. Первый раз её исполняет перед ошеломлённой учительницей пения сам Электроник.
Второй раз — «Крылатые качели» исполняется уже хором одноклассников. Сцена должна была продемонстрировать силу коллективизма, когда весь класс пытается помочь завравшемуся Сыроежкину (помните Гусева: «Я тоже петь могу!»?).
Интересно, что в фильме братьев-близнецов Торсуевых дублировали женщины — Ирина Гришина и Надежда Подъяпольская (от самих актёров, по-моему, остался лишь специфический смех Сыроежкина). То же относится и к песням…
Юрий и Владимир Торсуевы.
Разумеется, слова Электроника о том, что он спел «Крылатые качели» «голосом Робертино Лоретти» никто из зрителей всерьёз не воспринимал. Зато по поводу того — кто на самом деле исполнял эту песню за кадром? — в своё время в Интернете кипели жаркие споры. В том, что это был женский голос сомнений не было. Вот только — чей именно голос?
Первой претенденткой называли Елену Камбурову. И она действительно исполнила в фильме немало песен за мальчиков («Мы — маленькие дети», «До чего дошёл прогресс…», «Это что же такое…», «Грустная песенка Сыроежкина»).
Счастливые же обладатели пластинки с саундтреком, вышедшей на фирме «Мелодия» в 1980 году, утверждали, что на конверте исполнительницей «Качелей» однозначно указана Таня Мелехова — солистка Большого детского хора п/у В. Попова (она же исполняла эту песню и в телеконцерте «Песня года»).
Конверт пластинки 1980 года.
Кстати, изначально в «Крылатых качелях» было всего два куплета. Но издателям пластинки этого показалось недостаточно, и Энтин срочно досочинил 3-й куплет («Шар земной быстрей кружится…»).
В итоге оказалось, что оригинальную версию песни исполняла не Камбурова, не Мелехова, а 17-летняя Елена Шуенкова, о чём она лично рассказала на ток-шоу Андрея Малахова…
Кстати, кроме «Качелей» Шуенкова спела за кадром ещё три песни фильма — «Это знает всякий», «Колокола» и «Ты — человек».
Слева направо: Елена Камбурова, Елена Шуенкова, Татьяна Мелехова.
Как вспоминал Крылатов, работа над саундтреком к «Электронику» шла довольно легко. Правда, никакого суперхита он в «Крылатых качелях» не видел (самому композитору больше всего нравилась песня про колокола).
А тут ещё ложку дёгтя неожиданно подкинул режиссёр. Послушав окончательную запись «Качелей» он помрачнел и в сердцах брякнул: «А песенка-то — полное дерьмо! Всего ожидал, но не такой гадости!». Песня показалась ему занудной и несовременной.
К счастью времени что-то переделать уже не было.
Е. Крылатов:
«В чем сложность работы в кино заключается? Слишком большая ответственность. Если музыка окажется неверно подобранной, картина может разрушиться. Когда режиссер фильма “Приключения Электроника” раскритиковал мои “Крылатые качели”, я ведь поверил, что фильм пропал. Я сильно переживал из-за того, что, возможно, угробил картину».
Теперь-то мы знаем, насколько ошибался режиссёр. После телепремьеры «Приключений Электроника» в 1980 году киностудию просто завалили ворохом писем от поклонников картины. Большая их часть, закономерно, адресовалась исполнителям главных ролей — братьям Торсуевым. А вот второе место занимали восторженные письма к композитору.
Надо сказать, что саундтрек фильма был буквально напичкан отличными песнями. Мне, например, безумно нравилась и песня Сыроежкина («Мы — маленькие дети, нам хочется гулять»), и песня в магазине игрушек, где характеру каждого персонажа был найден свой голос и мотив.
Больше всех не повезло композиции «Ты — человек». Лично я такого не помню, но пишут, что после первой премьеры фильма во всех последующих показах она обрезалась – вплоть до 1988 года. Мол, её текст о том, что человек не должен быть «послушным стадом», мог вызвать у населения нехорошие ассоциации с протестом против Коммунистической партии.
Странно… Я, например, «Ты — человек» слышал всегда полностью, и ассоциации у меня были с точностью до наоборот – ведь по звучанию и посылу это, наверное, самая «пионерская» песня в фильме.
Но, конечно, главным хитом были и остаются именно «Качели», которые полюбились и взрослым.
Е. Крылатов:
«Есть у меня и чисто детские песни – например, «Песня Сыроежкина», …а песни, которые я считаю главными в своем творчестве — философские. Те же «Крылатые качели» — философская, ностальгическая песня о детстве».
Всенародный успех «Электроника» стал ещё одним поворотным моментом в карьере композитора, надолго связав название «Крылатых качелей» с фамилией Крылатов. Вскоре композитору позвонил и режиссёр, признав, что погорячился, и они помирились.
Е. Крылатов:
«Бромберг признался, что мечтал о динамичной песне, которую будут петь во всех ресторанах страны. Прошло 20 лет, и теперь я периодически звоню Бромбергу то из армянского ресторана, то из грузинского, и даю режиссеру по мобильному, так сказать в режиме «прямого эфира», послушать, как страна поет в ресторанах мои «Крылатые качели».
Забавно, что буквально через три года после выхода «Электроника» Константин Леонидович снова поссорится с Евгением Павловичем — теперь во время работы над фильмом «Чародеи». Но это уже другая история…